ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы создания отраслевых региональных кластеров обусловлена необходимостью поиска и выбора дальнейших путей развития российской экономики и перехода на инновационный тип развития. Кроме того, в свете последних эпохальных экономических событий, то есть вступления Российской Федерации в ВТО, проблема повышения конкурентоспособности российских предприятий и производимой отечественной продукции, внедрение российских производителей на мировые рынки сбыта выходит на первый план.

Для начала необходимо наиболее точно дать определение понятию «отраслевой кластер», для того, чтобы иметь дальнейшее представление относительно всех важнейших аспектах данного явления инновационной экономики. Итак, общепризнанным родоначальником кластерной теории является американский экономист Майкл Портер. Он определяет кластер, как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Говоря о кластерах, стоит отметить, что они строятся по принципу «тройной спирали» (бизнес, государство и наука). Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет потенциально эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Кроме всего прочего, формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции.

Основной феномен кластера состоит в том, что каждый участник, преследуя свою цель, повышает эффективность не только своей работы, но и работы конкурента, либо партнера (рисунок 1). В Правительстве России кластерная полити­ка рассматривается, как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической дея­тельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. Идея кластеризации нашла отражение  в Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Типовая модель кластера представлена на рисунке 2, данная модель полностью характеризует кластер, построенный по принципу «жемчужины». Ядром кластера являются ключевые фирмы с узкой специализацией, географически близкие друг к другу. Поддерживающие фирмы - это фирмы поставщики сырья, торговые предприятия, провайдеры услуг, фирмы технического обслуживания. Мягкая инфраструктура кластера строится на сетевых связях с центрами профессионального обучения и научно-исследовательскими и прикладными институтами, а также центрами поддержки предпринимательства, с финансовым сектором. Твердая инфраструктура кластера - производственные помещения, коммунальная, инженерная и транспортная инфраструктура.

Какие преимущества дает кластерный подход на региональном уровне? Во-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу. Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур - малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона. В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого и среднего предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.

Создание инновационной экономики в стране в целом и  даже в отдельном регионе в частности представляется очень перспективными и выгодными процессом с точки зрения государственной власти. Такая экономика способствует наращиванию экономического потенциала страны, укреплению позиций на мировой арене. Но возникает резонный вопрос. Чем выгодно создание винного кластера  предприятиям-участникам подобного объединения, другими словами должен ли бизнес быть так заинтересован в этом? Несомненно, да. Создание кластера открывает значительные перспективы, прежде всего, давая возможность производить конкурентоспособную продукцию, что в свою очередь дает шанс выхода на мировые рынки. Наибольшую заинтересованность в создании отраслевых кластеров должен проявлять, конечно, малый и средний бизнес. Потому как именно таким предприятиям необходима определенная поддержка, опыт на ранних стадиях. На развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его доли в экономике регионов влияют условия спроса в регионе, специфика отраслевой структуры экономики и региональный бизнес-климат. Создание благоприятного бизнес-климата является одной из главных задач кластеризации. В качестве поставщиков узлов и полуфабрикатов к работе фирм-лидеров подключаются не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия. Первым это выгодно с точки зрения снижения издержек. А для небольших фирм формируется емкий и быстро растущий рынок с инновационной направленностью. Лидер, то есть крупное предприятие - это исключительно квалифицированный потребитель, готовый оценить любые усовершенствования, внесенные небольшим предприятием в свою продукцию, и весьма заинтересованный в том, чтобы такие новинки появлялись регулярно. Ведь улучшенная компонентная база в будущем способна генерировать конкурентные преимущества для его собственной продукции. А самой малой фирме расти «под зонтиком» сильного предприятия куда проще, чем в одиночку пробиваться на свободном рынке.

Конкуренция внутри кластера превращается в механизм активного распространения конкурентных преимуществ. Не случайно растущей популярностью у практиков пользуется бенчмаркинг. В идеале применение бенчмаркинга дает возможность не только воспроизвести источники чужих успехов, но даже превзойти первооткрывателей за счет более последовательного использования их удачных находок.

Итак, как же определить имеется ли в регионе потенциал создания кластера и в какой отрасли такой кластер может быть сформирован? Для выделения в регионе наиболее перспективных направлений для формирования и развития кластеров необходимо проанализировать отраслевую структуру хозяйства региона и оценить, показывает ли отрасль высокую эффективность по следующим критериям: высокие темпы прироста объемов производства и реализации продукции и/или услуг; высокие объемы инвестиций в отрасль (подотрасль); высокие показатели рентабельности деятельности.

Затем анализируется уже выбранная отрасль и оцениваются предпосылки создания кластера. Наиболее доступным методом анализа наличия кластера в регионе является использование коэффициентов, позволяющих определить значимость определенной отрасли региона в экономике страны в целом. Таковыми являются: коэффициент локализации, коэффициент специализации, коэффициент среднедушевого производства. Если значение анализируемых показателей превышает единицу, то можно говорить о специализации региона в данной отрасли, что является фактором, способствующим развитию кластера, либо свидетельствует о наличии кластера в данном регионе. Кроме анализа факторов значимости отрасли в экономике страны в целом, целесообразно проанализировать размер средней заработной платы в отрасли.  Если количественные данные указывают на наличие кластера, либо на возможные предпосылки его создания, то далее целесообразно проанализировать бухгалтерскую, статистическую отчетность предприятий, производителей конечного продукта данной отрасли и методом рейтингового анализа идентифицировать предприятия, являющиеся лидерами в данной отрасли. Именно они будут служить базой кластера.

Далее необходимо пройти основные этапы создания кластера, исходя из пяти фаз (рисунок 3): инициирование, диагностика, стратегия, формализация, оценка и мониторинг.Создание регионального кластера, несомненно, даст мощный толчок развитию финансового рынка. Наряду с государственными финансовыми институтами должен быть сформирован комплекс венчурных, банковских и страховых структур на региональном уровне (частно-государственные и частные венчурные фонды, венчурные институты, институт «бизнес-ангелов» и т.д.).

Подводя итог всему вышесказанному, приведем таблицу, в которой отражена конкретная классификация региональных мероприятий по созданию кластера.

Таблица 1 - Классификация мероприятий кластеризации

Название

Классификационный признак

Назначение и
задачи

Содержание мероприятий

Инновационные

Влияние на формирование инновационной инфраструктуры

Повышение уровня инновационного развития всех типов кластеров

1. Реализация проектов в сфере НИОКР.

2. Создание венчурных фондов.

3. Государственная поддержка трансферта технологий

Финансовые и инвестиционные


Влияние на обеспечение финансовыми ресурсами компаний кластера

Обеспечение финансовыми ресурсами для развития кластера

1. Субсидирование процентных ставок по кредитам.

2. Льготные условия кредитования.

3. Прямое финансирование субъектов

кластера.

4. Портфельные инвестиции в

компании кластера

Территориально-административные

Влияние на расположение и развитие бизнеса в регионе

Увеличение численности предприятий на территории, развитие отраслевых комплексов

1. Формирование особых экономических зон.

2. Снижение административных барьеров.

3. Содействие внешнеэкономической

деятельности, упрощение таможенных процедур

Производственные

Влияние на формирование производственной инфраструктуры

Формирование необходимой инфраструктуры

1. Развитие производственной

инфраструктуры (транспортные коммуникации, ремонтная база и др.) .

2. Развитие информационных сетей.

3. Совершенствование условий

социально-трудовых отношений

Коммуникативные

Влияние на взаимодействие между бизнесом, администрат.  структурами, обществом

Обеспечение условий для обмена технологиями, информацией, ресурсами

1. Формирование институтов

регионального и международного сотрудничества.

2. Развитие профессиональных

ассоциаций с участием иностранных партнеров

Итак, для определения приоритетной отрасли, а также выявления предпосылок создания кластера необходим всесторонний анализ. Однако уже сегодня можно утверждать, что создание кластера возможно практически в каждом регионе, а его эффективное функционирование зависит от инициативы бизнеса. Такая инициатива возможна лишь в случае осознания представителями российского бизнес-сообщества необходимости перевода работы своих компаний на «инновационные рельсы».

Список используемой литературы

  1. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.-896 с
  2. Корчагина Н.А., Соколова К.С., Ахунжанова И.Н. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний. - А: Астраханский университет, 2010. - 76 с.
  3. Пятинкин С.Ф. Развитие кластеров. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.
Просмотров работы: 97