Право каждого человека на жизнь гарантируется в равном объеме независимо от возраста, пола, расы и других обстоятельств. В то же время самостоятельная ценность личности ребенка специально подчеркивается международным законодательством, которое признает его равноценным членом общества, обладающим от рождения комплексом естественных прав.
С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Жизнь человека является важнейшей ценностью, защита которой подпадает под предмет уголовного права.
В связи с этим возникает вопрос: можно ли отнести к детоубийству лишение жизни младенца до начала его дыхания или даже до появления на свет?
На этот вопрос в нашем законодательстве ответа нет[1]. Не все криминалисты дают на него одинаковый ответ. М. Д. Шаргородский начало жизни человека связывал с началом дыхания и с моментом отделения пуповины[2]. В то же время он писал, что, если умышленное лишение жизни ребенка произошло во время родов, иногда возможно квалифицировать его как убийство, если часть ребенка уже вне утробы матери[3].
Более последовательную позицию по этому вопросу занимал А.А.Пионтковский: «следует рассматривать как детоубийство не только убийство новорожденного после отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни ребенка, но и убийство, совершенное во время родов, когда рождающийся ребенок еще не начал самостоятельной внеутробной жизни (например, нанесение смертельной раны в голову рождающемуся ребенку до того момента, когда он начнет дышать)».[4]
Изучение дел о детоубийстве показывает, что к этому преступлению относятся такие убийства ребенка, которые совершены сразу же после его рождения, когда не предпринимается никаких мер к отделению от пуповины и к кормлению, т. е. вся обстановка свидетельствует о том, что для сохранения жизни новорожденного не принималось никаких активных мер.
Когда же мать предприняла меры к сохранению жизни ребенка, а затем совершила убийство, его нельзя, по нашему мнению, признать совершенным непосредственно, тотчас, сразу же после родов, поэтому и не следует относить к убийству матерью новорожденного ребенка.
Современные познания в области медицины, согласно которым процесс деторождения есть мощный стресс-фактор, оказывающий столь сильное воздействие на психику роженицы, что она нередко утрачивает способность к адекватному поведению и уподобляется в такой ситуации человеку, действующему в состоянии аффекта. Основным криминообразующим фактором послужило, скорее всего, особое психофизиологическое состояние женщины, которое она испытывает в период родов, сразу же после них или в течение еще какого-то непродолжительного промежутка времени.
На эту мысль наводит и то обстоятельство, что современный российский законодатель довольно четко отграничивает понятие убийства новорожденного ребенка от детоубийства, которым широко оперировал законодатель дореволюционный. Ясно, что не любое детоубийство есть убийство новорожденного ребенка. Вопрос, следовательно, состоит лишь в том, чтобы определить ту черту, за которой умышленное лишение жизни появившегося на свет младенца (как привилегированный состав) превращается в обычное (простое или квалифицированное) убийство.
Современный законодатель в России называет три разновидности признаков, при наличии которых убийство можно квалифицировать по ст.ст. 106 УК РФ:
1) четыре ситуации (во время родов, сразу после родов, в условиях психотравмирующей ситуации, в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости);
2) специальный субъект - мать, родившая или рождавшая ребенка;
3) особый потерпевший - новорожденный.[5]
Kaк утверждается в литературе, речь идет о трех самостоятельных составах преступления, выделенных по разным основаниям: время совершения убийства, психическое состояние матери, обстановка, в которой совершается преступление.
Таким образом, объектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ является жизнь новорожденного ребенка. Жизнь в качестве объекта преступления понимается, с одной стороны, как естественный физиологический процесс, а с другой, как обеспеченная законом возможность существования личности в обществе. Для того чтобы лишить жизни человека, необходимо, чтобы она началась.
