Многие композиторы кладут стихи на музыку, нередко поэты пишут стихотворные тексты специально для них. Песня всегда идет в ногу со временем. Ее тематика постоянно меняется. Так песни 20-х годов отличались революционной направленностью, 40-х - военной тематикой. Они помогали защитникам нашей Отчизны выжить, настраивали их на победу. В песнях 60-х слышатся отголоски лагерной музыки, а песни 80-х годов - это стиль «Диско», пришедший к нам с запада.
Объектом исследования данной работы является песня - стихотворение (преимущественно лирическое), положенное на музыку. Музыкальные элементы, свойственные разговорной речи (ритм, повышения и понижения в интонации), усиливаются в песне до настоящей музыки, до ритмически построенной мелодии. Характерной чертою песни является простота и периодичность построения (большая или меньшая близость к куплетной форме).
Песенный текст отличается от поэтического.
Во-первых, в самой природе песни есть установка на популярность, на немедленное присвоение ее социумом. Песня не может ждать «своего часа» подобно тому, как «ждут» его иные произведения художественной литературы или научные труды, с тем чтобы «прийти» к нам через десятилетия, а то и века. Она должна быть воспринята сегодня, здесь и сейчас. В сущности, песня всегда была явлением массовой культуры (в буквальном смысле, а не только в нынешнем значении этого понятия).
Во-вторых, песня должна обладать особыми качествами, которые призваны обеспечить «мгновенную» эмоциональную реакцию на нее слушателя, а для этого работать на узнаваемость героев и ситуаций, делать возможным «достраивание», например, сюжетных фрагментов при отсутствии в тексте развития сюжета, способствовать принятию слушателем внешних алогизмов песенного текста и «неувязок» разного рода.[5:10-14]
Проанализировав ряд работ, посвященных поэтическим и песенным текстам, и основываясь на этом, можно составить свою схему анализа песенного текста.
К лексическим характеристикам относятся следующие:
Морфологические характеристики читаемости зависят от следующих характеристик:
Синтаксические характеристики предполагают учет следующих позиций:
FI = (X + J)-0,4,
где X - среднее количество слов в строке;
Y - среднее количество слов с длиной три и более слогов в предложении текста.
При подсчете количества слов необходимо учитывать следуют.
Значение F1 оценивается следующим образом:
Анализ текста песни «Двое»
Опираясь на данную схему, возьмем произведение Ильи Резника «Двое» в исполнении Пугачевой на музыку Р. Паулса и проанализируем его.
За ними вслед
Спешат года.
А ты со мной
Уж сколько лет.
Мой ясный свет.
Моя звезда.
Это первый куплет песни «Двое». Рифма мужская, в зависимости от места в строфе - парная и опоясанная, размер стопы - ямб. Предложения простые, но присутствуют метафоры и эпитеты. Анализируя фонетику первого куплета, можно сказать, что преобладают согласные звуки [д], [т] и [c], которые воспринимаются как легкие, нежные и придают оттенок некой таинственности. Гласные звуки [о] и [и] производят впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты.
4. Общая читаемость текста, определяемая по формуле: FI = (X + J)-0,4, равна FI = (3+3) - 0,4 = 5,6 - читаемость средняя.
Лексические характеристики:
Морфологические характеристики:
Синтаксические характеристики:
5. Первый куплет песни не повторяется дважды.
6. В тексте произведения можно увидеть приметы повседневной жизни, а также людские взаимоотношения.
И дождь, и ветер, и листопад.
К югу помчатся птицы
<...>
Ночь длиннее дня.
<...>
Друг, мой старый друг,
Прости за боль
Былых обид...
Моя любовь
Всегда с тобой.
Пускай судьба
Тебя хранит...
<...>
Но мы свой путь
Пройдем вдвоем,
Мой старый друг,
Последний друг... («Двое»)
7. Читая текст песни «Двое» ощущаешь минорное настроения героя. Главной темой песни является любовь по-настоящему близких друг другу людей, проверенная и испытанная временем. Женщина говорит о своих чувствах мужчине, просит у него прощение за ошибки, совершенные ею в прошлом.
Анализ песни «Без меня»
Знаю, милый, вижу, что с тобой -
Потерял себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной -
А к другому так и не пристал.
4. Общая читаемость текста, определяемая по формуле: FI = (X + J)-0,4, равна FI = (4,8+ 0) - 0,4 = 4,4, что соответствует высокой читаемости.
