Художница Татьяна Назаренко является одним из самых ярких и выразительных представителей искусства России второй половины ХХ - начала XXI веков. Татьяна Назаренко - женщина-легенда. Ее картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт - Петербург), Национальном музее «Женщины в искусстве» (Вашингтон), Национальном еврейском музее (Вашингтон), Музее современного искусства (София), Музее современного искусства (Будапешт) и других художественных музеев мира, в частных коллекциях.
Очевидно, что работы Татьяны Назаренко полистиличны. Ее творчество нельзя отнести к какому-нибудь одному жанру, в котором она неизменно создавала свои работы. Мир образов и язык живописи многолик, в работах можно уловить и жанр исторической картины, портрета, как жанрового и романтического, жанровых бытовых сцен, в которых встречается тема «карнавала», пейзажи и натюрморты. Живописная манера Назаренко вобрала в себя и художественные приемы, взятые у старых мастеров, с их представлениями о светотени, цвета, фактуре, и пластические открытия, привнесенные в искусство мастерами 20 века. Произведения Татьяны Назаренко обладают особым магнетизмом, они связаны не только с воспоминаниями о прошлом, но и обращены к будущему. Назаренко видит будущую картину еще до того, как ее кисть прикоснется к холсту, поэтому ее работы отличает четкая выверенность образных решений, цветовых и композиционных построений, а внутри этой статичной гармонии бурлят страсти, переживания.
Татьяна Назаренко работает в самых различных жанрах. И почти с самых первых шагов пробует себя в исторической картине. В исторических композициях отражен взгляд современника на прошедшее. «Мои исторические картины, конечно же, связаны с днем сегодняшним». В полотнах, написанных в этом жанре художница избирает трагедийные, кульминационные моменты, требующие высшего напряжения духовных сил участников действия («Казнь народовольцев», «Пугачев», «Декабристы. Восстание декабристского полка.»)
Также Татьяна Назаренко обращается к темам, которые наиболее близки для нее. Она пишет картины, где главными героями становятся ее близкие, друзья и она сама. Жизнь поколения становится предметом ее искусства. Сюда можно отнести групповые портреты, написанные как характерные жанровые картины («Молодые художники», «Мои современники»). Их персонажи узнаваемы, сюжеты из реальной жизни, и, не смотря на это, в них есть что-то зыбкое, таинственное, превращающее обычные бытовые сценки в романтические фантазии.
Художница имеет ряд работ написанных в теме «карнавала». Здесь царит безудержная стихия карнавала, с экстравагантными костюмами и позами, духом празднества, владеющим не только людьми и предметами. Но в более поздних работах в тему «карнавала» вплетается важная тема для художницы - тема одиночества. Карнавал становится праздником без веселья, а общение - без взаимопонимания и духовной близости («Портрет в маскарадном костюме», диптих «Танец»).
Татьяна Назаренко - социальная художница. «Меня всегда интересовали люди, - говорит она. - Я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить людей задуматься, призвать к их сочувствую - вот главная цель моей работы. » Свидетельством этого высказывания стала выставка «Переход» (1995-1996) - инсталляция из 80 крашеных фанерных обманок, выполненных в человеческий рост. Это состояние сегодняшнего постсоветского общества, идущего неизвестно куда, сами персонажи изображены с гротескной заостренностью.
Т. Назаренко работает для того, чтобы высказать что-то важное для нее. Для нее важно передать общий строй своего замысла. Ее Кредо звучит так:
"Я все время занимаюсь одним, варьирую одну и ту же тему - тему одиночества. Одиночество представляется мне одной из самых значительных драм человека. В разных работах: в больших исторических полотнах, в портретах или жанровых картинах эта тема многое определяет в моих холстах. Я думаю над тем, как страшно одиночество, как оно тяжело и как неизбежно подстерегает человека в разных ситуациях жизни. Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию - вот главная цель моей работы. "
Сострадание, чувство социальной ответственности - это те качества, которые пронизывают все творчество художницы, обретая разные причудливые формы воплощения, переплетаясь с мотивами карнавалов, гуляний и праздников, с романтическими портретами и автопортретами.
В каком бы жанре живописи она ни работала, главное содержание ее картин выражается не только и не столько через сюжет, сколько через общую духовную атмосферу, которая определяет и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность пейзажей, предметов, и сам пластический язык ее искусства.