РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жилищное строительство, как деятельность по обеспечению нормальными жилищными условиями людей, играет важную роль в экономике отдельно  взятого региона и страны в целом.  Строительная индустрия является одной из немногих отраслей народного хозяйства, имеющих сильный мультипликативный эффект. Развитие этого сектора обусловливает подъем сопряженных с ним отраслей и производств: строительной, производства стройматериалов, деревообрабатывающей, производства товаров длительного потребления и т. д. При этом создаются новые рабочие места, целый слой работающих граждан получают возможность увеличения своих доходов.

Основной задачей государственной жилищной политики является создание необходимых условий для эффективной реализации возможностей граждан по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.

Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Кардинальным образом изменилась сама структура жилищного фонда. В Республике Мордовия  доля частного жилищного фонда за 1990-2010 годы достигла 86,3 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась соответственно до 1,8 и 11,8 процента.

В зависимости от метода и цели воздействия влияния государства на жилищную политику, можно выделить различные стратегии регулирования жилищного строительства:

  1. Непосредственное воздействие (административное распределение участков под застройку и государственных заказов на строительство).
  2. Стимулирование и контроль. Государство стимулирует развитие частного предпринимательства в жилищном строительстве через систему льготного налогообложения, конкурсного распределения участков под застройку и т.п.
  3. Стабилизация. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.
  4. Социальная поддержка. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам.
  5. Программно-целевой метод. Государственные органы власти цели стратегического плана развития жилищной сферы увязывают с доступными ресурсами при помощи программ. Они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей общего развития, их разделении на подцели более конкретного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.

Преобразования в жилищной сфере Республики Мордовия, начались в рамках реализации Республиканских целевых программ «Жилище» на 2006-2010 годы и «Свой дом». Следует отметить, что на федеральном уровне старт целевой программе «Жилище» дан с 2002 года, и следовательно руководство республики смогло воспользоваться опытом других регионов и проработанной нормативно - правовой базой, ставшей основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

За период реализации Республиканской целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы значительно увеличился жилищный фонд, который в настоящее время в республике составляет 19,74 млн. кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях - 11,0 млн. кв. метров, в сельской местности - 8,7 млн. кв. метров общей площади  (рисунок 1).

В расчете на одного жителя республики приходится 23,9 кв. метра. Это один из самых лучших показателей в Приволжском федеральном округе. Республика Мордовия по даному показателю в ПФО разделяет второе место с Пензенской областью, на первом месте находится Саратовская область, с незначительным перевесом в 0,6 кв. метров, средний же показатель по ПФО составляет около  22,3 кв метров, а самый меньший в Республике Удмуртия - 19,6 кв. метров.

За 5 лет (2006-2010) в республике введено в эксплуатацию 378,9 тысяч квадратных метров ипотечного жилья, предназначенного для социальных категорий населения. Только за 2010 год по системе ипотечного кредитования введено 57,4 тыс. кв. м жилья (775 квартир и 94 индивидуальных жилых дома), что в 6 раз превышает аналогичные показатели 2002 года - отсчетной точки в формировании ипотечного строительства в регионе.

В рамках реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» было построено 32,9 тыс. кв. метров жилья, переселено 1689 граждан, ликвидировано 27,0 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.

Однако по состоянию на 1 января 2010 г. ветхий и аварийный жилищный фонд в республике составил 337,4 тыс. кв. метров, что в общей площади всего жилищного фонда составляет - 1,7%.

В течение четырех лет (2006-2009 годы) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов 2765 молодых семей. Общий объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов в 2010 г. составил 433,6 млн. руб., из них программа «Молодая семья» 233,88 млн. руб., займы в ОАО «Мордовской ипотечной корпорации» (в т.ч. м/с без субсидий) 211,91 млн. руб., и кредиты банков 21,96 млн. руб.  В тоже время только ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области» выдала ипотечных кредитов на сумму 965,73 млн. руб., что чуть больше чем в 2 раза превышает весь рынок ипотечных займов Республики Мордовия. Таким образом, можно прийти к следующему выводу, что уровень развития ипотечного кредитования в республике имеет значительный потенциал роста.

