Влияние имиджа учителя на формирование у школьников девиантного поведения - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Влияние имиджа учителя на формирование у школьников девиантного поведения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире общество оказалось перед фактом: преступность среди подростков катастрофически быстро увеличивается, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно понять суть этого явления, разобраться, почему так все происходит. Основной причиной этого является то, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет,  судим о ней поверхностно на основе ярко бросающихся в глаза признаков. При всей схожести этих признаков сегодняшняя преступность несовершеннолетних абсолютно  иная, чем десять лет  назад.

Сегодня несовершеннолетние один из наиболее криминально пораженных слоев населения нашей страны. Приведем некоторые цифры, характеризующие современную ситуацию преступности несовершеннолетних по отдельным видам преступлений (единиц) в России по данным Юнисеф [5].

 Таблица 1.

 

2000

2005

2008

Зарегистрировано преступлений, совершенных

несовершеннолетними или при их соучастии (всего)                         

195426

154734

116090

Особо тяжкие

10514

6474

3953

Тяжкие

145785

49037

32383

Отдельные виды преступлений, совершенные

несовершеннолетними и(или) при их соучастии:

 

 

 

Убийство и покушение на убийство                                                  

1331

1555

795

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью                     

2157

2886

1747

Изнасилование и покушение на изнасилование                               

739

876

568

Разбой

5273

5730

3600

Грабеж

15251

22615

16486

Кража

119672

80103

60766

Вымогательство

3662

3374

2102

Умышленное уничтожение или повреждение имущества           

3996

1361

931

Мошенничество

1771

5269

3404

Неправомерное завладение автомобилем или иным

транспортным средством без цели хищения (угон)

5334

8041

6929

незаконный оборот наркотических средств, психотропных

веществ или их аналогов, а также нарушение правил оборота

наркотических средств или психотропных веществ                           

 

3036

3752

Анализ приведенных данных и результатов исследования позволяет отметить, что в период с 2005  года по 2008 количество преступлений среди подростков в Российской Федерации уменьшилось. Но в тоже время, исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы. Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении. Важно  и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.

По статистическим данным, полученным Щербаковым И.В., удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%) [4, с. 37].

Чтобы бороться с преступностью в среде несовершеннолетних, необходимо понять, какие психологические и социальные факторы, определяют их поведение. По мнению Игошева К.Е., в поведении подростков четко прослеживается стремление действовать по внушаемой им со стороны негативного окружения формуле: цель оправдывает средства. Более того  наглядных примеров, подтверждающих данную формулу, в современных условиях более чем достаточно. Одних только усилий сотрудников отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, работников социальных служб, участковых инспекторов с их ограниченными возможностями влияния на подопечных несовершеннолетних для сдерживания их криминального поведения недостаточно. В современных условиях, пока основные усилия направлены на дискредитацию и ликвидацию прежних форм работы с подростками и молодежью, никаких новых форм по работе с ними не создано. Вследствие этого несовершеннолетние становятся добычей различных сект, наркодельцов, сутенеров [1,с. 633].

Особенно важно понять то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений [2, с. 549]. Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями  [3, с. 33].  Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды.

Как показывает практика, формирование личности подростка в основном происходит под влиянием семьи, ближнего окружения и школы. Определенное влияние на формирование личности ученика оказывает образ учителя.  Приведем пример некоторых качеств имиджа учителя, которые способствуют благоприятному развитию личности учащегося, и качеств, не способствующих таковому. Поведенческие реакции учителя, неспособствующие благоприятному развитию ребенка: 

  • испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
  • пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
  • редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
  • часто отказывается;
  • говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние;
  • ругается, брюзжит, показывает себя умником;
  • часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
  • распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку.

Когда ученик встречает эти качества в поведении своего педагога, он теряет мотивацию к учению, у него пропадает интерес к саморазвитию, и как в следствии подросток становится более подвержен влиянию преступного мира.

Для того чтобы у ребенка сохранялось стремление к постижению знаний, к позитивной самореализации, сформировались правильные морально-нравственные качества педагогу следует обладать следующими качествами: любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, любовь к педагогической работе, уверенность  в себе, умение слушать, оптимистичность.

Имидж учителя должен воздействовать на подсознание аудитории. Доверие и открытость учеников - вот на что должна работать структура имиджа. Важными являются культура учителя, обаяние, непосредственность, позитивная эмоциональная палитра личности, готовность к творчеству и созиданию, работоспособность и способность к прогнозированию. Как хороший режиссёр учитель должен видеть структуру всего педагогического процесса, а учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены в том, что учителя нельзя застигнуть врасплох, что перед ними мудрый и грамотный специалист, тонкий психолог и друг, который каждому из них помогает самореализоваться.

Литература.

  1. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи / К.Е. Игошев. - М.: Просвещение, 2000. - 238 с.
  2. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - 2-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 640 с.
  3. Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних [текст] / С.Я. Лебедев // Российский следователь, 2004. - № 2. - С. 33-35.
  4. Щербаков И.В. Криминологические особенности изучения личности несовершеннолетних преступников [текст] / И.В. Щербаков // Российский следователь, 2004. - №12. - С. 35-37.
  5. http://www.unicef.ru
Просмотров работы: 10