ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, характеризуются большим количеством военно-политических конфликтов, возникающих как между различными государствами, так и на территории одного из них. Как правило, они носят ярко выраженную национальную, этническую, религиозную окраску, что существенно осложняет и без того непростые, а подчас неразрешимые проблемы. На фоне этих участившихся негативных явлений особую роль приобретает международное право как универсальный регулятор такого рода конфликтов.

В основе любого взаимодействия государств лежат общие принципы международного права. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права как двух особых правовых систем приводит к тому, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры получают преимущественную силу перед национальными законами и взаимодействуют с ними в правоотношениях, в правоприменительной практике и в структуре правопорядка

Императивный принцип международного права (jus cogens) определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. как «императивная норма общего международного права», которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Прежде всего рассматриваемый принцип является универсальным по своему характеру и обязательным независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений этого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. При этом запрещаются любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы одним государством против другого (Декларация 1975 г.). Под «любыми действиями» следует понимать как применение вооруженной силы, так и невооруженное насилие

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров. Данные споры должны разрешаться, исходя из принципа суверенного равенства государств и свободного выбора средств их мирного разрешения. Вместе с тем имеется в виду, что любой спор решается в соответствии с международным правом и принципом справедливости. С учетом сложившейся практики это могут быть переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к органам международных организаций, а также любая процедура, согласованная до спора.

Главной проблемой международных отношений всегда было обеспечение всеобщего мира и безопасности. В науке международного права есть специальный раздел «Права международной безопасности», соблюдение норм и принципов которого служит безопасности не только военной, но и политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и в других областях. А сама международная безопасность подразделяется на всеобщую, региональную, разоружение и меры доверия. Помимо вышеназванных универсальных принципов здесь основополагающую роль играют и такие специальные, как: принцип разоружения, ответственности государств за агрессию, поддержания международного мира и безопасности, неделимости безопасности и равной безопасности.

При разрешении военно-политических конфликтов следует руководствоваться тем обстоятельством, что взаимосвязанность государств предполагает для них одинаковую безопасность. Некоторые специалисты называют это принципом ненанесения ущерба безопасности и ее обеспечение в равной мере без каких-либо односторонних преимуществ. Обеспечение международной безопасности возможно средствами укрепления мира, его поддержания и восстановления. Применительно к рассматриваемой ситуации речь может идти о восстановлении уже нарушенного мира. И здесь особую значимость имеют принудительные действия ООН, которые могут осуществляться на основе универсальных региональных договоров, двусторонних соглашений.

Любой вооруженный конфликт как политико-правовое явление (как внутригосударственный, так и международный) оказывает негативное влияние на другие государства. В свою очередь, эти государства в целях урегулирования данных конфликтов и в рамках международной организации предпринимают определенные действия. Адекватность этих действий зависит не только от полномочий той или иной международной организации, но и прежде всего от квалификации самого конфликта.

Помимо общих принципов международного права, которые уже прошли проверку временем, должны быть сформулированы и специальные, применительно к конкретным ситуациям.

Так, равенство должно проявляться не только в создании равных условий мира, безопасности, соблюдения прав человека и т.д., но и равенство в ответственности разных государств за действия по поддержанию мира и стабильности в регионе.

Миротворческие операции региональных организаций, так же как и в рамках ООН, проводятся при возникновении как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов.

В любом случае, существует безусловная обязанность информирования Совета Безопасности ООН о ходе проведенных операций.

Универсальные средства защиты прав человека имеют особую значимость в период разного рода конфликтов. Отдельного внимания заслуживает взаимодействие международных организаций с институтами гражданского общества и СМИ при обсуждении миротворческих операций. В период действия вооруженных конфликтов применяются нормы специальной отрасли международного гуманитарного права, в основе которой лежат идеи гуманизма, смягчения последствий конфликтов.

В то же время нельзя забывать о том, что принудительный метод урегулирования военно-политических конфликтов является вспомогательным наряду с согласительным. Метод принуждения в международном праве является явно несовершенным и находится в начальной стадии своего развития

Таким образом, необходимо создание эффективной системы раннего предупреждения, основанной на экономической и социальной помощи, интенсификации деятельности системы специальных представителей Генерального секретаря ООН, ответственных за раннее предупреждение о потенциальных кризисах и предоставление соответствующей социально-экономической и военно-политической информации, создание специального органа в ООН, в котором представители этнических и других притесняемых групп могли бы излагать свои проблемы, получать рекомендации экспертов, а также вести соответствующие переговоры. Усиливается значение превентивной дипломатии (особенно на ранней невооруженной стадии конфликта), а также через политические мероприятия по пропаганде культуры мира, компромисса и мирного сосуществования различных социальных групп. Необходим более эффективный контроль за поставками оружия в конфликтогенные регионы.

Просмотров работы: 337