Несмотря на положительные результаты реализации программы, в жилищной сфере Республики Мордовия сохранился ряд нерешенных проблем: недостаточно строится жилья экономического класса, коммуникаций для земельных участков, медленно снижается уровень ветхого и аварийного жилья, достаточно велика очередь на получение муниципального жилья, остается недоступной для больших групп населения система ипотечного строительства, сохраняется высокая стоимость жилищного строительства, растет стоимость жилья на вторичном рынке. Вместе с тем из-за финансового и экономического кризиса не удалось достичь значений предусмотренных Республиканской целевой программой «Жилище» на 2006-2010 годы.

Все это и обусловило разработку и принятие новой Республиканской целевой программы Жилище» на 2011-2015 годы, которая включает

  • подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
  • подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования».

Она характеризуется преемственностью идеи предыдущей, но при этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями целевой программы «Жилище» добавились новые направления развития жилищного строительства, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. К новым направлениям можно отнести:

  • развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
  • развитие производства эффективных строительных материалов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости строительства жилых домов при повышении комфортности, теплозащиты и экологической безопасности;
  • развитие территорий в целях жилищного строительства, обеспечение их коммунальной инфраструктурой, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций.

Приоритетные мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы:

Обеспечение жилищного строительства земельными участками.

В целях обеспечения жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья экономического класса, в течение 2011-2015 годов планируется  реализовать следующие мероприятия:

  1. Реализация механизма упрощенного порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, включает совершенствование правовых и методологических основ регулирования земельных отношений, направленных, в первую очередь, на упорядочение и упрощение процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
  2. Мероприятия по обеспечению жилищного строительства земельными участками, находящимися в собственности РФ. В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий между Правительством Республики Мордовия и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства  заключено Соглашение о взаимодействии от 25.12. 2008 г. № С-10.

Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В модернизацию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в последние годы вкладываются значительные средства, однако темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отстают от темпов их старения, имеются серьезные проблемы, в частности в городском округе Саранске по энергообеспечению, водоснабжению и канализованию реконструируемых и новых участков жилой застройки. В муниципальных районах республики более остро, чем в г. Саранске стоит проблема обеспечения участков транспортной инфраструктурой.

Программой предусматривается организационные, технические и экономические мероприятия.

Организационные мероприятия направлены на определение схемы организации модернизации коммунальной инфраструктуры в зависимости от градации населенных пунктов Республики Мордовия по отношению к существующим схемам систем инженерных коммуникаций, разработку комплекса необходимых мероприятий модернизации  коммунальной инфраструктуры на территории республики, оформление прав муниципальной и государственной собственности Республики Мордовия на объекты коммунального комплекса.

Технические мероприятия будут направлены на строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе и для территорий жилой застройки (строительство и модернизацию котельных, тепловых сетей, энергокомплекса на базе газопоршневых установок для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, линий электропередач, распределительных пунктов и трансформаторных подстанций; артезианских скважин, водонапорных башен, водоочистного оборудования, водопроводных сетей, очистных сооружений и канализационных коллекторов, полигонов твердых бытовых отходов).

Экономические мероприятия включают в себя совершенствование нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере имущественных отношений, и преобразования в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Основным из таких преобразований является переход к применению метода индексации установленных тарифов на энергоносители.

Развитие строительства жилья экономического класса. Развитие малоэтажного жилищного строительства.

В целях повышения доступности жилья для населения республики предусматривается развитие рынка жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства. Новый сегмент рынка предполагает его развитие как за счет малоэтажного, так и многоэтажного жилья.

