Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

«Инклюзивное» образование - это признание ценности, различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. ( Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».)

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Из этого можно сделать вывод, что инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в обучение со здоровыми детьми, но с учетом их возможностей и способностей к обучению. Включение в совместное обучение начинается с организации общих прогулок и праздников, а заканчивается долгим время препровождением и обучением в одной школе.

Современная зарубежная педагогика, исходя из общих принципов интеграции и инклюзивного образования, сформировавшихся на основе почти полувекового опыта, обладает сегодня вполне конкретной шкалой показателей, признаваемой странами с развитой системой интеграции, с помощью которой можно сравнить и оценить наличие и уровень развития интеграционных процессов в разных странах. Назовем лишь некоторые из этих показателей, наиболее значимые с нашей точки зрения:

  • наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование;
  • обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
  • отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для инноваций, связанных с инклюзивным образованием;
  • готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе;
  • реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей;
  • проведение массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в школу детей с ограниченными возможностями и их полноценное участие в образовании и во всей жизни школы;
  • сохранение функционального статуса существующих учреждений системы специального образования и улучшение специальных образовательных условий для обучающихся в этих учреждениях детей с проблемами в развитии;
  • дифференциация образовательных затруднений учащихся как основа организации их обучения, включающая тщательный и индивидуальный подбор образовательной среды для предупреждения вторичных отклонений в развитии ребенка и необходимости его изолированного обучения;
  • открытость систем общего и специального образования для свободного перехода, при необходимости, учащихся в массовую систему образования и обратно;
  • наличие социальных и образовательных условий для жизни ребенка с ограниченными возможностями в семье и полноценного участия семьи в его воспитании;
  • соблюдение права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями вправе свободно выбирать либо инклюзивное образование, либо обучение в специальном образовательном учреждении; наличие экономического обеспечения реализации этого права;
  • обеспечение доступности инклюзивного образования (транспорт, жилищные условия и социальные отношения, архитектура и близость расположения образовательного учреждения и др.);
  • доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам;

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Особое внимание в анализе феномена совместного обучения уделяется эмоциональным аспектам принятия, согласия группы, общества с существованием особого человека, с реализацией его прав во всех сферах жизни, что подчеркивается в зарубежных трактовках термином «инклюзия» и противопоставляется понятию «эксклюзия» (исключение из общества) (Т.В.Фуряева, 2005).

Как указывалось выше, американская педагогика рассматривает применение термина «инклюзия» как акцентирование кардинальных преобразований массовой школы под задачи и потребности совместного обучения обычных детей и детей с проблемами в развитии. В немецкоязычных странах термин «инклюзия» употребляется сравнительно мало. Здесь продолжают пользоваться традиционным терминами «интеграция», «совместное обучение», «включение». Страны, ориентирующиеся на американскую образовательную модель, все шире внедряют его в виде кальки в профессиональный и научный обиход. Примером такого использования термина является наша страна.

У инклюзии как и у каждой науки, у каждого урока есть свои принципы. Но начнем с

общеобразовательных принципов, так как они присутствуют в любом образовании и без них никуда. Лихачев Б. Т. В книге "Педагогика. Курс лекций" отметил следующие принципы:

  1. Научности. Предполагает. Что те знания, которые дает преподаватель должны быть научно обоснованы.                                                                                                           
  2. Концентричности знания. Знания, которые даются должны быть связаны между собой. Переход по ступенькам. Важно чтобы педагогическое воздействие было эффективным.
  3. Наглядности. Знания не должны быть только устно, дети должны и наглядно получать информацию.
  4. Индивидуально-дифференцированый подход обучения. Дифференцированный подход это создание не однородных групп при обучение, а индивидуальный подход это учет индивидуальных особенностей детей при обучении.
  5. Принцип доступности. Ее значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необходимо знать особенности школьников, в зависимости от этого он осуществляет подбор содержания обучения и воспитания, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления.
  6. Принцип прочности. Самостоятельная работа школьников над учебным материалом - один из важнейших факторов прочности знаний. Детей надо обучать правильно строить самостоятельную работу, чтобы она была эффективной.

Принципы специальной педагогике:

  1. Принцип педагогического оптимизма. Нет детей необучаемых, просто к каждому надо искать подход к ребенку. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении признающего право каждого человека независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс.
  2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная психология считает одним из ключевых условий успешной помощи своевременное выявление и коррекция.
  3. Коррекционно-компенсаторная направленность. Вся педагогика носит компенсаторный и коррекционный характер.
  4. Социально-адаптационная направленность. Коррекция и компенсация недостатков в развитии рассматривается не как сама цель, а как средство повышения уровня социальной адаптации.

Важные составляющие инклюзии:

  1. Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  2. Всесторонне планируйте инклюзию
  3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
  4. Включайте родителей
  5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников.
  6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Существующие барьеры:

  1. Архитектурная недоступность школ
  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
  5. Было проведено анкетирование на предмет готовности дошкольных образовательных учреждений к внедрению инклюзивного образования.

С целью определения уровня готовности к внедрению инклюзивного образования был проведен опрос в виде анкетирования педагогов дошкольных учреждений.

В анкетировании участвовали работники детских садов с инклюзивным образованием:

воспитатели с высшим образованием и большим стажем работы с детьми и руководители со средним и высшим образованием со стажем менее 10 лет. В анкетировании участвовало 15 человек.

Большинство из опрошенных работают в инклюзивном учреждении более 3 лет и до сих пор не привыкли к детям с ограниченными возможностями. 90% опрошенных считают, что не все принципы инклюзии реализуются в дошкольных учреждения, в частности, для передвижения людей с ограниченными возможностями нет условий в Петербурге, не предусмотрена образовательная программа, преподавателям приходится самим вносить дополнения. 10 % педагогов не знают, существует ли программа и считают что принципы осуществляются все. Так же согласны с тем, что условий для передвижения людей с ограниченными возможностями нет. Все единогласно отвечают, что в Европе совсем другая ситуация.. 93% считают, что наши сады неприспособленны к инклюзивному образованию и всего 7% согласны с тем, что дошкольные учреждения готовы принять к обучению людей с ограниченными способностями.

Литература

  1. Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000
  2. http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?465 по материалам международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России», Д-рДжеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада«Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».// М 19-20 2005г.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Инклюзивное образование.
  4. http://www.dislife.ru/flow/theme/5383/ Прочухаева М.М., заведующая ГОУ детский сад № 1465
Просмотров работы: 164