Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
«Инклюзивное» образование - это признание ценности, различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. ( Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».)
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Из этого можно сделать вывод, что инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в обучение со здоровыми детьми, но с учетом их возможностей и способностей к обучению. Включение в совместное обучение начинается с организации общих прогулок и праздников, а заканчивается долгим время препровождением и обучением в одной школе.
Современная зарубежная педагогика, исходя из общих принципов интеграции и инклюзивного образования, сформировавшихся на основе почти полувекового опыта, обладает сегодня вполне конкретной шкалой показателей, признаваемой странами с развитой системой интеграции, с помощью которой можно сравнить и оценить наличие и уровень развития интеграционных процессов в разных странах. Назовем лишь некоторые из этих показателей, наиболее значимые с нашей точки зрения:
- наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование;
- обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
- отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для инноваций, связанных с инклюзивным образованием;
- готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе;
- реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей;
- проведение массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в школу детей с ограниченными возможностями и их полноценное участие в образовании и во всей жизни школы;
- сохранение функционального статуса существующих учреждений системы специального образования и улучшение специальных образовательных условий для обучающихся в этих учреждениях детей с проблемами в развитии;
- дифференциация образовательных затруднений учащихся как основа организации их обучения, включающая тщательный и индивидуальный подбор образовательной среды для предупреждения вторичных отклонений в развитии ребенка и необходимости его изолированного обучения;
- открытость систем общего и специального образования для свободного перехода, при необходимости, учащихся в массовую систему образования и обратно;
- наличие социальных и образовательных условий для жизни ребенка с ограниченными возможностями в семье и полноценного участия семьи в его воспитании;
- соблюдение права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями вправе свободно выбирать либо инклюзивное образование, либо обучение в специальном образовательном учреждении; наличие экономического обеспечения реализации этого права;
- обеспечение доступности инклюзивного образования (транспорт, жилищные условия и социальные отношения, архитектура и близость расположения образовательного учреждения и др.);
- доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам;
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Особое внимание в анализе феномена совместного обучения уделяется эмоциональным аспектам принятия, согласия группы, общества с существованием особого человека, с реализацией его прав во всех сферах жизни, что подчеркивается в зарубежных трактовках термином «инклюзия» и противопоставляется понятию «эксклюзия» (исключение из общества) (Т.В.Фуряева, 2005).
Как указывалось выше, американская педагогика рассматривает применение термина «инклюзия» как акцентирование кардинальных преобразований массовой школы под задачи и потребности совместного обучения обычных детей и детей с проблемами в развитии. В немецкоязычных странах термин «инклюзия» употребляется сравнительно мало. Здесь продолжают пользоваться традиционным терминами «интеграция», «совместное обучение», «включение». Страны, ориентирующиеся на американскую образовательную модель, все шире внедряют его в виде кальки в профессиональный и научный обиход. Примером такого использования термина является наша страна.
У инклюзии как и у каждой науки, у каждого урока есть свои принципы. Но начнем с
общеобразовательных принципов, так как они присутствуют в любом образовании и без них никуда. Лихачев Б. Т. В книге "Педагогика. Курс лекций" отметил следующие принципы:
- Научности. Предполагает. Что те знания, которые дает преподаватель должны быть научно обоснованы.
- Концентричности знания. Знания, которые даются должны быть связаны между собой. Переход по ступенькам. Важно чтобы педагогическое воздействие было эффективным.
- Наглядности. Знания не должны быть только устно, дети должны и наглядно получать информацию.
- Индивидуально-дифференцированый подход обучения. Дифференцированный подход это создание не однородных групп при обучение, а индивидуальный подход это учет индивидуальных особенностей детей при обучении.
- Принцип доступности. Ее значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необходимо знать особенности школьников, в зависимости от этого он осуществляет подбор содержания обучения и воспитания, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления.
- Принцип прочности. Самостоятельная работа школьников над учебным материалом - один из важнейших факторов прочности знаний. Детей надо обучать правильно строить самостоятельную работу, чтобы она была эффективной.
Принципы специальной педагогике:
- Принцип педагогического оптимизма. Нет детей необучаемых, просто к каждому надо искать подход к ребенку. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении признающего право каждого человека независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс.
- Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная психология считает одним из ключевых условий успешной помощи своевременное выявление и коррекция.
- Коррекционно-компенсаторная направленность. Вся педагогика носит компенсаторный и коррекционный характер.
- Социально-адаптационная направленность. Коррекция и компенсация недостатков в развитии рассматривается не как сама цель, а как средство повышения уровня социальной адаптации.
Важные составляющие инклюзии:
- Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников.
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Существующие барьеры:
- Архитектурная недоступность школ
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
- Было проведено анкетирование на предмет готовности дошкольных образовательных учреждений к внедрению инклюзивного образования.
С целью определения уровня готовности к внедрению инклюзивного образования был проведен опрос в виде анкетирования педагогов дошкольных учреждений.
В анкетировании участвовали работники детских садов с инклюзивным образованием:
воспитатели с высшим образованием и большим стажем работы с детьми и руководители со средним и высшим образованием со стажем менее 10 лет. В анкетировании участвовало 15 человек.
Большинство из опрошенных работают в инклюзивном учреждении более 3 лет и до сих пор не привыкли к детям с ограниченными возможностями. 90% опрошенных считают, что не все принципы инклюзии реализуются в дошкольных учреждения, в частности, для передвижения людей с ограниченными возможностями нет условий в Петербурге, не предусмотрена образовательная программа, преподавателям приходится самим вносить дополнения. 10 % педагогов не знают, существует ли программа и считают что принципы осуществляются все. Так же согласны с тем, что условий для передвижения людей с ограниченными возможностями нет. Все единогласно отвечают, что в Европе совсем другая ситуация.. 93% считают, что наши сады неприспособленны к инклюзивному образованию и всего 7% согласны с тем, что дошкольные учреждения готовы принять к обучению людей с ограниченными способностями.
Литература
- Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000
- http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?465 по материалам международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России», Д-рДжеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада«Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».// М 19-20 2005г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Инклюзивное образование.
- http://www.dislife.ru/flow/theme/5383/ Прочухаева М.М., заведующая ГОУ детский сад № 1465