Среди ученых существуют различные точки зрения на определение данного момента. Так одни связывает начало жизни человека с началом дыхания, с моментом отделения пуповины и готовностью продолжить свое существование вне материнского организма (М.Д.Шаргородский, А.Н.Попов).[6]
Другие с момента начала родов (Э.Ф.Побегайло, С.В.Бородин, Е.О.Маляева, А.А.Пиантковский) при этом «речь идет ... и об убийстве ребенка, не начавшего самостоятельной внеутробной жизни (нанесение раны в голову во время физиологических родов до момента начала дыхания).
При судебно-медицинской экспертизе, по мнению М.Г.Сердюкова, по поводу детоубийства, следует искать ответы на 7 главнейших вопросов, среди которых имеются следующие: был ли ребенок новорожденным; был ли он жизнеспособным; был ли он живорожденным и какова продолжительность его внеутробной жизни.
Согласно Большой Медицинской Энциклопедии, жизнеспособность наступает, как правило, после 28 недель беременности, когда масса плода составляет не менее 1000 гр., а рост 345 мм.
Инструкция определяет, что «живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольное движение мускулатуры, независимо от того, перевязана ли пуповина и отделилась ли плацента».[7]
Статья 106 УК РФ прямо указывает на один из элементов непосредственного объекта состава преступления (потерпевшего) - новорожденный ребенок, но не определяет конкретные сроки периода новорожденности. Определение этого периода времени является дискуссионным и неурегулированным законодательством.
В педиатрии длительность периода новорожденного признается равной одному лунному месяцу (28 календарных дней), в акушерстве - одной неделе, в судебной медицине - одним суткам, в теории уголовного права - одному месяцу. Учитывая особенности законодательной конструкции диспозиции ст. 106 УК, следует, по-видимому, считать оправданным отнесение к новорожденным детей до достижения ими месячного возраста. В противном случае (особенно, если за ориентир взять рекомендации судебных медиков) квалификация по ст. 106 УК предусмотренных ею некоторых видов детоубийств станет невозможной.
Вместе с тем при убийстве матерью новорожденного ребенка сразу же после родов должен использоваться именно судебно-медицинский критерий ограничения длительности периода новорожденности, т.е. одни сутки с момента появления ребенка на свет. Убийство новорожденного в этой ситуации по истечении суток следует квалифицировать по ст. 105 УК.
Вопрос, который непременно должен быть разрешен на этой временной стадии в связи с появлением в УК РФ этой статьи: когда плод превращается в новорожденного, так как убийство - это умышленное причинение смерти другому человеку.[8]
Следует ли его связывать с моментом начала родов или их середины: с момента прорезания головки, перерезания пуповины, первого вздоха, момента самостоятельного дыхания ребенка и т.д.? Если исходить из понятия «во время родов», о чем говорится в диспозиции статьи, то можно сделать вывод о том, что с начала родов жизнь охраняется этой нормой. Но закон говорит о новорожденном. К сожалению, понятие новорожденного по-разному трактуется юристами, гинекологами, акушерами, педиатрами.
Нормативными актами РФ предлагаются акушерское, педиатрическое и судебно-медицинское понятия новорожденного и используется для своих целей. Нормативные акты, регламентирующие акушерскую деятельность, определяют новорожденного для наблюдения за ним в течение недели с момента родов, педиатрическую - для определения границ наблюдения медицинского учреждения за ребенком (3-4 недели после родов), судебно-медицинскую - для идентификации организма ребенка (1 сутки после родов при наличии признаков плода и независимо от этого).
Кроме того, характеристики новорожденного ребенка зависят от разных обстоятельств: (временных сроков), указанных в диспозиции ст. 106 УК РФ: во время родов, сразу же после родов, в условиях психотравмирующей родов, в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Приказ Минздрава РФ от 4 декабря 1992 г. понятие новорожденного связывает с его живорожденнностью.
Новорожденный - это плод (продукт зачатия), достигший жизнеспособности, т.е. при массе тела 1000 г (или, если масса при рождении неизвестна, при длине тела 35 см и более или сроке беременности 28 недель и более).
