Минимализм в современной архитектуре - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Минимализм в современной архитектуре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как происходит смена архитектурных эпох? Чем заполняется пустота, возникающая между двумя направлениями в зодчестве? Не анализируя всю историю архитектуры, коснемся лишь современности - рубежа 20-21-го столетий.

Первое десятилетие после 1-й мировой войны ознаменовалось пришедшей из Японии в Европу тенденцией к отказу от вычурности, сложности форм, многообразия цветовой гаммы. Тенденция достаточно быстро сформировалась в архитектурное направление, характеризующееся простотой и чистотой форм, виртуозным взаимодействием света и тени. Направление было названо минимализмом. Почему именно так? Потому что отсутствие каких-либо элементов декора, лаконичность и сдержанность геометрических форм, характерные для сооружений этого стиля могут вызывать недоумение у зрителя. По сравнению с традиционной европейской архитектурой эти здания  производят впечатление ничего не выражающих, безликих строений.

Однако это - ложное впечатление, которое возникает при отсутствии сколько-нибудь серьезного анализа. При более глубоком рассмотрении начинает проявляться истинно буддийская сущность и смысл этой архитектурной идеи: идеализация пустоты как совершенной формы. Этим же объясняется и преобладание бело-серых тонов и оттенков.

Минимализм - (от лат. minimus - наименьший) термин, характеризующий явления  модернистского и постмодернистского искусства.

Поводом к появлению термина послужило искусство геометрического абстракционизма: мастеров группы  Де Стиль - Тео Ван Дусбурга и Пита Мондриана, а также художников объединений «Абстракция-Созидание», «Золотое сечение», «Круг и квадрат». Символом минимализма является «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915), как его назвал сам художник - «нагая икона нашего времени». Это произведение в формальном отношении можно расценить как след от трехмерной структуры - куб на плоскости, т. е. как минимализм формы. Подобная минимализация неизбежно ведет к абстрактности, к отвлечению от художественного содержания изображения, сводит формообразование к эстетической конструкции - гармонизации простейших элементов. Минимализм в изобразительном искусстве означает отход от образного мышления (базирующегося на взаимодействии абстрактного и конкретного) в сторону оформительской деятельности.

Минимализм - направление в архитектуре, стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Минимализм развился в США в 1950-е годы как реакция на экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Акцентирует безликость, примитивность формы (в основном геометрические фигуры), ритмическое повторение ее элементов. Наиболее полно выразился в работах Карла Андре, использующего модульные строительные материалы. Минимализм предполагает предельную лаконичность форм, практически полное отсутствие декора. Это стремление к композиционной ясности, предпочтение монохромной цветовой гаммы, работа с большими плоскостями.

Крайнее выражение минимализма - стремление совершенно отказаться от применения декоративных средств:  для интерьера достаточно стульев, стола и кровати, а для воплощения идеи здания - стен и крыши. Тем не менее, минималистическая архитектура зачастую может отличаться сложной конфигурацией, лаконичными и в то же время пластичными формами, но всегда без излишеств, ненужных деталей или сложной отделки. В первую очередь должно выполняться главное требование: даже самая сложная задача должна быть решена минимальными (хотя бы визуально) средствами. Предпочтение отдается пространственно-объемному решению, которое выглядит безупречно без дополнительных украшений.

Применительно к дизайну интерьера минимализм предполагает практически полное отсутствие «лишних» объектов. Отделка - строгая, как правило, крашеные стены и пол с неброской паркетной доской. Определяющие черты интерьера - обилие свободного пространства, монохромность, графичность. Из мебели - только самое необходимое; все предметы обстановки отличаются лаконичными контурами. Элементы интерьера, которые не соответствуют требованию чистоты форм, укрываются за перегородками. Для декорирования могут применяться художественные объекты (часто это разнообразные абстрактные композиции), установленные так, чтобы их созерцанию ничто не мешало и не отвлекало.

Основной инструмент, который создает настроение и характер интерьера - это свет. Особенности естественного и искусственного освещения в любое время суток продумываются до мельчайших деталей, поскольку именно с помощью света оживляется и трансформируется внутреннее пространство.

 В 1960-х гг. тенденции минимализма отчетливо проявились в дизайне и оформлении жилого интерьера. На смену «стилю Макарта», своеобразной пародии на Неоклассицизм с тяжелыми плюшевыми занавесями и золоченым багетом картинных рам, пришел минимализм «оборудования интерьера», использующий гладкие плоскости стен, стекло, пластик. В 1960-1970-х гг., главным образом в США, получило развитие течение постмодернизма  -  минимализм (англ, minimal art), другие названия: «первичные структуры» (англ, primary structures), или «серийное искусство». Произведения минималистов напоминают возврат к супрематизму К. Малевича, но отличаются от него  отсутствием претензий на «конструирование мира», на вселенские масштабы миростроения; их многозначительность абсурдна и, скорее, демонстрирует бессмысленность конструктивизма - пустые ящики, жестяные конструкции, цилиндры, конусы, решетки, чистые планшеты и пустые рамы.

Теоретики минимализма Карл Андре, С. Левит, Д. Флейвин, Р. Моррис именуют подобные инсталляции «чистым гештальтом, конструкцией сознания, воплощенной в материале». Согласно этой теории, геометрические формы, существующие априорно в сознании человека, должны быть материализованы. Став объектами восприятия в пространстве, движении, они утрачивают незыблемость, демонстрируют призрачность априорных форм, их несоответствие действительному чувственному восприятию. Идея, бесспорно, находящаяся вне содержания и смысла изобразительного искусства.

За недолгую историю своего существования минимализм пережил несколько всплесков. Связаны они были с пресыщением роскошью и потребностью отказа от нее. Один из таких всплесков наблюдался в 60-е годы столетия минувшего, когда назрел уход от пика послевоенного буржуазного комфорта в быту. «Ничего лишнего» - вот девиз тогдашнего архитектурного минимализма. Разумеется, минимализм не мог не найти себя и в Советском Союзе, где борьба с буржуазными пережитками продолжалась всегда и во всем. Правда, архитекторов и дизайнеров невозможно было упрекнуть в творческом «минималистическом» поиске, скорее, это было время установления упрощенных стандартов и клише. И вот первое десятилетие нового тысячелетия вновь делает актуальными тенденции это стиля, но уже на новом витке. Породила эти тенденции пресыщенность «новорусскими» излишествами и бессистемными фантазиями на архитектурные темы. Но теперь минимализм становится продуманным, облагороженным и интеллектуальным. Новые технологии в строительстве и прогрессивный стиль мышления отечественных архитекторов сделали это возможным. Можно сказать, что уходит в прошлое помпезная архитектура, нарочитая вычурность фасада, многочисленные башенки и замки. Вкусы российских потребителей все более приближаются к европейским: приоритетными становятся такие принципы, как сдержанность и  утилитарность.

Просмотров работы: 229