А самый благополучный возраст для перевоспитания детей, как считают ученые педагоги и психологи - младший школьный возраст. В ходе нашего исследовании попытались выяснить следующие вопросы. Как помочь ребенку в условия школы? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?
В связи с этим следует отметить, что перед социальным педагогом стоит сложная задача как способствовать подготовке младших школьников к безболезненному «переходному» возрасту, погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее.
Социальный педагог - сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.[23; с.20]
По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.[17]
Отклонения в поведении детей - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение - понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - «делинквентность» и «девиантность».
Главное требование к социальному педагогу - это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.
В ходе исследования определены формы и методы организации социально-педагогической деятельности с детьми такие как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью.
Нами разработан план работы социального педагога с трудными детьми и профессионально-педагогической поддержки работы социального педагога с трудными детьми, также определена система диагностических методик выявления трудных детей, с помощью оценки детской тревожности, выявления уровня самооценки и притязаний, и исследования межличностных отношений ребенка (младшего школьного возраста) с родителями.
Все эти мероприятия направлены на социально педагогическую коррекцию и профилактику агрессивного поведения трудных детей.
Разработаны рекомендации педагогам и родителям о том, как надо вести себя с агрессивным ребенком и как НЕ надо вести себя с агрессивным ребенком. Ведь дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются.
Подготовлен авторский социально-просветительский фильм о важности профессии социального педагога «Социальный педагог - лучший друг ребенка». В нем отражены самые важные качества социального педагога и предоставлены социальные ролики о трудных детях.
Предлагаем фрагмент из нашего исследования: «Рекомендации педагогам и родителям».
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения:
Как надо вести себя с агрессивным ребенком:
Как НЕ надо вести себя с агрессивным ребенком:
Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы и педагога четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может противоположным, на первый взгляд поведением: перевозбуждаться, капризничать, упрямиться. Следите за проявлением своего настроения. Благоприятный психологический климат вокруг ребенка поможет ему, как цветку, вырасти, благоухать, и радовать окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим ребенком. Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратиться к вам, самым любимым и близким людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки.
Если ребенка постоянно критикуют |
Если ребенок живет в терпимости |
|
|
Если ребенок живет во вражде |
Если ребенка подбадривают |
|
|
Если ребенка высмеивают |
Если ребенка хвалят |
|
|
Если ребенок растет в упреках |
Если ребенок растет в безопасности |
|
|
|
Если ребенка поддерживают |
|
|
Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия |
|
|
Результаты нашего исследования мы планируем реализовать при прохождении нами педагогической практики в будущем учебном году.