Основной задачей государственной жилищной политики является создание необходимых условий для эффективной реализации возможностей граждан по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Кардинальным образом изменилась сама структура жилищного фонда. В Республике Мордовия доля частного жилищного фонда за 1990-2010 годы достигла 86,3 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась соответственно до 1,8 и 11,8 процента.
В зависимости от метода и цели воздействия влияния государства на жилищную политику, можно выделить различные стратегии регулирования жилищного строительства:
Преобразования в жилищной сфере Республики Мордовия, начались в рамках реализации Республиканских целевых программ «Жилище» на 2006-2010 годы и «Свой дом». Следует отметить, что на федеральном уровне старт целевой программе «Жилище» дан с 2002 года, и следовательно руководство республики смогло воспользоваться опытом других регионов и проработанной нормативно - правовой базой, ставшей основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
За период реализации Республиканской целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы значительно увеличился жилищный фонд, который в настоящее время в республике составляет 19,74 млн. кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях - 11,0 млн. кв. метров, в сельской местности - 8,7 млн. кв. метров общей площади (рисунок 1).
В расчете на одного жителя республики приходится 23,9 кв. метра. Это один из самых лучших показателей в Приволжском федеральном округе. Республика Мордовия по даному показателю в ПФО разделяет второе место с Пензенской областью, на первом месте находится Саратовская область, с незначительным перевесом в 0,6 кв. метров, средний же показатель по ПФО составляет около 22,3 кв метров, а самый меньший в Республике Удмуртия - 19,6 кв. метров.
За 5 лет (2006-2010) в республике введено в эксплуатацию 378,9 тысяч квадратных метров ипотечного жилья, предназначенного для социальных категорий населения. Только за 2010 год по системе ипотечного кредитования введено 57,4 тыс. кв. м жилья (775 квартир и 94 индивидуальных жилых дома), что в 6 раз превышает аналогичные показатели 2002 года - отсчетной точки в формировании ипотечного строительства в регионе.
В рамках реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» было построено 32,9 тыс. кв. метров жилья, переселено 1689 граждан, ликвидировано 27,0 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.
Однако по состоянию на 1 января 2010 г. ветхий и аварийный жилищный фонд в республике составил 337,4 тыс. кв. метров, что в общей площади всего жилищного фонда составляет - 1,7%.
В течение четырех лет (2006-2009 годы) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов 2765 молодых семей. Общий объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов в 2010 г. составил 433,6 млн. руб., из них программа «Молодая семья» 233,88 млн. руб., займы в ОАО «Мордовской ипотечной корпорации» (в т.ч. м/с без субсидий) 211,91 млн. руб., и кредиты банков 21,96 млн. руб. В тоже время только ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области» выдала ипотечных кредитов на сумму 965,73 млн. руб., что чуть больше чем в 2 раза превышает весь рынок ипотечных займов Республики Мордовия. Таким образом, можно прийти к следующему выводу, что уровень развития ипотечного кредитования в республике имеет значительный потенциал роста.
Несмотря на положительные результаты реализации программы, в жилищной сфере Республики Мордовия сохранился ряд нерешенных проблем: недостаточно строится жилья экономического класса, коммуникаций для земельных участков, медленно снижается уровень ветхого и аварийного жилья, достаточно велика очередь на получение муниципального жилья, остается недоступной для больших групп населения система ипотечного строительства, сохраняется высокая стоимость жилищного строительства, растет стоимость жилья на вторичном рынке. Вместе с тем из-за финансового и экономического кризиса не удалось достичь значений предусмотренных Республиканской целевой программой «Жилище» на 2006-2010 годы.
Все это и обусловило разработку и принятие новой Республиканской целевой программы Жилище» на 2011-2015 годы, которая включает
Она характеризуется преемственностью идеи предыдущей, но при этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями целевой программы «Жилище» добавились новые направления развития жилищного строительства, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. К новым направлениям можно отнести:
Приоритетные мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы:
Обеспечение жилищного строительства земельными участками.
В целях обеспечения жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья экономического класса, в течение 2011-2015 годов планируется реализовать следующие мероприятия:
Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В модернизацию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в последние годы вкладываются значительные средства, однако темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отстают от темпов их старения, имеются серьезные проблемы, в частности в городском округе Саранске по энергообеспечению, водоснабжению и канализованию реконструируемых и новых участков жилой застройки. В муниципальных районах республики более остро, чем в г. Саранске стоит проблема обеспечения участков транспортной инфраструктурой.