Если плод прожил более 168 часов (7 суток) после рождения, он считается новорожденным и в случае его смерти подлежит регистрации в органах ЗАГСа. Данное определение новорожденного и педиатрами оценивается далеко неоднозначно. Если для характеристики потерпевшего (предмета убийства матерью) в рассматриваемом составе преступления взять за основу понятия плода, его жизнеспособности и его рождения, то новорожденный - это уже полностью родившийся, сделавший первый вздох ребенок.
По сути, этот момент отличает незаконное производство аборта, если он совершен лицом, не имеющим медицинского образования соответствующего профиля (ст. 123 УК РФ), или уголовно ненаказываемое лишение плода, если операция совершается акушером-гинекологом, от убийства новорожденного. До первого вздоха - незаконное производство аборта, или ненаказуемое деяние, после - убийство новорожденного. Такое положение дел некоторых авторов не устраивает, но есть аргументы и «за», и «против». Это понятие новорожденного во время родов. Думается, умерщвление нежизнеспособного ребенка нельзя квалифицировать как убийство. Причинение смерти оказавшемуся вне утробы матери жизнеспособному ребенку, независимо от срока беременности, следует квалифицировать как убийство.
Понятие новорожденного ребенка необходимо определить еще для двух временных сроков: сразу же после родов, в условиях психотравмирующей ситуации (максимальный срок, в течение которого новорожденного признают таковым). Новорожденным сразу же после родов следует считать ребенка, прожившего сутки после изгнания последа из тела матери.
Так определяется второй период жизни новорожденного в судебной медицине и большинством авторов. И в 1-м, и во 2-м случаях используется биологическое определение новорожденного, тесно связанное с процессом родов. В медицине ранний послеродовой период определяется в 2-4 часа после родоразрешения.
Поздний родовой период, согласно медицинским исследованиям, продолжается 6-8 недель. В педиатрии максимальный срок, в течение которого новорожденный считается таковым, составляет только 28 дней, в судебной медицине и юридической литературе - один месяц.
Из анализа ст.106 УКРФ можно сделать вывод, что потерпевшим от этого преступления может быть не любой, а только новорожденный ребенок. Понятие «новорожденный ребенок» ограничено определенными временными рамками. А так же ряда признаков, таких как внутренняя форма преступного поведения, вина (умысел и неосторожность) ,мотив, цель, эмоции. Наличие лица (матери) достигшей 16 лет. Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Необходимо отметить, что для того, чтоб исключить существующие различные толкования ст.106 УК РФ необходимо ее доработать: дополнить нормой, устанавливающей момент начала уголовно-правовой защиты жизни человека; дать определение понятиям новорожденность, роды.
Список литературы
[1] В некоторых странах вопрос об отграничении аборта от убийства разрешен в законодательстве. В Уголовном кодексе Индии предусмотрено, что «причинение смерти ребенку в утробе матери не является убийством. Но причинение смерти живому ребенку, если какая-либо его часть появилась из утробы, хотя бы ребенок не начал дышать или неполностью родился, может рассматриваться как убийство»
[2] Н. Гернет, ссылаясь на то, что неродившийся ребенок для матери представляется куском мяса, считал детоубийством причинение смерти младенцу лишь вне утробы матери, начиная от момента появления ребенка на свет, хотя бы пуповина еще не была отрезана
[3] Сафаунов Ф. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка// Рос. юстиция. 2006. № 3. С. 29.
[4] Пионтковский А. А., Меньшагин В. Д. Курс советского уголовного права. Часть Особенная, т. I, Госюриздат, 1955, с. 547.
[5] Плохова, В.И. Особенная часть уголовного права. Часть первая: учебное пособие / В.И.Плохова. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та. 2006. С.43.
[6] Попов А.Н. Убийство при смягчающих обстоятельствах. М.: Право, 2004. С.32.
[7] «Об определении живорождении, мертворождения, пеританального периода», утв. приказом №318 Мин.Здрава РФ и Постановлением № 190 Государственного комитета по статистике от 04 декабря 1992 года
[8] Плохова, В.И. Особенная часть уголовного права. Часть первая: учебное пособие / В.И.Плохова. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та. 2006. С.45.