Сегодня несовершеннолетние один из наиболее криминально пораженных слоев населения нашей страны. Приведем некоторые цифры, характеризующие современную ситуацию преступности несовершеннолетних по отдельным видам преступлений (единиц) в России по данным Юнисеф [5].
Таблица 1.
|
2000 |
2005 |
2008 |
Зарегистрировано преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (всего) |
195426 |
154734 |
116090 |
Особо тяжкие |
10514 |
6474 |
3953 |
Тяжкие |
145785 |
49037 |
32383 |
Отдельные виды преступлений, совершенные несовершеннолетними и(или) при их соучастии: |
|
|
|
Убийство и покушение на убийство |
1331 |
1555 |
795 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
2157 |
2886 |
1747 |
Изнасилование и покушение на изнасилование |
739 |
876 |
568 |
Разбой |
5273 |
5730 |
3600 |
Грабеж |
15251 |
22615 |
16486 |
Кража |
119672 |
80103 |
60766 |
Вымогательство |
3662 |
3374 |
2102 |
Умышленное уничтожение или повреждение имущества |
3996 |
1361 |
931 |
Мошенничество |
1771 |
5269 |
3404 |
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) |
5334 |
8041 |
6929 |
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ |
|
3036 |
3752 |
Анализ приведенных данных и результатов исследования позволяет отметить, что в период с 2005 года по 2008 количество преступлений среди подростков в Российской Федерации уменьшилось. Но в тоже время, исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы. Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении. Важно и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.
По статистическим данным, полученным Щербаковым И.В., удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%) [4, с. 37].
Чтобы бороться с преступностью в среде несовершеннолетних, необходимо понять, какие психологические и социальные факторы, определяют их поведение. По мнению Игошева К.Е., в поведении подростков четко прослеживается стремление действовать по внушаемой им со стороны негативного окружения формуле: цель оправдывает средства. Более того наглядных примеров, подтверждающих данную формулу, в современных условиях более чем достаточно. Одних только усилий сотрудников отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, работников социальных служб, участковых инспекторов с их ограниченными возможностями влияния на подопечных несовершеннолетних для сдерживания их криминального поведения недостаточно. В современных условиях, пока основные усилия направлены на дискредитацию и ликвидацию прежних форм работы с подростками и молодежью, никаких новых форм по работе с ними не создано. Вследствие этого несовершеннолетние становятся добычей различных сект, наркодельцов, сутенеров [1,с. 633].
Особенно важно понять то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений [2, с. 549]. Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями [3, с. 33]. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды.
Как показывает практика, формирование личности подростка в основном происходит под влиянием семьи, ближнего окружения и школы. Определенное влияние на формирование личности ученика оказывает образ учителя. Приведем пример некоторых качеств имиджа учителя, которые способствуют благоприятному развитию личности учащегося, и качеств, не способствующих таковому. Поведенческие реакции учителя, неспособствующие благоприятному развитию ребенка:
Когда ученик встречает эти качества в поведении своего педагога, он теряет мотивацию к учению, у него пропадает интерес к саморазвитию, и как в следствии подросток становится более подвержен влиянию преступного мира.
Для того чтобы у ребенка сохранялось стремление к постижению знаний, к позитивной самореализации, сформировались правильные морально-нравственные качества педагогу следует обладать следующими качествами: любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, любовь к педагогической работе, уверенность в себе, умение слушать, оптимистичность.
Имидж учителя должен воздействовать на подсознание аудитории. Доверие и открытость учеников - вот на что должна работать структура имиджа. Важными являются культура учителя, обаяние, непосредственность, позитивная эмоциональная палитра личности, готовность к творчеству и созиданию, работоспособность и способность к прогнозированию. Как хороший режиссёр учитель должен видеть структуру всего педагогического процесса, а учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены в том, что учителя нельзя застигнуть врасплох, что перед ними мудрый и грамотный специалист, тонкий психолог и друг, который каждому из них помогает самореализоваться.
Литература.