В последнее десятилетие внимание практических врачей привлекают исследования, посвященные влиянию экстрагенитальной патологии беременных на развитие и показатели здоровья детей, становление иммунной системы, не только в периоде новорожденности, но и на других этапах жизни.
Целью исследования явилось изучение состояния здоровья новорожденных, родившихся от матерей с анемией беременных. На базе родильного дома №1 г. Красноярска было обследовано 84 пары мать- дитя. Для исследования отбирались дети, родившиеся в срок (38- 40 недель гестации) и через естественные родовые пути. Разделение детей и матерей на группы проводилось в зависимости от степени анемии у матери во время беременности. Контрольную группу составили 25 новорожденных, родившиеся от матерей без анемии. Первую группу составили 40 новорожденных, родившиеся от матерей с анемией беременных I степени. Во вторую группу вошли 19 новорожденных, родившиеся от матерей с анемией II степени.
Все наблюдаемые дети родились в головном предлежании, только 2 в тазовом предлежании. Быстрые и стремительные роды встречались у 12,0% женщин контрольной группы. В группе беременных с анемией I степени быстрые и стремительные роды зарегистрированы в 7,5% случаев, в группе беременных с анемией II степени - в 5,2 %. Несвоевременное (раннее и дородовое) излитие околоплодных вод отмечалось у 24% матерей контрольной группы, у 15% женщин первой и 15,7 %- второй групп.
Распределение новорожденных по показателям массы тела при рождении показало следующее: в контрольной группы средняя масса тела новорожденных составила 3402,3 г; у детей, родившихся от матерей с анемией беременных I степени - 3369,6 г; в группе детей, родившихся от матерей с анемией беременных II степени - 3199,9 г.
Физиологическая убыль массы тела в контрольной группе составила в среднем 140,72 г (4%) от первоначальной массы тела. Физиологическая убыль веса приходится на 3, 4 сутки. У новорожденных, родившихся от матерей с анемией I степени физиологическая убыль массы составила в среднем 130,62 г (3,82%), с анемией II степени - 179 г (5,6%).
Показатели длины тела новорожденных контрольной группы варьировали от 48 до 56 см, и в среднем составили 51,5см. У новорожденных, родившихся от матерей с анемией беременных I степени от 47 до 56 см, среднее значение- 50,9 см, а в группе с анемией беременных II степени от 47 до55см, средний показатель - 50,1 см.
В контрольной группе новорожденные с гипотрофией составили 16%, в первой группе гипотрофия имела место у 7 (17,5%) детей, во второй группе- у 5 (26,3%) новорожденных. Показатели массо-ростового коэффициента у новорожденных, родившихся от матерей контрольной группы составил 63,7, в первой группе -63,8. Массо- ростовой коэффициент новорожденных, родившихся от матерей с анемией беременных II степени-62%.
В периоде новорожденности детям, родившимся от матерей с анемией беременности, был выставлен диагноз перинатального поражения ЦНС. Так, в первой группе обследованных перинатальное поражение ЦНС легкой степени диагностировано у 20(50%) новорожденных, тяжелой степени - у 6 (15%). Перинатальное поражение ЦНС тяжелой степени диагностировано у 5 (26,2%) новорожденных, родившихся от матерей с анемией II степени.
При распределении новорожденных в контрольной группе по половому признаку выявлено, что в 56% случаев родились мальчики и 44 %- девочки. В первой группе перинатальная патология ЦНС легкой и тяжелой степени преобладала среди девочек (85,7% и 71,4%). В группе с анемией II степени перинатальное поражение ЦНС легкой степени диагностировано у 57,8 % мальчиков, а тяжелая степень перинатальной патологии нервной системы встречалась с одинаковой частотой среди мальчиков и девочек ( по 50% новорожденных).
У детей с перинатальной патологией ЦНС тяжесть состояния была обусловлена гипоксически- геморрагическими нарушениями, что подтверждалось нейросонографическим исследованием. В контрольной группе наиболее часто встречался синдром нервно- рефлекторной возбудимости (15%). Клинические проявления синдрома проходили на 2- 3 сутки жизни.
В первой группе у 25 % новорожденных был диагностирован синдром нервно - рефлекторной возбудимости в виде повышенной спонтанной двигательной активностью, срыгиванием, появлением спонтанного рефлекса Моро, тремор подбородка и верхних конечностей.
