МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как следствие признания суверенных прав государства на вопросы допуска иностранцев, иммиграционный контроль как таковой в целом лежит за рамками обязательств государств по обеспечению прав человека. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. гласит, что ничто в Декларации не должно толковаться как узаконивающее незаконное проникновение иностранца в государство, как ограничивающее право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания (ч. 1 ст. 2).

Не всякий иностранец, въезжающий в страну, гражданства которой он не имеет, является мигрантом в собственном смысле слова. В наиболее общем виде под мигрантами понимают людей, изменивших место своего обычного проживания. Рекомендации по статистике международной миграции, подготовленные в рамках ООН, предлагают отличать мигрантов от международных посетителей, иначе - туристов, определяемых как людей, прибывающих в государство, не являющееся государством их гражданства, на срок до одного года и не имеющих целью занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в государстве пребывания. Таким образом, мигрантом является лицо, проживающее более года на территории государства, к гражданству которого это лицо не принадлежит (долгосрочный мигрант), или проживающее на территории иностранного государства более трех месяцев, но менее года, за исключением случаев прибытия для проведения отпуска, посещения друзей или родственников, по делам, для лечения или паломничества (краткосрочный мигрант)

Проблематика международно-правовой защиты прав человека соприкасается с регулированием миграции в осуществлении людьми права на свободу передвижения, в запрете высылки (non-refoulement), дискриминации, а также реализации права на обжалование решений и воссоединение семьи.

Так, например, право на свободное передвижение закреплено в ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства, каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает близкие к Всеобщей декларации прав человека по содержанию правила: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Gраво на свободу передвижения устанавливается также другими актами универсального и регионального характера. В ст. 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., содержится норма об обеспечении равноправия каждого человека в осуществлении ряда прав, в том числе права на свободу передвижения. Статья II Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 ноября 1973 г., определяет как бесчеловечный акт любые меры законодательного характера, направленные на ограничение права на свободу передвижения для тех или иных расовых групп. Статья 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает, что всякий, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Аналогичное право закреплено в ст. 22 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, подписанной в Минске 26 мая 1995 г., ст. 22 Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 12 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Запрет дискриминации также применим к регулированию вопросов миграции. Дискриминация - это различное обращение с лицами при аналогичных обстоятельствах или одинаковое обращение с лицами при различных обстоятельствах. Формулировка принципа защиты прав человека по Уставу ООН уже содержит запрет дискриминации по признаку расы, пола, языка и религии (ч. 3 ст. 1). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 2 более широко раскрывает содержание данного принципа: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».

В отношении права на въезд индивида в государство, не являющееся государством гражданства, запрет дискриминации означает правомерность такого ограничения въезда, которое продиктовано соображениями национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения. Иные критерии ограничения въезда для групп населения нарушают принцип недискриминации.

Среди неспециализированных правозащитных механизмов, которые могут быть использованы мигрантами для защиты своих прав, следует назвать Комитет по правам человека, созданный на основании Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., который рассматривает индивидуальные жалобы на нарушение прав лиц со стороны государств, а также готовит замечания общего порядка, расширяющие и проясняющие в динамике развития содержание Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также региональные суды, как, например: Европейский суд по правам человека, Суд Европейского союза.

Просмотров работы: 78