Исследования показали, что основным рынком сбыта участников рынка лифтов является жилой фонд. Многие годы недофинансирования в жилищно-коммунальной сфере существенно повлияло на состояние лифтов - на данный момент износ лифтового парка превышает 60% от общего числа всех пассажирских лифтов, по этой причине существенная часть требует замены или модернизации (рис 1).
С 2008 года в условиях мирового финансового кризиса, отразившегося на экономике страны в целом, регионов и муниципалитетов в частности, финансирование замены и модернизации лифтов на региональном и муниципальном уровне практически прекратилось, перейдя в «аварийный режим» замены сгоревших или запрещенных к эксплуатации и остановленных лифтов. Проведенный анализ показал, что в домах с лифтами со сроком службы около 35 лет, проживают в основном малообеспеченные граждане, в том числе пенсионеры, и решить проблему замены или модернизации лифта (самого дорогостоящего оборудования в доме) только за счет жителей в сегодняшних экономических условиях не представляется возможным.
На рис. 2 показана динамика производства лифтов всех типов в России за 2002-2008 гг. Производство росло до 2007 года, а в 2008 году наступил спад, так как производство лифтов жестко зависит от строительства зданий. В 2008 году, как известно, в строительстве наметился спад из-за кризиса.
Из динамики долей отдельных предприятий в общем объеме выпуска (рис. 3) видим, что «Отис-Лифт» и Щербинский лифтостроительный завод постепенно в течение всего рассматриваемого периода занимают все большую долю рынка, тогда как доля Карачаровского механического завода на протяжении всего периода сокращалась.
Следует отметить, что, несмотря на то, что наблюдается положительная динамика производства лифтового оборудования, но с точки зрения ретроспективного анализа рынок намного отстаёт от производства лифтов в советский период, даже если брать в расчёт лифты, произведённые в СНГ (рис 4).
Анализ физических объемов рынка лифтов показывает, что в постперестроечный период он испытал резкое сокращение: объемы продаж с 33000 в отдельные годы падали до 3000-4000 единиц в год.
Для характеристики состояния любого товарного рынка большой интерес представляет анализ динамики цен.
В 1995 году рост цен на лифты существенно опережал рост цен на промышленную продукцию в целом ( на 30%) и по подотрасли подъемно-транспортное машиностроение (на 16%). В 1996 - 1997 годах это опережение сокращалось и в 1998 году произошла смена тенденции. Этот факт свидетельствует о происходившем снижении платежеспособного спроса на лифтовое оборудование.
Как отмечает Аронсон Т.М., самая главная проблема отрасли - несоответствие реальных затрат на материалы и нормативной стоимости комплексного технического обслуживания лифтов (КТО). В Санкт-Петербурге за последние 15-17 лет стоимость КТО увеличилась в 20-25 раз, а цены на материалы выросли в 50-100 раз. Всему виной тот факт, что ЖКХ - основной рынок сбыта, относится к социальной сфере и по этой причине лифтовые компании не имеют право устанавливать цены на свои тарифы выше предусмотренных законодательством.
Также, существенной является и кадровая проблема. Возрастной состав работников лифтовой отрасли, а именно мастеров, непосредственно связанных с обслуживанием лифтов, слишком солиден. Прервана преемственность поколений, разрушены рабочие династии. Профессия лифтовика снова и по праву должна стать престижной. Для этого, прежде всего, требуется и достойная заработная плата, и качественное обучение кадров.
Тормозящим фактором развития рынка лифтового оборудования являются также низкие расценки на техническое обслуживание лифтов, так как они не дают возможность оплачивать труд высококвалифицированных специалистов с техническим инженерным образованием или обучить штатных сотрудников с достойным потенциалом.
Также большой проблемой является предстоящее вступление России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Очевидно, что это далеко небезобидный процесс для многих сложившихся секторов внутреннего рынка производства и сбыта технических изделий страны.
Таким образом несмотря на отсутствие корпоративной этики в конкурентной борьбе внутри отрасли, вопросы консолидации производителей лифтовой продукции страны становятся жизненно важными. Перед грядущими изменениями в отрасли необходимо хотя бы временно забыть разногласия и попытаться совместно поискать подходящие ответы на вопросы.