С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений.
Земля стала объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Переход прав на целые земельные участки от одних землевладельцев к другим, т.е. распоряжение землей осуществляется на сегодняшний день по воле этих лиц без доминирующего участия органов власти. Это привело к тому, что органы местной и государственной власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и взимать плату за землю. Резко активизировался оборот большого числа земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства.
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более чем пятнадцать лет земельной реформы в стране работ, в которых бы раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами - единицы. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами.
Перед Россией на современном этапе стоит непростая задача завершения реформирования земельных отношений и создания своей национальной системы землепользования. По Конституции земля и другие природные ресурсы России могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В октябре 2001 года был принят Земельный кодекс, главной целью которого было заложить основу рынка земли и объединить многочисленные нормативные акты в этой области в единый документ. Однако задача объединения этих норм в полной мере не решена до сих пор. Предпринятые государством законодательные меры по созданию рыночных условий оборота земли не привели к слиянию в единый объект недвижимости существующих в различных правовых режимах зданий и занимаемых ими земельных участков. Одной из важнейших задач в сфере развития рынка земли также является продолжение процесса разграничения госсобственности на землю [5].
Тем не менее, процесс формирования института частной собственности на землю в России активно развивается. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что земля включена в рыночный оборот, т. е. с земельными участками совершаются сделки, предусмотренные гражданским законодательством. В то же время земля как пространственная основа существования государства и его граждан, как звено экосистемы требует пристального внимания со стороны государства для обеспечения политической, экономической, экологической безопасности, социальной защиты населения, защиты исторических и культурных основ существования страны и ее граждан.
Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно превращение земли в реальный высокодоходный производственный ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления. В связи с этим особую важность приобретают исследования, отвечающие на вопросы: какие направления развития рынка земель возможны в России, какие социальные, политические, экономические последствия этих процессов возможны, какие существуют механизмы государственного регулирования земельного рынка [2].
Система управления земельными ресурсами в настоящее время соподчинена Министерству экономического развития РФ, в ведении которого находятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). Такое соподчинение имеет положительный результат, т. к. позволяет более качественно осуществлять управление в этой сфере, для наиболее эффективного разрешения существующих проблем, учитывая особенности управления земельными ресурсами, и отвечает интересам государственного управления в указанной сфере. Исходя из основных методов государственного управления землепользованием государственные органы по характеру управления землепользованием можно разделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции необходимо отнести Правительство РФ, обладающее широкими полномочиями в области управления землепользованием, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, регулирующие вопросы предоставления и изъятия земельных участков; соблюдения режима землепользования; определения правил застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и планирования их развития; разработки и реализации различных программ (федеральных, региональных, местных) использования и охраны земель и т. п. [3]. В свою очередь, к органам специальной компетенции необходимо отнести Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая в настоящее время наделена широкими полномочиями в области земельных ресурсов.
Территориальные органы Росреестра осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля.
Существование государственного кадастра недвижимости во многом способствует развитию земельной реформы и формированию рынка земли. Государственный земельный кадастр является основным инструментом регулирования земельных отношений. Механизм регулирования земельных отношений представлен на рисунке 1.
Рынок земли - особая экономическая структура национального хозяйства. Его организация и эффективное функционирование должны основываться на нормативно-правовой базе, регулирующей отношения, возникающие на земельном рынке.
Однако, по мнению экспертов, развитие земельного рынка может привести к ряду последствий негативного и позитивного характера. Большинство экспертов обеспокоено процессами деградации земель и усилением социальной напряженности в результате перераспределения собственности на землю. К тому же велика вероятность того, что в результате развития рыночных отношений увеличатся объем земельных платежей и число собственников земельных участков. Не вызывает опасений выкуп больших площадей российских земель иностранными гражданами. В отношении того, сможет ли рынок распределить земельные участки в руках наиболее эффективных собственников, эксперты высказались далеко не однозначно [2].
Рассмотрим рынок земли на примере Республики Мордовия. По данным государственной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2011 года в Республике Мордовия государственные и муниципальные земли используются на условиях аренды 88993 арендаторами земельных участков на площади 236,3 тыс. га (таблица 1).
Всего в течение 2010 года в республике совершено 10,1 тыс. сделок с земельными участками на площади 15,2 тыс. га, что по сравнению с прошлым годом больше на 4,6 %.
Наследование земельных участков осуществлено 2940 гражданами на площади 660,5 гектаров.
Сделки по купле-продаже земельных участков гражданами и юридическими лицами за истекший год составили 2543 единиц на площади 1788,05 га.
Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления уменьшилась по сравнению с 2009 годом и составляет 1651 единиц на площади 3754,88 га.
Количество прочих сделок с земельными участками (дарение, аренда текущего года) заключенных в 2010 году составило 2644 единицы.
Предоставление земельных участков находящихся в государственной и муниципальной собственности в аренду является в Республике Мордовия основной формой земельных отношений и составляет 91,7 % от всех сделок.
Общее состояние земельного рынка в Республике Мордовия можно характеризовать как динамично развивающееся, в некоторых районах со значительным ростом. Так в Ардатовском, Большеигнатовском, Зубово-Полянском, Рузаевском, Темниковском муниципальных районах совершено сделок в 2010 году больше чем в 2009 году соответственно в 2,1, 2,9, 1,6, 2, 3 раза. Наибольшее их количество совершено в городском округе Саранск-1350 сделок.
В целом по республике количество сделок с земельными участками по купле-продаже и дарению увеличилось по сравнению с прошлым годом на 17,4%.
Земельный рынок в значительной степени зависит от месторасположения земельных участков относительно районных центров и г. Саранска.
Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с прошлым годом, уменьшилась на 231 сделку, дарение земельных участков увеличилось на 16 сделок, а продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами увеличилась на 452 сделки.