Вторым по частоте встречаемости в данной группе обследованных был синдром угнетения ЦНС, проявляющийся в виде гипотонии мышц верхних и нижних конечностей, гиподинамией, характерной позой "лягушки", вялая реакция на осмотр, слабый крик (12,5%). В группе детей, родившихся от матерей с анемией II степени синдром угнетения ЦНС имели 26,3% человек. Гипертензионно-гидроцефальный синдром, клинически проявляющийся громким монотонным криком, запрокидыванием головы, обильными срыгиваниями, гиперстезией, набуханием большого родничка, симптомом Грефе, горизонтальным нистагмом, имел место у 25 % новорожденных первой группы и 18,7%- второй группы.
Очаговая неврологическая симптоматика ( ассиметрия глазных щелей, расходящееся косоглазие, опущение угла рта, ассиметрия мышечного тонуса) чаще определялась у новорожденных с синдромом повышенной нервно- рефлекторной возбудимости или синдромом угнетения ЦНС. Двухфазный рефлекс опоры, шаговый рефлекс с перекрестом голеней в нижней трети регистрировались в группе детей с легкой степенью церебральной ишемии, при наличии натальной спинальной травмы.
Судорожный синдром определялся у 2 детей из второй группы. В данной группе обследованных также регистрировались дети с синдромом неонатальной желтухи (2 новорожденных), респираторным дистресс- синдромом (1). Двигательная активность у 96% новорожденных контрольной группы была достаточной, у 4% детей отмечалось усиление спонтанной двигательной активности в первые сутки жизни. У детей, родившихся от матерей с анемией I степени чаще отмечалось угнетение спонтанной двигательной активности (40%), усиление спонтанной двигательной активности имело место в 7,5% случаев. У новорожденных второй группе в 52,6% случаев отмечалось снижение и угнетение, а в 5,2%- усиление спонтанной двигательной активности.
Сухожильные рефлексы у новорожденных контрольной группы были живыми. У 52% детей первой группы отмечалось оживление сухожильных рефлексов с расширением рефлексогенной зоны, у 10% новорожденных сухожильные рефлексы были ослабленными. В группе детей, родившихся от матерей с анемией II степени, оживление сухожильных рефлексов имело место у 60 %, у 29,5% - сухожильные рефлексы вызывались слабо.
Безусловные рефлексы у новорожденных контрольной группы определялись как живые и стойкие. В то время как, у 47% детей первой и у 31,5% новорожденных второй группы отмечались нестойкие и быстроистощимые рефлексы орального автоматизма.
У 49% детей первой группы отсутствовал рефлекс Бауэра, у 50% новорожденных был сомнительным или отсутствовал рефлекс автоматической походки. У 50 % новорожденных второй группы рефлекс опоры был сомнительным или ослабленным, вызывался после повторных стимуляций. У остальных вызывался с патологической установкой (на наружный край 10%, с перекрестом голени в нижней трети- 21%, с подошвенным сгибанием пальцев 9%, опора на пятки- 3%). В данной группе детей также имели место признаки спинальной натальной травмы: симптом "короткой шеи"- 35%, симптом "пяточных стоп"- 22%, симптом "когтистой лапки"- 1,5%, неврогенная кривошея- 5%.
Признаки физиологической незрелости определялись у 20% новорожденных первой и второй. У 3 детей диагностированы пороки развития: врожденный порок сердца, врожденная киста головного мозга и незаращение верхней губы. Неонатальная желтуха регистрировалась у 24 % новорожденных контрольной группы. Число новорожденных с желтухами в основных группах было достоверно больше ( в первой группе-32,5% и во второй группе - 31,5%). исло детей с токсической эритемой также оказалось достоверно больше в основных группах, и составило соответственно 27% и 30 %, по сравнению с 17 % новорожденных группы контроля.
Таким образом, результаты наших исследований показали, что анемия беременности оказывает значительное влияние не только на антенатального и постнатального периодов, но и в значительной степени отражается на состоянии здоровья новорожденных. Новорожденные, родившиеся от матерей перенесших анемию беременных чаще имеют патологию ЦНС геморрагически-ишемического генеза, что в дальнейшем может привести к задержке психомоторного и речевого развития детей.