СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период российской истории обозначен сменой ценностных ориентиров. Явления, произошедшие в России в 90-е годы ХХ столетия, оказали отрицательное влияние на общечеловеческую нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, закону, труду, на отношение человека к человеку. Исходя из этого, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении его социальной солидарности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации была сформулирована Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторы которой (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) определяют современный национальный воспитательный идеал следующим образом: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 11].

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств и творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных качествах и свойствах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Формирование нравственной воспитанности и развитие личности, по убеждению Харламова, предполагает становление отношений ребенка к окружающей среде,  к Родине, к обществу, к труду, к своим обязанностям, к самому себе.

Системы норм, сформированные на основе нравственных ценностных ориентаций, составляют содержание экологического воспитания. В свою очередь система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При таком подходе неоднократно подчеркивается многосторонняя ценность природы для человека, а сам человек рассматривается как часть природы. Такую систему духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации не создающие угрозу жизни на Земле, называют экологической культурой. Формирование экологического сознания осуществляется под влиянием экологических знаний и убеждений. Своей целью экологическое воспитание ставит формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического знания. Экологическое воспитание, являясь частью нравственного воспитания, рассматривается как единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

С целью получения информации об уровне экологической воспитанности младших школьников нами было проведено исследование, направленное на изучение доминирующей установки детей в отношении природы. В качестве основных методов исследования нами были использованы беседа с учителем и вербальная ассоциативная методика ЭЗОП, разработанная В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо [1, с. 33]. Суть методики ЭЗОП заключается в выборе одного из пяти слов, предложенных в качестве ассоциаций к двенадцати стимульным словам. Каждое из слов-ассоциаций соответствует определенному типу установок: этической, когнитивной, эстетической, прагматической. Всего в тестировании приняли участие 23 учащихся 3 класса МБОУ СОШ № 45 г. Ульяновска. Наглядно полученные данные можно представить в виде диаграммы.


Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у 22 % опрошенных ведущей является когнитивная установка, они воспринимают природу как объект изучения. Такое же количество учащихся воспринимают природу не только как объект изучения, но и как объект пользы. Этическая установка преобладает у 18 % учеников, прагматическая - у 13 %, эстетическая - 9%.  Таким образом, у 38 % учащихся доминирующими являются две или четыре установки. Можно предположить, что данное явление связанно с недостаточной сформированностью ценностных ориентаций и нравственных установок детей в силу возраста.

В ходе беседы с учителем, было установлено, что на уроках изучения интегративного курса «Окружающий мир» учитель использует разнообразные формы работы с учащимися: это групповые и индивидуальные занятия, кинолектории, экскурсии. Целенаправленной работы по формированию установок в отношении природы учителем не проводится. Ситуационные задания на уроках используются эпизодически, от случая к случаю, что также не способно оказать заметное влияние на процесс нравственного воспитания младших школьников.

Наиболее эффективными в процессе нравственного воспитания ребенка являются стихийно возникающие или целенаправленно созданные воспитательные ситуации. Именно деление педагогического процесса на ситуации делает его динамичным, ритмичным, протекающим без резких переходов, гибким. В процессе взаимоперехода одной ситуации в другую у детей накапливаются различные состояния, упражняются и формируются определенные качества.

Построение урока в традиционной школе в своей основе имеет репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. Половина обучающихся, слушающих объяснения учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. В результате этого недостаточно сформированными оказываются когнитивный и практически-действенный компоненты. Незнание факта или неспособность применить существующее знание на практике осложняют формирование третьего компонента - эмоционально-ценностного.  В связи с этим мы не можем говорить о формировании высокого уровня экологической воспитанности учащихся. Наиболее эффективным способом преодоления данной сложности является умелое сочетание педагогом репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения.

Проведенное нами исследование наглядно показывает, что ситуационные задания, как одна из форм творчески-воспроизводящего метода обучения, не являются популярным методом обучения в современной школе. Зачастую учителя не способны сформулировать подобное задание, ошибочно полагая, что ситуационное задание по своей сути не отличается от проблемной ситуации. Как и проблемные ситуации, ситуационные задания характеризуются наличием какой-либо проблемы. Выполняя такое задание, учащемуся предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой помогает актуализировать накопленный им опыт. В проблемном же методе ситуация носит искусственный характер: известен ответ на данную проблему, проблема уже решена.

Основным дидактическим материалом при таком методе обучения служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучаемым. Ситуация или случай, предлагаемый учащимся, должен быть проблемным, имеющим прецеденты и допускающим альтернативные варианты решения. Для решения задачи ученику необходимо самостоятельно вычленить необходимую и найти недостающую информацию. В результате такой работы школьники развивают навыки работы с информацией: осуществляют ее сбор, систематизацию и анализ. Данные задания способствуют формированию познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий школьников.

Единственно правильного ответа на вопрос «Как подготовиться к анализу ситуации?» не существует. Г.Д. Крылова и М.И. Соколова в своей работ дают следующие рекомендации [3, с. 8].

  1. Вначале необходимо прочитать всю имеющуюся информацию, не пытаясь сразу проанализировать ее, чтобы составить целостное представление о ситуации.
  2. После вторичного прочтения и выделения главных предложений, абзацев, необходимо постараться охарактеризовать ситуацию, определить ее сущность.
  3. Зафиксировав факты, необходимо сформулировать критерий для проверки правильности предложенного решения и попробовать найти альтернативные варианты решения, если такие существуют.
  4. Далее нужно определить какой из вариантов удовлетворяет критерию.
  5. После определения субъективно-верного варианта, нужно разработать перечень практических мероприятий по реализации решения.
  6. В ходе проблемно-дискуссионной игры каждый учащийся должен задать себе вопросы: - Внимательно ли я прочел информацию? - Учел ли я все относящиеся к делу факты? - Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации? - Не принимаю ли я чужое мнение за свое? - Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение? - Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность любого высказывания? - Не слишком ли я обобщаю? - Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? - Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? - Каковы будут последствия? - Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? - Будут ли мои замечания уместны в данный момент или из-за них прервется нить рассуждения?
  7. После завершения игры каждый участник отвечает на вопросы: - Что нового я узнал? - Какие выводы вынес я из дискуссии? - Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, - насколько они касаются моей практической деятельности? - Представляет ли какую-либо ценность новый для меня образ мышления других участников?       

Необходимо, чтобы данные рекомендации были доработаны и введены в практику учителем. Правильно организованные ситуационные задания на уроках в начальной школе положительно влияют на формирование универсальных учебных действий, на становление ценностных ориентаций и на процесс нравственного и экологического, как части нравственного, воспитания учащихся в целом.

Литература:

  1. Гринева Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников [Текст] / Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова. - Ульяновск, 2008. - 112 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк,  А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.
  3. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль [Текст] / Г.Д. Крылова. М.И. Соколова. - М.: ЮНИТИ. 1995. - 240 с.
  4. Электронный ресурс: festival.1september.ru
Просмотров работы: 52