Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств и творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных качествах и свойствах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Формирование нравственной воспитанности и развитие личности, по убеждению Харламова, предполагает становление отношений ребенка к окружающей среде, к Родине, к обществу, к труду, к своим обязанностям, к самому себе.
Системы норм, сформированные на основе нравственных ценностных ориентаций, составляют содержание экологического воспитания. В свою очередь система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При таком подходе неоднократно подчеркивается многосторонняя ценность природы для человека, а сам человек рассматривается как часть природы. Такую систему духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации не создающие угрозу жизни на Земле, называют экологической культурой. Формирование экологического сознания осуществляется под влиянием экологических знаний и убеждений. Своей целью экологическое воспитание ставит формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического знания. Экологическое воспитание, являясь частью нравственного воспитания, рассматривается как единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
С целью получения информации об уровне экологической воспитанности младших школьников нами было проведено исследование, направленное на изучение доминирующей установки детей в отношении природы. В качестве основных методов исследования нами были использованы беседа с учителем и вербальная ассоциативная методика ЭЗОП, разработанная В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо [1, с. 33]. Суть методики ЭЗОП заключается в выборе одного из пяти слов, предложенных в качестве ассоциаций к двенадцати стимульным словам. Каждое из слов-ассоциаций соответствует определенному типу установок: этической, когнитивной, эстетической, прагматической. Всего в тестировании приняли участие 23 учащихся 3 класса МБОУ СОШ № 45 г. Ульяновска. Наглядно полученные данные можно представить в виде диаграммы.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у 22 % опрошенных ведущей является когнитивная установка, они воспринимают природу как объект изучения. Такое же количество учащихся воспринимают природу не только как объект изучения, но и как объект пользы. Этическая установка преобладает у 18 % учеников, прагматическая - у 13 %, эстетическая - 9%. Таким образом, у 38 % учащихся доминирующими являются две или четыре установки. Можно предположить, что данное явление связанно с недостаточной сформированностью ценностных ориентаций и нравственных установок детей в силу возраста.
В ходе беседы с учителем, было установлено, что на уроках изучения интегративного курса «Окружающий мир» учитель использует разнообразные формы работы с учащимися: это групповые и индивидуальные занятия, кинолектории, экскурсии. Целенаправленной работы по формированию установок в отношении природы учителем не проводится. Ситуационные задания на уроках используются эпизодически, от случая к случаю, что также не способно оказать заметное влияние на процесс нравственного воспитания младших школьников.
Наиболее эффективными в процессе нравственного воспитания ребенка являются стихийно возникающие или целенаправленно созданные воспитательные ситуации. Именно деление педагогического процесса на ситуации делает его динамичным, ритмичным, протекающим без резких переходов, гибким. В процессе взаимоперехода одной ситуации в другую у детей накапливаются различные состояния, упражняются и формируются определенные качества.
Построение урока в традиционной школе в своей основе имеет репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. Половина обучающихся, слушающих объяснения учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. В результате этого недостаточно сформированными оказываются когнитивный и практически-действенный компоненты. Незнание факта или неспособность применить существующее знание на практике осложняют формирование третьего компонента - эмоционально-ценностного. В связи с этим мы не можем говорить о формировании высокого уровня экологической воспитанности учащихся. Наиболее эффективным способом преодоления данной сложности является умелое сочетание педагогом репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения.
Проведенное нами исследование наглядно показывает, что ситуационные задания, как одна из форм творчески-воспроизводящего метода обучения, не являются популярным методом обучения в современной школе. Зачастую учителя не способны сформулировать подобное задание, ошибочно полагая, что ситуационное задание по своей сути не отличается от проблемной ситуации. Как и проблемные ситуации, ситуационные задания характеризуются наличием какой-либо проблемы. Выполняя такое задание, учащемуся предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой помогает актуализировать накопленный им опыт. В проблемном же методе ситуация носит искусственный характер: известен ответ на данную проблему, проблема уже решена.
Основным дидактическим материалом при таком методе обучения служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучаемым. Ситуация или случай, предлагаемый учащимся, должен быть проблемным, имеющим прецеденты и допускающим альтернативные варианты решения. Для решения задачи ученику необходимо самостоятельно вычленить необходимую и найти недостающую информацию. В результате такой работы школьники развивают навыки работы с информацией: осуществляют ее сбор, систематизацию и анализ. Данные задания способствуют формированию познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий школьников.
Единственно правильного ответа на вопрос «Как подготовиться к анализу ситуации?» не существует. Г.Д. Крылова и М.И. Соколова в своей работ дают следующие рекомендации [3, с. 8].
Необходимо, чтобы данные рекомендации были доработаны и введены в практику учителем. Правильно организованные ситуационные задания на уроках в начальной школе положительно влияют на формирование универсальных учебных действий, на становление ценностных ориентаций и на процесс нравственного и экологического, как части нравственного, воспитания учащихся в целом.
Литература: