ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Регулирование рынка финансовых услуг в Европейском союзе основано на реализации принципов внутреннего рынка ЕС - свободы движения капиталов, платежей и услуг, сформулированных в учредительных договорах Союза, без которых дальнейшее развитие финансового рынка интеграционного образования не представляется возможным. Формирование указанных экономических свобод оказало существенное воздействие на процесс свободного обращения на внутреннем рынке основных экономических факторов (продукция, капитал и рабочая сила).

Экономическая суть движения капитала определяется не переносом в другое государство акта реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Толкование термина «передвижение капиталов» в широком смысле было дано Судом Европейских сообществ, в одном из решений которого было определено, что «передвижение капиталов» означает финансовые операции, существенно связанные с инвестированием соответствующих фондов.

В связи с вступлением в силу с июля 1987 г. Единого европейского акта, предусматривавшего дальнейшее расширение международно-правовой базы экономической интеграции, и последующим переходом к единому рынку в 1993 г. нормы, регулировавшие свободу передвижения капиталов и платежей, зафиксированные в Договоре о Европейском сообществе, были принципиально изменены Маастрихтским договором (Договор о создании Европейского союза), установившим отмену ограничений в свободном движении капитала и платежей между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами. Амстердамский договор, подписанный государствами - членами ЕС в 1997 г., не внес каких-либо существенных изменений в нормы, регулирующие свободу передвижения капиталов, сделав лишь редакционные правки.

Первой директивой, посвященной реализации принципа свободного перемещения капитала, является Директива о применении ст. 67 Договора об учреждении ЕЭС. Позднее указанная Директива была дополнена Директивой 88/361 о применении ст. 67 Римского договора. Директива 88/361 положила начало процессу либерализации в сфере движения капитала и платежного оборота, что в дальнейшем отразилось на редакции соответствующих норм Амстердамского договора. Дополнительно можно выделить ряд законодательных актов, обеспечивающих реализацию применения принципа свободы движения капитала в различных областях финансовых услуг. Среди них наиболее важными являются следующие: Директива 89/117 об обязательствах филиалов кредитных организаций и финансовых институтов ежегодно публиковать бухгалтерскую отчетность, Директива 97/9 о схемах гарантирования выплат компенсаций инвесторам, Директива 98/26 об установлении системы платежей и ценных бумаг, Регламент 2157/2001 о статуте для европейской компании, Директива о вспомогательных финансовых мерах, Директива об оплате услуг на внутреннем рынке.

Полномочия в области внутреннего рынка, закрепленные в ст. 4 Договора о функционировании Европейского союза, по-прежнему находятся в совместном ведении Союза и государств-членов. При этом под внутренним рынком понимается «пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капитала в соответствии с нормами учредительных договоров ЕС». Европейский союз берет на себя обязательство принять меры, направленные на установление или обеспечение функционирования внутреннего рынка. Следовательно, закрепление подобных обязательств Союза в учредительном договоре создает возможность использования свободы движения капитала, являющегося фундаментальным элементом организации внутреннего рынка ЕС, в качестве юридической платформы для дальнейшего регулирования финансовых услуг нормами вторичного права Европейского союза.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что свобода движения капитала с полным основанием считается основой экономики и развития единого рынка Европейского союза, а также юридической платформой для создания финансового рынка ЕС - задачи более сложной, чем простая элиминация торговых барьеров. В связи с этим закрепление в тексте последнего принятого в Союзе учредительного договора норм, направленных на становление и развитие финансового рынка, является прямым подтверждением его значимости для интеграционного объединения.

Просмотров работы: 7