Проблема общения солиста и концертмейстера - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Проблема общения солиста и концертмейстера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойтись в классах по подготовке специалистов-исполнителей в музыкальных и педагогических школах, училищах и вузах. Солист и концертмейстер в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. В становлении непосредственно этого целостного музыкального организма, с одинаковым пониманием смысла произведения, его концепции, с единым эмоциональным наполнением, возникает ряд проблем между составляющими творческого союза. Отметим что, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Признание это заключается не только в том, чтобы исполнить произведение профессионально, но и  создать психологически удобную атмосферу и в концертном исполнении произведения, как показа конечного результата, и в повседневной работе над ним.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.  Пианисту, чтобы  достигнуть больших результатов в аккомпанементе, нужно усвоить законы ансамблевых соотношений, развить в себе чуткость к партнеру, ощутить неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Например, навык сорганизовать партитуру, выстроить вертикаль, выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Хороший концертмейстер кроме общей музыкальной одаренности, хорошего музыкального слуха, воображения, умения охватить образную сущность и форму произведения, артистизма, способности образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении  должен обладать коммуникабельностью, чуткостью, тактичностью в высказываниях своего мнения в вопросах музыкального стиля, интерпретации произведения и т.п. Умение концертмейстера «сглаживать углы» в общении со студентами, не входить в конфликты, общаясь непринужденно создать комфортную психологическую обстановку. Немало важно для концертмейстера, обладать способностью, расположить солиста, сделать так, чтобы исполнитель мог доверять, и выслушивать мнения концертмейстера. Видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами  содействовать наиболее яркому его выражению - залог крепкого творческого, бесконфликтного содружества.

Во время концертных выступлений концертмейстер берет на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции, помогает партнеру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.  Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у партнера по ансамблю в процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведений. В процессе исполнения аккомпаниатор - опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное богатство. Следует подчеркнуть большое значение единства музыкальных взглядов и исполнительского замысла у аккомпаниатора и солиста. Концертмейстеру необходимо знать партию солиста, так как фортепианное сопровождение и партия соло неотделимы друг от друга.

 Аккомпаниатор тщательно анализирует особенности партии партнера, изучает ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки, рассматривает форму произведения, создает определенный колорит звучания, постигает замысел музыкального произведения, проникает в его характер. Что касается динамической стороны ансамбля, например, с юным солистом, то здесь следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность, наконец, возможности конкретного струнного инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия рояля является типично аккомпанирующей, солист всегда играют ведущую роль, несмотря на то, что по своему артистическому уровню он является более слабым партнером. В этих условиях хороший аккомпаниатор не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры.  Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека.  В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь - заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

Деятельность музыкантов, солиста и концертмейстера, требует коллективных усилий, а поведение человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в ансамбле каждый музыкант, по-видимому, должен обладать определенной долей конформизма, которая вместе с опытом перерастает в умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Огромное значение имеет морально-психологический климат, пусть и самого маленького, но всё же, коллектива. Между солистом и концертмейстером должна быть более или менее устойчивая система явлений нравственного и психологического порядка, выражающих отношения членов коллектива к совместной деятельности и друг к другу. В этом творческом союзе должны быть общие взгляды, с одинаковой силой интерес к  коллективному делу, эмоции, механизм непосредственного общения, психологические процессы и отношения. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах и установках. Между двумя людьми, делающих одно общее дело, должна быть сплоченность, дисциплина и ответственность, слаженность и согласованность действий членов коллектива, взаимопомощь и взаимоуважение, общий психологический настрой.

Большое значение для функционирования ансамбля имеет совместимость психологических характеристик входящих в нее индивидов. Было замечено, что такие черты личности, как общительность, хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют ей.  Допустим, к примеру, что между музыкантами не будет взаимопомощи и взаимоуважения, а также ответственности за общее дело, тогда отношения между ними будут испорчены, и, в конце концов, пострадает конечный результат. Серьезные помехи в системе межличностного взаимодействия чаще всего возникают  в ситуациях, когда в группе приходиться сотрудничать людям, имеющим разный уровень  профессиональной подготовки, способности к творческим решениям, стремления к оригинальным и рискованным решениям.

Особенностью талантливых концертмейстеров, добивающихся больших результатов в  своей деятельности, является то, что они умеют одни и те же решения творческих задач, знания, фразировку и т.п. предлагать учащемся солистам по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов подготовки. Хороший концертмейстер учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны солиста, понимая, что то, что очевидно для него самого,  может быть совершенно не понятно для солиста. В звене «концертмейстер-солист» ведущее значение приобретают личностные качества концертмейстера, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организационные способности.

Коммуникативные способности включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию другого мира солиста, умение тонко чувствовать настроение в данный момент; умение ясно и четко высказывать свое мнение по поводу исполняемого произведения, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика - все это составляет основу для проявления данной способности.

Процесс общения  музыкантов в коллективе по своему психологическому содержанию может иметь три вида - авторитарный стиль, диалогический и конформный.

При авторитарном стиле общения содержание сознания концертмейстера как бы вытесняет сознание солиста, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны солиста не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера.

При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае  не происходит.

Для коллектива «концертмейстер-солист» лучше всего подойдет диалогический стиль общения, в случаях не совпадения мнений членов коллектива по отношению к наиболее значимым для нее объектам, стоит применить конформистский стиль общения. Согласится с мнением солиста должен концертмейстер, т.к. в обязанности концертмейстера входит сохранить индивидуальность солиста. Для развития личности учащегося в ходе обучения необходим демократический стиль общения, между концертмейстером и солистом тоже. Демократический стиль общения характеризуется следующими особенностями:

-признанием за солистом права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;

-построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не угрозе наказания;

-стремление формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие исполнителя насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость.

При межличностном общении процесс совместного разучивания и исполнения произведения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизируется и обогащает другого.

Вывод:

Концертмейстер, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с солистом на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то концертмейстеру, нужно заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Наилучшие условия создаются при  взаимном положительном восприятии концертмейстером своего солиста и солистом своего концертмейстера. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к концертмейстеру, поэтому от последнего требуется наличие определенных личных качеств, для которых наряду с профессиональными значениями большое значение имеют коммуникативные способности. Демократический стиль общения благотворно влияет на становление крепкого и слаженного коллектива, добивающегося хороших результатов, и развитие личностей, как солиста, так и концертмейстера. Концертмейстер с большой буквы  бескорыстно любит свое дело и заботится о своем партнере.

Список литературы:

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2009.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006.
Просмотров работы: 110