ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, несмотря на конвенцию о правах ребенка, новых программ воспитания и обучения - количество детей, пополнивших, ряды трудных детей растут. Надо помнить и родителям и педагогам о том, что столкновение мира младшего школьника с миром сверстников, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и недоверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер.

А самый благополучный возраст для перевоспитания детей, как считают ученые педагоги и психологи - младший школьный возраст. В ходе нашего исследовании попытались выяснить следующие вопросы. Как помочь ребенку в условия школы? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?

В связи с этим следует отметить, что перед социальным педагогом стоит сложная задача как способствовать подготовке младших школьников к безболезненному «переходному» возрасту, погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее.

Социальный педагог - сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.[23; с.20]

По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.[17]

Отклонения в поведении детей - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение - понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - «делинквентность» и «девиантность».

Главное требование к социальному педагогу - это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

В ходе исследования определены формы и методы организации социально-педагогической деятельности с детьми такие как  исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью.

Нами разработан план работы социального педагога с трудными детьми и профессионально-педагогической поддержки работы социального педагога с трудными детьми, также определена система диагностических методик выявления трудных детей, с помощью оценки детской тревожности, выявления уровня самооценки и притязаний, и исследования межличностных отношений ребенка (младшего школьного возраста) с родителями.

  Все эти мероприятия направлены на социально педагогическую коррекцию и профилактику агрессивного поведения трудных детей.

Разработаны рекомендации педагогам и родителям  о том, как надо вести себя с агрессивным ребенком и как НЕ надо вести себя с агрессивным ребенком. Ведь дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются.

Подготовлен авторский социально-просветительский фильм о важности профессии социального педагога «Социальный педагог - лучший друг ребенка». В нем отражены самые важные качества социального педагога и предоставлены социальные ролики о трудных детях.

Предлагаем фрагмент из нашего исследования: «Рекомендации педагогам и родителям».

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения:

  1. Попытайтесь понять, что стоит за таким поведением. Уверен ли ваш ребенок, что единственный путь получить желаемое - это вести себя агрессивно? Или таким образом он старается наказать того, на кого рассердился? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек?
  2. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение ребенка.
  3. Обратите внимание, какие ваши действия могут вызвать вспышку раздражения в вашем ребенке. Может, вы постоянно спорите с ним, излишне требовательны, и контролируете его. Все это может спровоцировать вашего ребенка на агрессию.
  4. Некоторых детей надо просто прижать к себе и стараться их успокоить.
  5. Поиграйте с ребенком в игры, направленные на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

Как надо вести себя с агрессивным ребенком:

  • Нащупать все болевые точки в семье, нормализовать семейные отношения.
  • Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких.
  • Любить ребенка со всеми его недостатками.
  • Требуя что-то, учитывать возможности ребенка, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
  • Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Дать понять ребенку, что он любим, если даже в семье, появился новорожденный.
  • Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.
  • Помнить, что слово может ранить малыша.

Как НЕ надо вести себя с агрессивным ребенком:

  • Нельзя внушать, что он плохой. Отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у ребенка.
  • Использовать агрессивные методы воспитания и наказания.
  • Позволять нарочно стрелять во взрослых.
  • Учить мучить домашних животных.
  • Все время подчеркивать, что новорожденный лучше его.
  • Оскорблять ребенка.
  • Не любить его.

Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы и педагога четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может противоположным, на первый взгляд поведением: перевозбуждаться, капризничать, упрямиться. Следите за проявлением своего настроения. Благоприятный психологический климат вокруг ребенка поможет ему, как цветку, вырасти, благоухать, и радовать окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим ребенком. Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратиться к вам, самым любимым и близким людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки.

Если ребенка постоянно критикуют

Если ребенок живет в терпимости

  • он учится ненавидеть.
  • он учится принимать других.

Если ребенок живет во вражде

Если ребенка подбадривают

  • он учится агрессивности.
  • он учится верить в себя.

Если ребенка высмеивают

Если ребенка хвалят

  • он становится замкнутым.
  • он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в упреках

Если ребенок растет в безопасности

  • он учится жить с чувством вины
  • он учится верить в людей.

 

Если ребенка поддерживают

 

  • üон учится ценить себя

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия

  • он учится находить любовь в этом мире.

Результаты нашего исследования мы планируем реализовать при прохождении нами педагогической практики  в будущем учебном году.

Просмотров работы: 23