Обстоятельства неожиданной смерти этого замечательного ученого, последовавшей 24 декабря 1927 года, до сих пор окончательно не выяснены и служат почвой для различных легенд. Существуют несколько версий причин кончины Бехтерева. Рассмотрим некоторые из них.
По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. По сведениям, в декабре 1927 года Бехтерев, собираясь из Ленинграда в Москву на I Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, получил из лечебного управления Кремля телеграмму с просьбой, приехав в Москву, связаться с управлением. В пятницу 22 декабря, вернувшись из Кремля, Бехтерев выступил с докладом на съезде, затем с самого утра 23 декабря осматривал новую лабораторию Института психопрофилактики, а оттуда отправился в Большой театр на балет Чайковского «Лебединое озеро». Именно там будто бы ученый в буфете что-то съел, и это способствовало его отравлению. Со второго действия В.М. Бехтерев вернулся в квартиру профессора С.И. Благоволина, у которого остановился в Москве, почувствовав себя плохо. Приглашенный профессор Бурмин прописал ему постельный режим. К вечеру самочувствие Бехтерева резко ухудшилось. На сей раз вместе с Бурминым прибыли профессор Шервинский, а также два врача - Клименков и Константиновский. Оба профессора подтвердили утренний диагноз - острое желудочно-кишечное заболевание; врачи остались дежурить на ночь.
Общее отравление организма Бехтерева неудержимо нарастало. Он временами терял сознание. Дыхание стало прерывистым. Частота пульса резко упала, и в 23 часа 45 минут 24 декабря после короткой агонии великий ученый скончался от паралича сердца [8].
Утром 25 декабря квартира Благоволина наполнилась светилами советской медицины того времени. Прибыли невропатологи Г.И. Россолимо, Л.С. Минора, В.В. Крамер, психиатр В.А. Гиляровский, патологоанатом А.И. Абрикосов, нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Скульптор И.Д. Шадр снял гипсовую маску, а профессор Абрикосов извлек мозг умершего. Была оглашена последняя воля В.М. Бехтерева: мозг его передать в Ленинградский институт по исследованию мозга, тело кремировать.
Смерть Бехтерева породила версию-легенду со многими неизвестными. Сомнения в официальной версии возникли у многих коллег ученого-медика. Одни считают, что странно и глупо думать "будто учёного с мировым именем могли потчевать в прославленном театре несвежей пищей" [7]. Другие утверждают, что больному Бехтереву была оказана недостаточная и неквалифицированная помощь. Некролог в журнале «Вестник знания» сообщил, что причина смерти - желудочно-кишечное заболевание. Это заключение сторонниками версии отравления оценивается как «неопределенное и непрофессиональное» [7]. Это, разумеется, совсем не так. Врачи пытались сделать все возможное, используя все достижения науки того времени.
Странным кажется, на наш взгляд, тот факт, что "представители Наркомздрава решили не делать вскрытия и патологоанатомического исследования, а решили лишь изъять мозг" [8]. Тело же якобы по воле ученого кремировали, а ведь все родственники Бехтерева (кроме его жены) были против этого.
Одним из предположений было, что Бехтерев был специально отравлен органами НКВД после того, как нелицеприятно отозвался о состоянии психического здоровья И.В. Сталина. Будто бы на заседание съезда 22 декабря Бехтерев опоздал на несколько часов. На вопросы коллег о причине задержки он с раздражением ответил, что «смотрел одного сухорукого параноика». Более того, Бехтерев сделал губительное для себя заключение, что с таким заболеванием человек не может руководить страной. И этими выводами Бехтерев неосторожно и открыто якобы делился с коллегами, откровенно называя Сталина «сухоруким параноиком».[3] Но так сказать о пациенте не может даже начинающий психиатр, а Бехтерев был крупнейшим специалистом, признанным во всем мире. Он отличался исключительным тактом, деликатностью, тонкостью в отношениях с людьми, призывал коллег соблюдать врачебную тайну, щадить самолюбие больных...
Совершенно иную версию смерти Бехтерева высказывал в беседе с корреспондентом журнала «Техника молодежи» Рудольфом Баландиным писатель Глеб Анфилов. Согласно его гипотезе, смерть ученого была непосредственно связана с его работами в области создания «идеологического оружия» [4]. Во время бесед с бывшими сотрудниками Бехтерева Анфилов узнал, что выделилось два направления в исследованиях. Одно из них - передача мыслей и эмоций на расстоянии, то есть телепатия. При разработках другого направления для внушения использовалась обычная радиосеть или микрофон.
Получившееся в результате экспериментов «идеологическое оружие» должно было иметь внутреннее применение. Если обычно психологическое оружие направляется на подавление и дезорганизацию неприятеля, то это, напротив, должно было мобилизовать и вдохновлять «своих». Фактически это было оружие для покорения собственного народа. Оно не создавало не только послушные толпы, но и образ обожаемого вождя. В начале 1927 года один из руководителей работ неожиданно пропал, скорее всего, сбежал в Германию, прихватив с собой секретные бумаги. Это многое объясняет в сходстве политических ситуаций России и Германии тех времен. Бехтерев оказался под прицелом НКВД. К тому же власти уже не испытывали в нем нужды, поскольку метод был отработан и апробирован. [4].
«Обстоятельства смерти академика Бехтерева в конце двадцатых годов тайно расследовались тремя крупными российскими юристами: Н. К. Муравьевым, П. Н. Малянтовичем и А. А. Иогансеном», - пишет в своей книге внук последнего [8]. По словам автора данного исследования, в 1927 году Г.Е. Зиновьев, стоявший во главе Ленинградской парторганизации, вступив в смертельную схватку со Сталиным за власть, решил выдвинуть против «вождя и учителя» обвинение в отравлении Ленина. Зиновьев в 1927 г. рассчитывал победить Иосифа Виссарионовича с помощью свидетельских показаний Бехтерева. Для чего и стал оказывать давление на ученого. Тот в 1923 году осматривал больного Ленина и не имел сомнений в том, что Владимир Ильич был отравлен. Экспертное заключение Бехтерева - ученого с мировым именем и колоссальным авторитетом - могло поставить Сталина в очень затруднительное положение. Однако выход нашелся. «Нет человека - нет проблемы». И великого ученого не стало [8].
Такого же мнения придерживался и правнук Бехтерева, Святослав Лебедев, директор Института мозга человека. Он считает, что ученый был убит из-за диагноза, поставленного Владимиру Ленину (сифилис головного мозга). Хотя Владимир Ильич к тому времени уже лежал в мавзолее, правда об истинной причине его смерти никоим образом не должна была стать достоянием гласности. Поэтому, предотвращая утечку опасной информации, Бехтерева вполне могли убить [5].
Позже Наталья Петровна Бехтерева, выступая по телевидению, заявила буквально следующее: «У нас в семье всем было известно, что отравила Владимира Михайловича его вторая жена...» [7]. И это заявление еще больше запутывает и без того запутанную историю гибели прославленного академика ...
Смерть великого русского ученого Владимира Михайловича Бехтерева, занимавшегося среди многого другого физиологией высшей нервной деятельности, до сих пор окружена завесой тайны [6]. Подтверждением или опровержением какой-либо из версий может стать только работа с архивными засекреченными документами НКВД, при условии, если такие документы существуют.
Список литературы