Используя методику, предложенную Министерством регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства, были произведены прогнозы ввода в эксплуатацию жилья экономического класса и малоэтажного жилья, рисунок 2.При развитии рынка жилищного строительства предпочтение будет отдаваться  малоэтажному строительству. Объемы ввода малоэтажного жилья в Республике Мордовия к 2015 году  будут составлять не менее 60 % от общего объема жилищного строительства.

Земельные участки, отведенные для строительства жилья экономического класса  и малоэтажной застройки, будут обеспечиваться коммунальной и транспортной инфраструктурой в рамках реализации муниципальных программ развития коммунальной и транспортной инфраструктуры, в том числе в целях жилищного строительства и в рамках реализации Программы. Предусматривается поддержка из республиканского бюджета Республики Мордовия в виде субсидий на погашение процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. На эти же цели предполагается направить часть средств федерального бюджета, которые Республика Мордовия может получать за результаты реализации Программы. Планируется также направлять субсидии муниципальным образованиям непосредственно в виде капитальных вложений на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры, рисунок 4.

Мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования.

Целевые показатели по годам реализации подпрограммы представлены в таблице 5.

В 2015 году доля квартир, построенных по программе «Стимул», составит более 18 % всего жилья, введенного в эксплуатацию с использованием ипотечного кредитования.

Будет сформирован маневренный жилой фонд для временного проживания граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилые помещения, обремененные ипотекой. Объем данного фонда в 2015 году должен составить не менее 60 квартир.

По прогнозируемым показателям, можно судить о том, что рынок жилья должен развиваться достаточно уверенными темпами, все приведенные показатели характеризуется значительным ростом. А это не только положительно скажется на самом рынке жилья, ведь это даст возможность его развития, но так же улучшит и уровень жизни людей, как преобретающих жилье, так и тех кто будет трудиться на данных объектах.

 

Таблица 5 - Прогнозируемые целевые показатели реализации подпрограммы

Показатель

Единица измере-ния

Всего,

2011-2015 годы

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

Ввод в действие общей площади жилья

тыс. кв. метров

414,6

78,2

79,1

82,3

85,0

90,0

в том числе по программе «Стимул»

тыс. кв. метров

75,8

13,7

14,4

15,1

15,9

16,7

Объем ипотечного кредитования

млн. руб.

4 261,4

640,0

765,8

798,1

955,9

1 101,6

Количество ипотечных кредитов

шт.

5 094

896

998

967

1 078

1 155

Рефинансирование ипотечных кредитов

млн. руб.

2 982,9

448,0

536

558,7

669,1

771,1

Вложения в уставный капитал открытое акционерное общество «Мордовская ипотечная корпорация»

млн.руб.

450

450

0

0

0

0

Субсидии ипотечным заемщикам

млн.руб.

1268,6

203,3

222,1

249,4

278,2

315,6

Стимулирование частной инициативы граждан и частных застройщиков.

В Республике Мордовия будет оказываться содействие организации жилищного строительства жилищными накопительными объединениями граждан, в том числе жилищно-строительными кооперативами.

Государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами-застройщиками или организациями коммунального комплекса.

Средства федерального и республиканского бюджетов в равных долях будут расходоваться на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.

К 2015 году намечается увеличить темпы строительства индивидуального жилья гражданами, проживающими на территории республики, на 16 % в год, а частными застройщиками на 17 % в год. Предполагается, что при сохранении такого темпа жилищного строительства до 2015 года ввод индивидуального жилья гражданами составит 611,3 тыс. кв.метров, а частными застройщиками 375 тыс. кв. метров. В совокупности инвестиции составят около 20188,11 млн. рублей.

Улучшение качества жилищного фонда.

Качество жилищного фонда предполагается улучшить за счет повышения качества строительства нового жилья, применения прогрессивных архитектурно-строительных решений и качественных строительных материалов, конструкций и изделий, а также путем проведения капитального ремонта жилого фонда и ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет вестись по трем направлениям:

1. Строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках проведения мероприятий, связанных с празднованием 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Строительство домов будет вестись в 2010-2012 годах. Предполагается переселить во вновь построенные дома 1870 человек, а ликвидировать ветхие и аварийные дома площадью 29,0 тыс. кв. метров.

2. Строительство малоэтажных жилых домов в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Мордовия» на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31.05.2010 г. № 234. Будет построено 13 жилых домов общей площадью 1,33 тыс. кв. метров, в которые будет переселено 65 человек. Аварийного жилья будет ликвидировано 1,33 тыс. кв. метров.

3. Строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья предполагается также осуществлять в 2011 г. в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 декабря 2007 г. № 565, а в 2012-2015 годах - в рамках новой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, которая должна быть разработана Минжилкомхозом Республики Мордовия в 2011 году. Финансирование предполагается осуществить из федеральных источников, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов. В 2011-2012 годах финансирование строительства жилых домов предполагается осуществить с участием средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при условии увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации и выделения Фондом дополнительных средств Республике Мордовия. При условии выделения Республике Мордовия в 2011-2012 годах средств  Фонда в сумме 600,0 млн. рублей софинансирование из консолидированного бюджета Республики Мордовия составит 432,7 млн. рублей (соотношение средства Фонда / средства Республики Мордовия составляет 58,1 % / 41,9 %). На эти средства могут быть построены жилые дома площадью 38,97 тыс. кв. метров и переселены 2165 человек, ликвидированы аварийные жилые дома площадью 38,97 тыс. кв. метров (при стоимости строительства 1 кв. метра жилья 26,5 тыс. рублей).

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В Республике Мордовия в очереди на получение жилья, по состоянию на 1 января 2010 г., стоят 4980 молодых семей. Для обеспечения молодых семей жильем в составе Программы разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая предусматривает показатели, приведенные в таблице 6.

 

Таблица 6 - Ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников финансирования, количество молодых семей

Категория граждан

2011-2015 годы

В том числе

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Молодые семьи, улучшившие жилищные условия с помощью социальной выплаты

 

4000

 

700

 

750

 

800

 

850

 

900

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» будет финансироваться за счет федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, местного бюджета и внебюджетных источников.

Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства

Наиболее актуальными проблемами по ликвидации административных барьеров в строительстве являются меры по совершенствованию и упрощению требований к документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

На уровне Республики Мордовия вышеуказанные проблемы планируется решать при повышении качества контрольно-надзорных, разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.

Первое направление - определение единой методики разработки и согласования градостроительной документации.

Для реализации этого направления необходимо установление единых расценок на проведение работ, наличие актуализированной полноценной топографической основы.

Второе направление - создания в городском округе Саранск и административных центрах муниципальных районов в Республике Мордовия многофункциональных центров по формированию в электронном виде правовых актов предоставления земельных участков в аренду, в собственность, формированию градостроительных планов земельных участков, документов о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Третье направление - развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Четвёртое направление - снятие избыточных административных барьеров при подключении объектов капитального строительства к электро-  и инженерно-техническим сетям.

Проведение государственной политики по ценообразованию.

Доля материалов, изделий и конструкций в общих затратах на производство строительной продукции составляет в среднем 59,1 процента. В связи с этим при реализации Программы будет уделено особое внимание мониторингу цен на данные ресурсы не только по Республике Мордовия, но и Приволжскому федеральному округу с целью формирования более полной и достоверной картины о ситуации на рынке строительных материалов.

Итак, приоритетными мероприятиями, направленными на развитие жилищного строительства в Республике Мордовия, являются:

  • обеспечение жилищного строительства земельными участками,
  • обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры,
  • развитие строительства жилья экономического класса,
  • развитие малоэтажного жилищного строительства,
  • мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования,
  • стимулирование частной инициативы граждан и частных застройщиков,
  • улучшение качества жилищного фонда,
  • реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
  • снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства, проведение государственной политики по ценообразованию.
Просмотров работы: 8