Таблица 1 -Предоставление земельных участков в аренду местными органами власти в Республике Мордовия
Категория земель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
Пло- щадь, га. |
Числен-ность аренда-торов, чел. |
Пло- щадь, га. |
Числен-ность аренда-торов |
Пло- щадь, га. |
Числен-ность аренда-торов |
Пло- щадь, га. |
Численность аренда-торов |
|
Земли вне населенных пунктов |
211591 |
32801 |
197729 |
30706 |
213999 |
29636 |
219024 |
29679 |
Земли населенных пунктов |
16752 |
58220 |
16967 |
58681 |
17076 |
57869 |
17365 |
59314 |
Всего |
228343 |
91021 |
214696 |
89387 |
231075 |
87505 |
236389 |
88993 |
В 2010 году в целом по Республике Мордовия было продано 1651 государственных и муниципальных земельных участка на площади 3754 га, из них:
Данные о продажах государственных и муниципальных земель в Республике Мордовия с 2007 по 2010 гг. приведены в таблице 2.
В 2010 году было выкуплено юридическими лицами в черте населенных пунктов 174 земельных участков на площади 164,8 га и вне населенных пунктов 14 земельных участков на площади 3415 га
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, предусматривающим сделки с правами аренды (ст. 615) в республике за последние годы получили распространение сделки по продаже прав аренды.
В 2010 году на конкурсах и аукционах была проведена продажа прав аренды муниципальных земель гражданам и юридическим лицам. Всего были выкуплены права аренды на 292 земельных участка площадью 620,4 га, в том числе земель поселений - 289 земельных участков на площади 42 га.
Таблица 2- Продажа государственных и муниципальных земель в Республике Мордовия
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||||
Число сделок, |
Площадь, |
Число сделок, |
Площадь, |
Число сделок, |
Площадь, |
Число сделок, |
Пло-
щадь, |
||
1. Гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства: |
|||||||||
- вне населенных пунктов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
- в населенных пунктах |
1119 |
118,3 |
1391 |
175,3 |
1542 |
767,5 |
1463 |
174,9 |
|
ИТОГО: |
1119 |
118,3 |
1391 |
175,3 |
1542 |
767,5 |
1463 |
174,9 |
|
2.Юридическим лицам для предпринимательской деятельности: |
|||||||||
- вне населенных пунктов |
|
|
64 |
2368,4 |
91 |
11601,7 |
14 |
3415 |
|
- в населенных пунктах |
37 |
22956,13 |
231 |
480,4 |
249 |
219,2 |
174 |
164,8 |
|
ИТОГО: |
126 |
161,3 |
295 |
2848,9 |
340 |
11820,9 |
188 |
3579,9 |
|
ВСЕГО: |
163 |
23117,49 |
1486 |
3024,2 |
1882 |
12588,4 |
1651 |
3754,8 |
|
Правовой основой для сделок между гражданами и юридическими лицами являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2010 №435-ФЗ.
По данным статистической отчётности за 2010г. в Республике Мордовия было зарегистрировано 2543 договоров (на площади 1788 га) по купле - продаже застроенных и незастроенных земельных участков между гражданами и организациями (таблица 3).
Таблица 3-Сделки с земельными участками в Республике Мордовия
Сделки с земельными участками |
Год |
Всего сделок/га |
Сделок в населенных пунктах/га |
Сделок вне населенных пунктов/га |
Купля-продажа земельных участков юридическими лицами и гражданами для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства |
2007 |
2489/2072,60 |
2447/452,03 |
- |
2008 |
2586/4009,8 |
2106/480,9 |
480/3529 |
|
2009 |
2091/7697,4 |
1951/335,4 |
140/7362 |
|
2010 |
2543/1788 |
2389/894,3 |
154/893,7 |
Как и в предыдущие годы, в 2010 году большая часть сделок по купле-продаже земли между гражданами и организациями относится к участкам, используемым для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, они составляют 50,8% (1294 ед.) от общего числа сделок, а также для индивидуального жилищного строительства - 41% (1045 ед.).
В 2010 году цена на незастроенные земельные участки населенных пунктов, проданные органами государственной власти и местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства гражданам, составила от 0,5 до 23 руб./кв. м. В г. Саранске для использования в целях промышленности и иного специального назначения цена 1 кв. м земли составила 82 рубля [4].
Следовательно, можно сделать вывод, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в аренду, является в Республике Мордовия основной формой земельных отношений.
Начатые преобразования в области управления земельными ресурсами необходимо продолжить. Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса. Информационное обеспечение системой ГЗК позволяет осуществлять ряд действий в следующих областях:
в области правовых отношений - обеспечение государственной регистрации прав на землю и сделок с ними, государственной и судебной защиты прав физических и юридических лиц, муниципальных образований и субъектов РФ, формирование уверенности собственников, владельцев, пользователей, в том числе и арендаторов в своих правах на земельные участки и иную недвижимость, разграничение прав собственности на земельные участки между федеральными органами и органами субъектов РФ, осуществление практической деятельности по разграничению государственной, муниципальной и частной собственности на землю;
в области экономики - обеспечение поступлений земельных платежей в бюджет страны, регионов и муниципальных образований, расширение налогооблагаемой базы, проведение массовой кадастровой (экономической) оценки земель, информационная поддержка рыночного оборота земли, совершенствование механизма налогообложения земли и иной недвижимости путем установления зависимости земельных платежей от рыночной стоимости и доходности используемых земельных участков и объектов недвижимости, уменьшение числа субъектов земельных отношений, пользующихся льготами; увеличение стоимости основных фондов предприятий, защита их от инфляции.
Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости - это первый сделанный шаг на пути дальнейшего развития.
Библиографические ссылки