Несмотря на введение ужесточений на содержание ароматических веществ в автомобильных бензинах в требованиях ЕВРО-5[1], сегодня процесс каталитического риформинга бензиновой фракции является актуальным, так как позволяет получать кроме базового компонента автомобильных бензинов водород для гидрогенизационных процессов на нефте- и газоперерабатывающих заводах.
Эффективность процесса каталитического риформинга бензиновой фракции во многом зависит от применяемых в данном процессе катализаторов. Поэтому выбор новых высокоактивных и высокоселективных катализаторов позволит получать риформат с большим выходом с большим октановым числом.
На установке каталитического риформинга производства-аналога типа ПР-22-35-11/1000 производительностью 1 млн. тонн/год используется катализатор R-86 фирмы «UOP», который позволяет получать в данный момент стабильный катализат с октановым числом по исследовательскому методу 93-99 с выходом 86%[2].
С целью совершенствования действующей установки предлагается полностью заменить катализатор R-86 на катализатор РБ-33У (для первого по ходу реактора) и РБ-44У (для двух последующих), разработанный ООО НПФ «Олкат». [3]
При более продолжительном межрегенерационном пробеге (более 3 лет) предлагаемый катализатор позволяет получить риформат с октановым число по ИМ 95-96 с большим выходом (88,5%). [3]
Следует отметить, что процесс каталитического риформинга с катализаторами РБ-33У и РБ-44У не отличаются от процесса с катализатором R-86 температурным режимом и объёмной скоростью, однако отличается увеличенным давлением. [3] Также нужно сказать, что новые катализаторы имеют такую же насыпную плотность, как и R-86, а это значит, что новых катализаторов по объёму потребуется столько же, сколько и старого. [4]
Предварительные расчёты показали, что полная замена действующего катализатора на новый позволит повысить производительность установки до 1029 тыс. тонн/год за счёт повышения выхода риформата, улучшить качество риформата, а также повысить концентрацию водорода в получаемом водородсодержащем газе до 84,5%. [3]
Литература