Программой предусматривается организационные, технические и экономические мероприятия.
Организационные мероприятия направлены на определение схемы организации модернизации коммунальной инфраструктуры в зависимости от градации населенных пунктов Республики Мордовия по отношению к существующим схемам систем инженерных коммуникаций, разработку комплекса необходимых мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры на территории республики, оформление прав муниципальной и государственной собственности Республики Мордовия на объекты коммунального комплекса.
Технические мероприятия будут направлены на строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе и для территорий жилой застройки (строительство и модернизацию котельных, тепловых сетей, энергокомплекса на базе газопоршневых установок для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, линий электропередач, распределительных пунктов и трансформаторных подстанций; артезианских скважин, водонапорных башен, водоочистного оборудования, водопроводных сетей, очистных сооружений и канализационных коллекторов, полигонов твердых бытовых отходов).
Экономические мероприятия включают в себя совершенствование нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере имущественных отношений, и преобразования в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Основным из таких преобразований является переход к применению метода индексации установленных тарифов на энергоносители.
Развитие строительства жилья экономического класса. Развитие малоэтажного жилищного строительства.
В целях повышения доступности жилья для населения республики предусматривается развитие рынка жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства. Новый сегмент рынка предполагает его развитие как за счет малоэтажного, так и многоэтажного жилья.
Используя методику, предложенную Министерством регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства, были произведены прогнозы ввода в эксплуатацию жилья экономического класса и малоэтажного жилья, рисунок 2.При развитии рынка жилищного строительства предпочтение будет отдаваться малоэтажному строительству. Объемы ввода малоэтажного жилья в Республике Мордовия к 2015 году будут составлять не менее 60 % от общего объема жилищного строительства.
Земельные участки, отведенные для строительства жилья экономического класса и малоэтажной застройки, будут обеспечиваться коммунальной и транспортной инфраструктурой в рамках реализации муниципальных программ развития коммунальной и транспортной инфраструктуры, в том числе в целях жилищного строительства и в рамках реализации Программы. Предусматривается поддержка из республиканского бюджета Республики Мордовия в виде субсидий на погашение процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. На эти же цели предполагается направить часть средств федерального бюджета, которые Республика Мордовия может получать за результаты реализации Программы. Планируется также направлять субсидии муниципальным образованиям непосредственно в виде капитальных вложений на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры, рисунок 4.
Мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования.
Целевые показатели по годам реализации подпрограммы представлены в таблице 5.
В 2015 году доля квартир, построенных по программе «Стимул», составит более 18 % всего жилья, введенного в эксплуатацию с использованием ипотечного кредитования.
Будет сформирован маневренный жилой фонд для временного проживания граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилые помещения, обремененные ипотекой. Объем данного фонда в 2015 году должен составить не менее 60 квартир.
По прогнозируемым показателям, можно судить о том, что рынок жилья должен развиваться достаточно уверенными темпами, все приведенные показатели характеризуется значительным ростом. А это не только положительно скажется на самом рынке жилья, ведь это даст возможность его развития, но так же улучшит и уровень жизни людей, как преобретающих жилье, так и тех кто будет трудиться на данных объектах.
Таблица 5 - Прогнозируемые целевые показатели реализации подпрограммы
Показатель |
Единица измере-ния |
Всего, 2011-2015 годы |
в том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Ввод в действие общей площади жилья |
тыс. кв. метров |
414,6 |
78,2 |
79,1 |
82,3 |
85,0 |
90,0 |
в том числе по программе «Стимул» |
тыс. кв. метров |
75,8 |
13,7 |
14,4 |
15,1 |
15,9 |
16,7 |
Объем ипотечного кредитования |
млн. руб. |
4 261,4 |
640,0 |
765,8 |
798,1 |
955,9 |
1 101,6 |
Количество ипотечных кредитов |
шт. |
5 094 |
896 |
998 |
967 |
1 078 |
1 155 |
Рефинансирование ипотечных кредитов |
млн. руб. |
2 982,9 |
448,0 |
536 |
558,7 |
669,1 |
771,1 |
Вложения в уставный капитал открытое акционерное общество «Мордовская ипотечная корпорация» |
млн.руб. |
450 |
450 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Субсидии ипотечным заемщикам |
млн.руб. |
1268,6 |
203,3 |
222,1 |
249,4 |
278,2 |
315,6 |
Стимулирование частной инициативы граждан и частных застройщиков.
В Республике Мордовия будет оказываться содействие организации жилищного строительства жилищными накопительными объединениями граждан, в том числе жилищно-строительными кооперативами.
Государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами-застройщиками или организациями коммунального комплекса.
Средства федерального и республиканского бюджетов в равных долях будут расходоваться на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
К 2015 году намечается увеличить темпы строительства индивидуального жилья гражданами, проживающими на территории республики, на 16 % в год, а частными застройщиками на 17 % в год. Предполагается, что при сохранении такого темпа жилищного строительства до 2015 года ввод индивидуального жилья гражданами составит 611,3 тыс. кв.метров, а частными застройщиками 375 тыс. кв. метров. В совокупности инвестиции составят около 20188,11 млн. рублей.
Улучшение качества жилищного фонда.
Качество жилищного фонда предполагается улучшить за счет повышения качества строительства нового жилья, применения прогрессивных архитектурно-строительных решений и качественных строительных материалов, конструкций и изделий, а также путем проведения капитального ремонта жилого фонда и ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет вестись по трем направлениям:
1. Строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках проведения мероприятий, связанных с празднованием 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Строительство домов будет вестись в 2010-2012 годах. Предполагается переселить во вновь построенные дома 1870 человек, а ликвидировать ветхие и аварийные дома площадью 29,0 тыс. кв. метров.
2. Строительство малоэтажных жилых домов в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Мордовия» на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31.05.2010 г. № 234. Будет построено 13 жилых домов общей площадью 1,33 тыс. кв. метров, в которые будет переселено 65 человек. Аварийного жилья будет ликвидировано 1,33 тыс. кв. метров.
3. Строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья предполагается также осуществлять в 2011 г. в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 декабря 2007 г. № 565, а в 2012-2015 годах - в рамках новой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, которая должна быть разработана Минжилкомхозом Республики Мордовия в 2011 году. Финансирование предполагается осуществить из федеральных источников, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов. В 2011-2012 годах финансирование строительства жилых домов предполагается осуществить с участием средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при условии увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации и выделения Фондом дополнительных средств Республике Мордовия. При условии выделения Республике Мордовия в 2011-2012 годах средств Фонда в сумме 600,0 млн. рублей софинансирование из консолидированного бюджета Республики Мордовия составит 432,7 млн. рублей (соотношение средства Фонда / средства Республики Мордовия составляет 58,1 % / 41,9 %). На эти средства могут быть построены жилые дома площадью 38,97 тыс. кв. метров и переселены 2165 человек, ликвидированы аварийные жилые дома площадью 38,97 тыс. кв. метров (при стоимости строительства 1 кв. метра жилья 26,5 тыс. рублей).
Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
В Республике Мордовия в очереди на получение жилья, по состоянию на 1 января 2010 г., стоят 4980 молодых семей. Для обеспечения молодых семей жильем в составе Программы разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая предусматривает показатели, приведенные в таблице 6.
Таблица 6 - Ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников финансирования, количество молодых семей
Категория граждан |
2011-2015 годы |
В том числе |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Молодые семьи, улучшившие жилищные условия с помощью социальной выплаты |
4000 |
700 |
750 |
800 |
850 |
900 |
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» будет финансироваться за счет федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, местного бюджета и внебюджетных источников.
Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства
Наиболее актуальными проблемами по ликвидации административных барьеров в строительстве являются меры по совершенствованию и упрощению требований к документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
На уровне Республики Мордовия вышеуказанные проблемы планируется решать при повышении качества контрольно-надзорных, разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.
Первое направление - определение единой методики разработки и согласования градостроительной документации.
Для реализации этого направления необходимо установление единых расценок на проведение работ, наличие актуализированной полноценной топографической основы.
Второе направление - создания в городском округе Саранск и административных центрах муниципальных районов в Республике Мордовия многофункциональных центров по формированию в электронном виде правовых актов предоставления земельных участков в аренду, в собственность, формированию градостроительных планов земельных участков, документов о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Третье направление - развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Четвёртое направление - снятие избыточных административных барьеров при подключении объектов капитального строительства к электро- и инженерно-техническим сетям.
Проведение государственной политики по ценообразованию.
Доля материалов, изделий и конструкций в общих затратах на производство строительной продукции составляет в среднем 59,1 процента. В связи с этим при реализации Программы будет уделено особое внимание мониторингу цен на данные ресурсы не только по Республике Мордовия, но и Приволжскому федеральному округу с целью формирования более полной и достоверной картины о ситуации на рынке строительных материалов.
Итак, приоритетными мероприятиями, направленными на развитие жилищного строительства в Республике Мордовия, являются: