Проблема формирования познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания. Из этого следует, что на уроках окружающего мира необходимо способствовать формированию у учащихся познавательной активности и развитию познавательного интереса.
ИНТЕРЕС (англ. interest)-потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний [1, 186].
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.
Способствование формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира может происходить путем применения игры, занимательных упражнений, работы с картой, опытов.
Познавательная игра - достаточно эффективный метод формирования познавательного интереса у младших школьников. И не только на уроках окружающего мира, но и на других. Дети младшего школьного возраста очень любят этот вид деятельности. Дидактическая (познавательная) игра опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Ребёнок ставит перед собой игровую задачу, которую нужно решить в ходе данной игры.
Например, в дидактической игре «Мы туристы» учебной задачей является формирование у детей умения работать с картой - прокладывать марщрут от одного пункта к другому. За правильное прокладывание маршрута каждый получает значок туриста. Задача, которую ученики ставят перед собой,- поиграть в туристов. Игровой мотив - правильно проложить маршрут для того, чтобы получить значок туриста. В ходе игры и после неё может происходить сдвиг с игровых моментов на познавательные. После игры школьники стремятся получить дополнительную информацию о картах и планах, о планах своей местности, то есть у них игровая задача трансформировалась в учебную.
Игры, применяемые в процессе изучения окружающего мира, можно упорядочить по дидактической нагрузке:
Игры, способствующие формированию умения классификации; пример: «Деревья и кусты» : Когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст - опускать вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево ( поднимает руки вверх), а потом куст ( опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют движения. Ведущий может назвать дерево, а руки опустить. Или назвать куст, а руки поднять. Ученики, которые ошиблись, выходят из команды. Выигрывает та команда, в которой останется больше учеников.[5]
Для поддержания интереса к предмету использую различные средства и методы. Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы такого материала, который заставляет детей чувствовать себя защитниками природы, принимать те или иные решения.
Игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой.[2,с.121], примером такой игры является игра «Мы туристы».
Но увлекаться игрой тоже не стоит. Мы считаем, что, обращаясь к игре, учитель должен помнить высказывание К.Д. Ушинского: « Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьёзный, ей свойственный тон» [3,с. 356]
Сделать опрос изученного материала более оживлённым помогут занимательные упражнения. К примеру, загадки, кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады.
Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе отражаю.
Но «К» на «Ц» перемени-
Я по болоту зашагаю. (капля-цапля)
Что цветет без цвета? (сосна)
В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)[4, 91]
Способствуя формированию познавательной активности, немаловажно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, например, с помощью проведения опытов.
В ходе выполнения опыта создаются искусственные условия, позволяющие вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.
При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по изучению свойств некоторых горных пород, воды, воздуха, снега, льда, явлений природы, например: круговорот воды в природе, извержение вулкана, переход воды из одного состояния в другое и т. д. Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается объяснением, по ходу опыта учащимся задаются вопросы, и школьники самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, они выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.
А с помощью же географических карт ученики получают знания о местонахождении и величине географических объектов, ориентируются в своём населённом пункте, определяют расстояние между отдельными географическими объектами, определяют масштаб, составляют план озеленения окрестностей школы, выполняют топографический диктант.
Работа с картой побуждает у младших школьников интерес к географии и естествознанию.
Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Использованная литература: