Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

           Проблема формирования  познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

         В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.

 В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания. Из этого следует, что на уроках окружающего мира необходимо способствовать формированию у учащихся познавательной активности и развитию познавательного интереса.

ИНТЕРЕС (англ. interest)-потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний [1, 186].

           Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.

  1. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание: занимательность, игровые принципы, наглядные приемы.
  2. Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося.

Способствование формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира может происходить путем применения  игры, занимательных упражнений, работы с картой, опытов.

Познавательная игра - достаточно эффективный метод формирования познавательного интереса у младших школьников. И не только на уроках окружающего мира, но и на других. Дети младшего школьного возраста очень любят этот вид деятельности. Дидактическая (познавательная) игра опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Ребёнок ставит перед собой игровую задачу, которую нужно решить в ходе данной игры.

Например, в дидактической игре «Мы туристы» учебной задачей является формирование у детей умения работать с картой - прокладывать марщрут от одного пункта к другому. За правильное прокладывание маршрута каждый получает значок туриста. Задача, которую ученики ставят перед собой,- поиграть в туристов. Игровой мотив - правильно проложить маршрут для того, чтобы получить значок туриста. В ходе игры и после неё может происходить сдвиг с игровых моментов на познавательные. После игры школьники стремятся получить дополнительную информацию о картах и планах, о планах своей местности, то есть у них игровая задача трансформировалась в учебную.

Игры, применяемые в процессе изучения окружающего мира, можно упорядочить по дидактической нагрузке:

Игры, способствующие формированию умения классификации; пример: «Деревья и кусты» : Когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст - опускать вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево ( поднимает руки вверх), а потом куст ( опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют движения. Ведущий может назвать дерево, а руки опустить. Или назвать куст, а руки поднять. Ученики, которые ошиблись, выходят из команды. Выигрывает та команда, в которой останется больше учеников.[5]

Для поддержания интереса к предмету использую различные средства и методы. Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы такого материала, который заставляет детей чувствовать себя защитниками природы, принимать те или иные решения.

           Игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой.[2,с.121], примером  такой игры является игра «Мы туристы».

         Но увлекаться игрой тоже не стоит. Мы считаем, что, обращаясь к игре, учитель должен помнить высказывание К.Д. Ушинского: « Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьёзный, ей свойственный тон» [3,с. 356]    

          Сделать  опрос изученного материала более оживлённым помогут занимательные упражнения. К примеру, загадки, кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады.  

                             Хоть мала я, но взгляни:

                             Весь мир в себе отражаю.

                             Но «К» на «Ц» перемени-

                             Я по болоту зашагаю. (капля-цапля)

Что цветет без цвета? (сосна)

В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)[4, 91]

           Способствуя формированию познавательной активности, немаловажно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, например, с помощью проведения опытов.

           В ходе выполнения опыта создаются искусственные условия, позволяющие вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.

         При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по изучению свойств некоторых горных пород, воды, воздуха, снега, льда, явлений  природы, например:  круговорот воды в природе, извержение вулкана, переход воды из одного состояния в другое и т. д.  Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается  объяснением, по ходу опыта учащимся задаются вопросы, и школьники самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, они выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.

           А с помощью же географических карт ученики получают знания о местонахождении и величине географических объектов,  ориентируются в своём населённом пункте, определяют расстояние между отдельными географическими объектами, определяют масштаб, составляют план озеленения окрестностей школы, выполняют топографический диктант.

          Работа с картой побуждает у младших школьников интерес к географии и естествознанию.

          Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Использованная литература:

  1. Мещеряков Б. Г. , Зинченко В. П. /Большой психологический словарь: 3-е изд. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко 2002 . - 638 с.
  2. Миронов А. В. /Методика изучения окружающего мира в начальных классах/  А. В. Миронов - М.: Педагогическое общество России 2002 . - 351 с.
  3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2, 1948 .
  4. Шебурова Т. Н. В гостях у братьев -месяцев/Т. Н. Шебурова//Начальная школа.-2011.-№9.-112 с.
  5. Электронный ресурс:  festival.1september.ru  Дата обращения: 9. 02. 2012
Просмотров работы: 246