В современном мире поликультурное воспитание и образование - непременные составляющие надмоноэтнических цивилизационно-культурных сообществ. Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Становится все более очевидным, что знание особенностей другой культуры на этническом уровне, навыки межкультурного общения необходимы не только представителям инокультурных систем, но и доминирующей этнической общности. Ведущие национальные группы нуждаются в поликультурном воспитании как способе стать толерантными в отношении иных субкультур, непримиримыми к дискриминации и расизму.
Поликультурное воспитание - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма.
Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации.
Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.
Согласно определения, данного в Большом энциклопедическом словаре: «страна́» - имеющая определённые климатические, культурные, исторические или политические границы территория, которая может как обладать собственным государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства.
Поволжье или Поволжский район (регион) - географическая область в бассейне реки Волга, подразделяется на Верхнее (до Казани), Среднее (Казань - Саратов) и Нижнее (ниже Саратова) Поволжье. В административном плане Российской Федерации Поволжье принадлежит в Приволжскому федеральному округу, столицей которого является г. Нижний Новгород. Площадь региона -536,4 тыс. кв. км, население -16 млн. 787 тыс. чел. Средняя плотность населения - 31 чел. на 1 км2, особенно плотно заселены Самарская область, Татарстан, Саратовская область. В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16%), чувашей и мордвы (2 и 3% соответственно). Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73%, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на благотворность использования игры в процессе обучения. В игре проявляются наиболее полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности.
Игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею. Все праздники, отмечаемые в России, условно можно подразделить на: официальные, неофициальные, международные, профессиональные и религиозные. В любом случае, праздник остается праздником и создан для того, чтобы люди развивали свои духовные ценности, знали свою историю и просто отдыхали.
В рамках проведения национального праздника «Масленица», с целью организации данного проекта, нами был разработан сценарий мероприятия на тему «Масленичное путешествие».
Процесс создания национального праздника состоит из нескольких этапов, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Основным правилом для создания эффективного национального праздника, как мы считаем, является честный полноценный профессиональный труд заинтересованных в мероприятии людей. По нашему мнению, без подобного подхода планируемое мероприятие рискует превратиться в простую процедуру расслабления и получения мнимого удовольствия без преследования каких-либо целей, что не вправе называться национальным праздником.
Необходима слаженная работа команды организаторов праздника, ее профессионализм и умение действовать в непредвиденных обстоятельствах.
Ставя перед национальном праздником определенные цели и задачи инициатором праздника необходимо продумать возможные способы оценки эффективности проведенного мероприятия. Кратко можно так сформулировать некий метод создания национального праздника.
Грамотную реализацию данного проекта мы видим в последовательном выполнении следующих шагов в проведении национального праздника:
Таким образом мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.
Понятие национального праздника ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, явление комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.
Эффективность национального праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.
Художественное содержание национальных праздников воплощается в музыке, в песне, стихах, в большей степени, которые ориентированы на национальные темы исполнения. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления.
Список использованной литературы: