Совершенствование системы государственного управления является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. С этой целью в стране проводилась административная реформа. Приоритетным направлением которой, начиная с 2007 г., стал проект по созданию многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в режиме «единого окна».
Задачи формирования нового качества государственного и муниципального управления, ставившиеся Президентом России в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ и развивающие положения концепции административной реформы в РФ в 2006-1010 годах и формирования в РФ электронного правительства до 2010 года, поддерживаются региональными и местными властями лишь формально. Система государственного и муниципального управления все еще остается чрезмерно централизованной, непрозрачной и неориентированной на жизненные потребности населения. Большая часть общества не удовлетворена качеством и доступностью публичных услуг, которые являются ключевым инструментом удовлетворения потребностей общества.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в нашей стране в 2006 - 2010 гг. проводилась административная реформа, направленная на оптимизацию исполнения функций органами исполнительной власти. В целях повышения удобства при очном взаимодействии заявителей с государственными органами ведется работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые обеспечивают предоставление комплекса взаимосвязанных между собой услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в режиме «единого окна». При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной и муниципальной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя [1].
Проведем анализ деятельности многофункционального центра на примере городского округа Саранск.
Многофункциональный центр в городском округе Саранск - создан постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 18.02.2009г. № 309, в форме муниципального учреждения. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 11 января 2011г. №1 муниципальное учреждение «Многофункциональный центр» переименовано в казенное учреждение городского округа Саранск «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (КУ «МФЦ»).
Основной целью деятельности Учреждения является организация доступа физических и юридических лиц (организаций) к получению государственных и муниципальных услуг путем территориального, информационного и (или) иного способа объединения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, Администрации городского округа Саранск, а также развития межведомственного взаимодействия, в том числе за счет обеспечения информационного обмена.
На базе МФЦ предоставляются государственные и муниципальные услуги следующих органов федеральной государственной власти, Администрации городского округа Саранск и муниципальных учреждений и предприятий:
Со всеми территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти Администрацией городского округа Саранск заключены соглашения о взаимодействии.
На базе МФЦ предоставляются также дополнительные услуги: услуги филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия; услуги МП «Кадастр; услуги нотариата; оплата пошлин и сборов; прием оплаты коммунальных, телефонных и иных услуг.
Основными задачами деятельности КУ «МФЦ» являются:
На базе МФЦ в настоящее время предоставляется 85 услуг. Из них: 47 муниципальных, 7 государственных, 28 прочих (услуг организаций), 3 дополнительные услуги. По всем видам услуг в 2011 году на базе МФЦ гражданам и юридическим лицам городского округа Саранск было предоставлено всего 132 568 услуг (таблица 1).
Таблица 1 - Количество муниципальных услуг, предоставленных на базе МФЦ в 2010-2011 гг.
Услуги, предоставляемые на базе МФЦ |
Количество предоставленных услуг в 2010 году |
Процент от общего количества предоставленных услуг в 2010 году |
Количество предоставленных услуг в 2011 году |
Процент от общего количества предоставленных услуг в 2011 году |
Услуги, предоставляемые Администрацией г.о. Саранск, в том числе обращения граждан, рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ и юридических лиц |
45700 |
35 |
50597 |
38 |
32011 |
24 |
27147 |
20 |
|
Услуги, предоставляемые КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» |
- |
- |
47 |
0,04 |
Итого муниципальных услуг |
45700
|
35
|
50644
|
38 |
Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с Положением о КУ «МФЦ», утвержденным постановлением Администрации городского округа Саранск от 01.07.2011 г. №1637. Прием и выдача документов для предоставления муниципальных услуг осуществляется сотрудниками МФЦ.
Прием и выдача документов для предоставления муниципальных услуг в МФЦ производится по принципу «одного окна» в составе 3 блоков, на которые подразделяются муниципальные услуги:
В основу данного разделения были положены такие критерии, как сложность, значимость услуг и их массовость.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия предусмотрен доступ к странице КУ «МФЦ» официального сайта Администрации городского округа Саранск, на которой размещаются сведения о муниципальных услугах, предоставляемых на базе МФЦ. На странице КУ «МФЦ» размещаются административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ (проекты регламентов), а также формы заявлений, которыми могут воспользоваться заявители для получения государственных и муниципальных услуг.
В целях повышения доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг Учреждение осуществляет деятельность, направленную на обеспечение эффективного взаимодействия с государственными органами посредством заключения соглашений.
Для финансирования мероприятий по развитию КУ «МФЦ» и проведению иных мероприятий административной реформы в бюджете городского округа Саранск предусмотрено, всего 35 553,2 тыс. руб., в том числе в разрезе по годам: 2011 г. - 11634,2 тыс. руб.; 2012 г. - 11 931,3 тыс. руб.; 2013 г. - 11 987,7 тыс. руб. [2].
В настоящее время планируется размещение МФЦ в новом строящемся здании Саранского почтамта на 2 и 3 этажах. Площадь МФЦ составит 1 643 кв.м. , количество окон - 50.
При этом планируется увеличить общее количество услуг, предоставляемых на базе МФЦ до 117, из них государственных услуг, предоставляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти - до 12, муниципальных услуг - до 50. Количество государственных услуг, предоставляемых республиканскими исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия составит 55.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что режим «единого окно» способен стать оптимальным из существующих управленческих схем организации предоставления услуг населению. С одной стороны, он создает предпосылки для сокращения административных издержек работы органов власти, с другой - расширяет доступ граждан к совокупности необходимых услуг. Система «единого окна» позволит максимально эффективно использовать людские, материальные, временные ресурсы.
Создание многофункциональных центров позволит достичь сокращения времени и упрощения процедур при получении гражданами муниципальных услуг; добиться усиления адресности, гарантированности, дифференциации, оперативности реагирования при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Органы власти и управления, работающие в режиме «единого окна» (МФЦ или их аналоги), формируют и поддерживают персонализированные отношения со своими клиентами, действуя эффективно и рационально. Они работают совместно и во взаимодействии с другими государственными и частными организациями и гражданскими объединениями, стремясь предоставить гражданам единый интерфейс и комплексные услуги, находящиеся в ведении разных обособленных учреждений.
Библиографический список