Лексические характеристики:
Морфологические характеристики:
Синтаксические характеристики:
5. Первый куплет песни не повторяется, но присутствуют две повторяющиеся строфы - они и являются припевом.
Без меня тебе, любимый мой,
Земля мала, как остров.
Без меня тебе, любимый мой,
Лететь с одним крылом.
Ты ищи себя, любимый мой,
Хоть это так непросто.
Ты найдешь себя, любимый мой,
И мы еще споем.
6. В тексте песни можно увидеть приметы повседневной жизни, а также людские взаимоотношения.
Ты покинул берег свой родной.
<...>
Без меня тебе, любимый мой,
Земля мала, как остров.
Без меня тебе, любимый мой,
Лететь с одним крылом. («Без меня»)
7. Произведение «Без меня» также имеет смысл, понятный каждому человеку. Иногда люди расстаются для того, чтобы понять, насколько они близки и необходимы друг другу. Героиня песни, чувствуя душевное смятение своего любимого, отпускает его, но все же продолжает ждать и надеяться на возвращение.
Сравнительный анализ песен «Двое» и «Без меня»
Песни И. Резника «Двое» и «Без меня» были написаны в одно время, но одна из них стала безусловным шлягером.
Сравнивая два песенных текста И. Резника, можно заметить, что у песни «Двое» отсутствует ключевая фраза и припев, а первый куплет песни не повторяется дважды. Преобладание в тексте согласных звуков усложняет его слуховое восприятие. Общая читаемость текста, рассчитанная по приведенной выше формуле, средняя.
Вторая песня имеет ключевую фразу: «Без меня тебе, любимый мой», повторяющуюся в тексте неоднократно. У песни есть припев, которым она и заканчивается. Общая читаемость текста высокая.
Итак, проанализировав два песенных текста, можно сделать вывод, что, настоящим шлягером становится песня, имеющая припев, обладающая смысловым стержнем и ключевой фразой, которая повторяется неоднократно. Кроме того большое значение имеет читаемость текста, так как она влияет на его слуховое восприятие, так, например, песня «Без меня» по общим параметрам обладает высокой читаемостью в отличие от песни «Двое». Текст песни должен быть благозвучным, простым и доступным для понимания каждому слушателю, ну и, конечно, многое зависит от музыкальности произведения. Таким образом, песня «Без меня» соответствует всем параметрам шлягера.
Шлягер, как создание уникальное своей многозначностью и смысловой широтой, привлекателен, прежде всего, тем, что живёт и развивается вместе с нами, в ногу со временем. В нем отражаются все современные тенденции.
Главные критерии, необходимые шлягеру - степень общественной распространенности, обращенность к большей массе людей и способность увлечь ее. Шлягер отражает жизненные, социальные, эстетические потребности людей, общезначимый для них круг тем, образов и эмоции, вступает с этой огромной аудиторией в диалог, вызвав ее на ответный отклик, сопереживание и сотворчество.
Исходя из моей работы, можно сделать вывод: шлягер - модная, популярная на какой-то период времени песня или мелодия. Он состоит из поэтического текста, характеризующегося стиховедческими понятиями и терминами (системы стихосложения, метры и размеры, строфика, рифмы и их виды), и легко запоминающейся мелодии. Теоретически, шлягер проходит несколько стадий своего существования - от появления свежей мелодической идеи до утрачивания популярности.
Список литературы
Учебная литература:
Монографии и статьи:
3. Брик О.М. Звуковые повторы / О.М. Брик // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. - Птг.: Опояз, 1919. - Вып. 3 - С. 58-98.
4. Васильева В.В. Опыт лингвокультурологического анализа: песенный текст/ В.В. Васильева// Антропоцентрический подход к языку: межвуз. сб. научн. тр. в 2 ч. Ч.1. - Пермь, 1998. - С.5-24.
5. Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: Рекпол, 2007. - 148 с.
6. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста: Статьи и исследования: Заметки: Рецензии: Выступления./ Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб., 1999. - 848с.
7. Славинский Я. К. К теории поэтического языка/ Я.К. Славинский// Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - С. 261-263.
8. Шенгели Г. А. Техника стиха/ Г. А. Шенгели. - М.:Гослитиздат,1960.-312с.
Электронные ресурсы:
9. Сыров В. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий)/ В.Сыров// Открытый текст: электронное периодическое издание. - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id:=716
10. Трактина Т. Шлягер в современной действительности/ Т. Трактина// КонсАрт. - Режим доступа: http://www.konsart.nnov.ru/?id=63220