Инсталляция: новая реальность - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Инсталляция: новая реальность

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «Инсталляция» произошел от английского глагола «to install» (устанавливать), который описывает технические аспекты изготовления инсталляции. Ее не рисуют, не пишут, а именно устанавливают, формируют, составляют из отдельных частей. Среди художников этого направления существует  два забавных  утверждения: "инсталляция это когда больше не надо рисовать картинки" и "инсталляция это когда просто рисовать картинки уже недостаточно". Единство этих противоречащих друг другу высказываний достаточно точно характеризует специфику этого творческого процесса.

Инсталляция «поглощает» и «вбирает в себя» не только все предшествовавшие ей жанры, но и самого зрителя. Инсталляция - не «объект». Это трехмерное пространство, которое организованно по воле художника. Лучшие из инсталляций выглядели как попытка создания иной, отличной от обыденной, реальности - пусть даже на ограниченной, специально отведенной для этого территории.

«Это молодой жанр, прожорливый монстр, он вбирает в себя все устаревшие классические жанры. <...> Все занимаются инсталляциями, но пока ни одной книги не написано. Сегодня восприятие инсталляции - это как ощупывание слона слепыми. Один, трогая хвост, говорит, что слон - длинный и тонкий. Другой, трогая кожу, говорит, что он шершавый. Третий говорит, что он мокрый, коснувшись конца хобота. Никто не знает, что это такое в целом», - так говорит об инсталляции один из признанных мастеров этого жанра Илья Кабаков.

Обратимся к определению. Инсталляция (англ. inctallation - установка) - пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов,  фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.

Самыми древними предшественниками инсталляции можно считать различные сооружения алтарного типа внутри культовых помещений. Достаточно много инсталляцинно-подобных причуд было во все времена, особенно в период барокко и рококо. Но все-таки жанровая самоидентификация инсталляции в недавние времена, когда стали рушиться видовые и жанровые границы внутри искусства. Инсталляция являет некий «плавающий» в пластическом и жанровом отношении вид деятельности, где главными являются расширенный контекст проецирования и назначающий жест художника.

Инсталляции можно подразделить на три основных типа:

  1. сюжетно-повествовательный (многочисленные инсталляции Кабакова и отдельные - Комара и Меламида);
  2. объектно-предметный (имитации научных лабораторий, реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров);
  3. визуально-визионерский (делает акцент на созерцание некоего изображения или сооружения; это инсталляции, которые в основном связаны с использованием газет и рисованных изображений).

В инсталляции содержанием является ее хрупкость, кратко-живучесть, временность. Это значит, что сегодня, неделю, месяц  она есть, а завтра - и след простыл. При всей колоссально развитой инфраструктуре музеев и коллекций лишь единичные инсталляции встречаются в их постоянных экспозициях. Но, оказываясь там, они теряют  оживляющую их ауру, превращаясь в своеобразные засушенные бабочки. Именно призрачность, иллюзорность и является сверхпосылом инсталляций. Поэтому их пафос не в шедевральности, которая  проходит сквозь века и побеждает время, а в их почти ритуальной суггестивности.

Инсталляции создавал дадаист Марсель Дюшан (1887-1968); прообразы инсталляции  (комбинирование произведений искусства и реальных вещей) можно найти в 1920-30-е гг. у европейских сюрреалистов, у многих авангардистов - Роберта Раушенберга (1925-2008), Джима Дайна (1935 г.р.), Гюнтера Юккера (1930 г.р.), Йозефа Бойса (1921-1986), Янниса Кунеллиса (1936 г.р.), Ильи Кабакова (1933 г.р.), а в СССР - это выставочные проекты  С.  Никитина и П. Мансурова.

В Европе и США инсталляция рождается в рамках поп-арта 1960-х гг. и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, используемых в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая инсталляция в СССР - проект В. Комара и А.Меламида «Рай» (1973), - которая занимала целую квартиру. «Рай» был заполнен различными самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий, посещение происходило под музыку и при свете фонарика.

Первые пространственные инсталляции  в СССР стала исполнять И. Нахова («Комнаты», 1984, проекты иллюзорной архитектуры в квартире).

Наиболее оригинальный вариант инсталляции создал И. Кабаков. Истоком его инсталляций явились сделанные им проекты воображаемых выставок, состоящих только из листов с комментариями («Муха с крыльями», 1982). Затем последовали инсталляции с развешанными по комнате предметами, к которым были привязаны записки («16 веревок», 1986). В 1988 г. в инсталляции «10 персонажей » Кабаков впервые применил принцип коридора, вдоль которого проходит зритель и видит интерьеры комнат того или иного персонажа. Инсталляция «Красный вагон» (1991), в которой сам проход по коридору был эстетически осмыслен (разные пространства пластически выражали стадии истории коммунистической утопии, от революционного пафоса к скучному финалу). После этого проекта Кабаков занимается, в его терминах, «тотальной инсталляцией» - такой, которая переносит зрителя в иллюзорный мир. В тотальной инсталляции реализуется классическая метафора изобразительного искусства - «вхождение в картину».

По мнению Кабакова, тотальная инсталляция является чисто русским художественным феноменом (в России предметов мало, они бедны и похожи друг на друга). Тотальная инсталляция требует полной трансформации помещения (его пола, стен, освещения) и режиссуры зрительского восприятия, приближаясь к эффектам театра, кино, но также и литературы (где читатель находится как бы внутри романа). В большинстве инсталляций Кабакова важную роль играют тексты и комментарии («Жизнь мух», 1992), голоса («Коммунальная кухня», 1991). Эффект вторжения в частное жилище, внезапно оставленное людьми, используемый Кабаковым («Туалет», 1992), оказал большое воздействие на искусство инсталляции в США и Западной Европе.

 В России поколение художников концептуальной школы реализует литературные, повествовательные возможности инсталляции, инсценируют в пространстве феномены советской литературы, культуры и идеологии. Трехмерным иллюстрированием собственных фантазий занимается в инсталляции и  младшее поколение московской концептуальной школы - группа «Инспекция Медицинская герменевтика», В. Захаров и др.

Мастера инсталляции

В начале 80-х годов в списках самых современных художников имя Йозефа Бойса стояло на первом месте. Американский художник Роберт Раушенберг работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма.

Для творчества американского художника Эдварда Кинхольца характерны пространства- инвайронменты. Наполненные вещами и манекенами, они напоминают застывшие сцены из какого-то сатирического спектакля. В своих композициях американец Эдвард Кинхольц использовал манекены, чучела и реальные предметы интерьера, также вводил аудиоэффекты и специально программировал запахи.

Илья Кабаков - лидер самого успешного направления советского искусства -  концептуализма. Художник-мистификатор, поэт, перфомансист, эссеист Дмитрий Пригов пытался отразить в своем творчестве легенды советского и российского концептуализма. Художники Виталий Комар и Александр Меламид работают в разных жанрах и техниках: от классической живописи и скульптуры до концептуальных фотографий и инсталляций.

Современные российские художники, работающие в жанре инсталляции - Кира Суботин, Ирина Корина, Сергей Шеховцев (столь верен своему излюбленному материалу, что даже одно время подписыва свои произведения как Сергей Поролон Шеховцев).

В 1990-е гг. во всем мире большое распространение приобретает особый вид инсталляции - видеоинсталляция, в которой в замкнутом (обычно темном) пространстве зрителю предъявляются видеомониторы или проекции видеоизображений на стены. Здесь инсталляция достигает максимального сближения с кино.

Просмотров работы: 0