КИТАЙ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КИТАЙ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Сегодня уровень развития и динамизм инновационной сферы создают основу устойчивого экономического роста. Основным фактором ускорения экономического роста в развитых странах является непрерывная повседневная работа по развитию всех звеньев национальных инновационных систем.

С понятием  «инновация»  тесно связаны понятия «новшество», «изобретение», «открытие», которые являются продуктами креативности. Однако если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком  инновации является воплощение их на практике. В рамках такого понимания  инновация  не является  инновацией  до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить деньги. Поэтому в узком, экономическом, смысле  инновация  - это продукт (новая конструкция, технология, организационный прием и т.п.), доведенный до состояния товара, который можно продать на рынке, на который есть спрос именно в силу его новизны.

Национальная инновационная система - совокупность  институтов, относящихся к частному и  государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают  развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

XVII Съезд  КПК, проходивший в октябре 2007 г., подчеркнул актуальность и важностьактивизации в КНР процесса формирования такой системы. Именно на этом съезде была поставлена цель создания государства инновационного типа. Как было отмечено на съезде, успешное функционирование национальной инновационной системы  требует наличия не только сильной науки и образования, но и целого комплекса других  институциональных условий:

  1. Наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора как основного генератора  нововведений;
  2. Интеграция в глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития  национальных отраслей высоких технологий;
  3. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста.

По мнению известного китайского ученого-экономиста Ху Аньгана, постоянное повышение технико-технологического уровня производства в ходе формирования национальной инновационной  системы - это важнейший фактор перехода Китая от экстенсивной к интенсивной модели  экономического роста.  Как страна «запоздалой» индустриализации, Китай обладает так называемым «преимуществом отсталости», проявляющимся, в частности, в возможности быстрого и гораздо более дешевого преодоления технического отставания от развитых стран за счет импорта их  технологий и базирующихся на данном импорте собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Имеется три источника технологических инноваций в Китае:

  1. Ввоз новых зарубежных технологий посредством внешней торговли, включая передачу авторских прав и их лицензирование, а также импорт высокотехнологичных средств производства;
  2. Получение зарубежной техники и технологий в процессе освоения прямых иностранных инвестиций;
  3. Собственные технологические инновации, полученные за счет роста национальных расходов на НИОКР.

Впервые курс на строительство инновационной экономики был поставлен в 2006 г., когда госсовет КНР принял «Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 - 2020 гг.».

«К 2020 г. Китай должен превратиться в государство инновационного типа, такова цель нашей  страны в области научно-технического развития на ближайшие 15 лет» - заявил в январе 2006 г. Ху Цзиньтао на встрече с учеными Китая, представляя Средне- и долгосрочный план научно-технического развития («План-2020»). По словам председателя КНР, «суть такого государства заключается в том, чтобы мощь науки и техники способствовала экономико-социальному развитию и обеспечению национальной безопасности, чтобы синтез базовых научных исследований и изучения передовых технологий существенно усиливал и позволял достичь таких научно-технических результатов, которые были бы  существенны для всего мира».

Стратегический «План 2006 - 2020»  является попыткой правительства создать китайскую модель роста более жизнеспособной, сделать инновации проводником будущего экономического роста.

Ключевые  цели «Плана 2020» можно выделить в три пункта:

  1. Построение инновационной экономики через создание собственных инноваций и уменьшение зависимости от иностранных технологий;
  2. Превращение предприятий и делового сектора в центральную движущую силу процесса  построения национальной инновационной системы;
  3. Достижение прорыва в стратегических областях технологического развития.

План выделяет ключевые приоритеты во многих отраслях, включая эффективное использование и облегчение доступа к энергетическим и водным ресурсам, развитие экологических технологий, развитие  технологии защиты права интеллектуальной собственности. Приоритетными областями на длительный период являются биотехнологии, авиакосмическая промышленность, авиация и морские технологии.

Таким образом, будет создана научная база для осуществления всестороннего развития экономики и общества Китая, а также для самостоятельно научного развития. Благодаря этому КНР сможет  осуществить прорыв в области инноваций, вывести китайскую науку на новый уровень превратить  Академию наук в государственную академию мирового уровня.

Уже сейчас по основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники, Китай стал  выдвигаться на передовые позиции, что обеспечивает стабильный рост конкурентоспособности страны.

В соответствии с положениями «Плана 2020», центральное правительство разработало новую космическую программу, поставив новые цели и основные задачи на ближайшие 5 лет и последующий период.

Нынешняя модель экономического роста в Китае основывается на определяющей роли государства в создании рыночной среды, макроэкономическом регулировании, непосредственном распределении ресурсов, опоре на иностранный капитал (для обновления технологий, расширения экспорта, накопления валютных ресурсов), экспортной ориентации экономики.

В инновационном развитии важны не только научные разработки, но и  возможности для успешного предпринимательства, прежде всего, привлечения капитала. По оценке экспертов OECD, завершивших в конце 2007 г. обследование китайской инновационной системы, капитал в стране есть, но механизмы его привлечения далеки от оптимальных.

Приток иностранного капитала всё больше приводит к развитию научных исследований. По прогнозу OECD, на иностранные (включая Гонконг, Макао и Тайвань) деньги ныне проводится не менее 20% всего китайского R&D, преимущественно в секторе ИКТ, но также и в фармакологии и биотехнологии. Учитывая динамику открытия исследовательских отделов крупными иностранными компаниями, заданная в «Плане 2020» установка на «отечественные инновации» как основу экономики становится чуть более проблематичной.

Таким образом, несмотря на определенные достижения, способность Китая к самостоятельному инновационному развитию все еще оценивается как недостаточная. Китайские предприятия испытывают серьезную нехватку высококвалифицированных кадров, способных вести НИОКР и внедрять результаты исследований. Сказываются недостаточные вложения бизнеса в обучение работников и то, что у государственных предприятий существенно меньше, нежели у иностранных, возможностей привлекать способных менеджеров и талантливых исследователей. Китай пока еще очень зависим от импортных  технологий. До сих пор не преодолено технологическое отставание.

Госпредприятия имеют слабые стимулы к инновациям, а у государственных коммерческих банков отсутствуют ориентации на кредитную поддержку малых и средних предприятий, в частности их инновационной и тем более венчурной деятельности.

Создание инновационной экономики - процесс, затрагивающий не только и даже не столько собственно области экономики и науки. Он гораздо масштабнее и охватывает сферы государственного строительства, образования, культуры.

Китай пока еще не стал страной, которая развивается «на основе знаний и национальной  инновационной системы».  Но он быстрыми темпами движется к этой цели. Учитывая все проблемы и недостатки, нельзя не отметить, что Китаю понадобится еще немало времени, чтобы опираться преимущественно на собственные инновации. Ему предстоит перестроить научно-техническую  политику, существенно расширить и улучшить подготовку кадров. Эффективное функционирование  национальной инновационной системы требует комплексной государственной поддержки, включающей бюджетные ассигнования, налоговое регулирование, государственные закупки и т.п. Чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю придется пройти долгий и трудный путь. И чем дальше по нему будет продвигаться страна, тем большую роль будет играть развитие многосторонней инновационной кооперации, международное научно-техническое сотрудничество, в частности и с великим соседом Китая - Россией.

Список литературы:

  1. Бергер Я.М, Становление инновационной экономики в Китае // XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009.
  2. Бирюков А. Научно-технический потенциал Китая в американских оценках// Международные  процессы. -2010. - № 2.
  3. Карлусов В.В, XVII съезд КПК и задачи формирования инновационной системы в Китае: российский ракурс // XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009.
Просмотров работы: 654