СИСТЕМА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СИСТЕМА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Гражданско-правовая охрана прав потребителей медицинских услуг представляет собой систему гражданско-правовых мер (средств), обеспечивающих реализацию субъективных прав потребителя при оказании ему медицинских услуг. Тогда как защита прав потребителей медицинских услуг представляет собой систему мер (средств), направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных субъективных прав потребителей медицинских услуг.

Для наиболее четкого представления всей системы мер, направленных на урегулирование и защиту прав потребителей медицинских услуг, нам видится необходимым деление средств охраны на уровни.

Первый уровень связан с правовыми нормами, регулирующими контакты потребителя медицинских услуг с исполнителем (медицинской организацией) до оказания медицинских услуг, в том числе отношения, в которых потребитель непосредственно не участвует (так называемые вспомогательные, сопутствующие - по медицинскому страхованию, заключению договоров на оказание услуг). Здесь сущность охранительных мер заключается в установлении гарантий получения медицинских услуг потребителями. Это и правовое регулирование организации всей системы здравоохранения, обязательного и добровольного медицинского страхования, регулирование содержания договоров на оказание медицинской помощи и т.д. Кроме того, на этом уровне происходит регулирование медицинской деятельности путем установления в правовых нормах обязанности лицензирования, аккредитации, сертификации и т.д.

Второй уровень гражданско-правовой охраны прав потребителей связан с правовыми нормами, опосредующими отношения пациента с исполнителем по поводу оказания медицинских услуг, т.е. происходит реализация субъективных прав потребителя (право на качество, безопасность медицинской услуги, право на информацию, право на отказ от медицинского вмешательства и т.д.). На этом уровне осуществляется правовое регулирование путем установления прав и обязанностей пациента и исполнителя при непосредственном оказании-потреблении медицинской услуги. Законодатель как устанавливает императивно закрепленные обязанности исполнителя (в том числе в форме стандартов), так и предусматривает возможность урегулирования отношений между исполнителем и пациентом самостоятельно (с помощью договора).

Третий уровень охраны устанавливает гражданско-правовые последствия нарушения исполнителем прав пациента-потребителя, в том числе применение мер ответственности. Меры защиты и ответственности могут быть установлены как законодательно, так и по соглашению сторон.

А.Е. Шерстобитов полагает, что в рамках института гражданско-правовой охраны прав потребителей существуют и активно применяются два вида правовых норм - регулятивные и охранительные, поэтому, на наш взгляд, можно выделить два уровня охраны - регулятивный и охранительный.

Регулятивный уровень связан с правовым регулированием отношений по оказанию медицинских услуг. Правовое регулирование представляет собой результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Следовательно, правовое регулирование прав потребителей медицинских услуг следует определить как нормативно-организационное воздействие на общественные отношения по оказанию медицинских услуг с целью охраны прав и законных интересов пациентов.

Охранительный же уровень связан с установлением и применением правовых средств защиты нарушенного права и мер ответственности к правонарушителю.

Однако при определении уровней гражданско-правовой охраны прав потребителей медицинских услуг следует учесть, что помимо норм права (нормативных актов) правила поведения субъектов отношений могут содержаться в договоре. Об этом свидетельствуют и ст. ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержание договора, в том числе права и обязанности сторон, определяется сторонами по их усмотрению, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивной нормой.

Следовательно, можно говорить о нормативном уровне правовой охраны прав потребителей медицинских услуг и о договорном уровне. Такое деление обосновывается следующими положениями.

Во-первых, правоотношения по оказанию медицинских услуг по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, т.е. их субъекты согласно п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК могут самостоятельно урегулировать отношения между собой.

Во-вторых, ст. ст. 421, 422 ГК допускают возможность установления в договоре прав и обязанностей, не предусмотренных нормативными правовыми актами и даже не соответствующих им (речь только о диспозитивных нормах). Из этого следует, что стороны правоотношения по оказанию медицинских услуг могут предусмотреть в отношениях друг с другом какие-то иные, дополнительные средства охраны прав потребителей медицинских услуг.

В-третьих, условия договора являются обязательными для его сторон, не обладая при этом признаками нормы права. Однако это не умаляет их действия и обязательности, так как за их несоблюдение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) стороны несут ответственность, которая, кстати, также может быть предусмотрена в договоре (не только в нормах права).

Все это свидетельствует о необходимости выделения нормативного правового и договорного уровней охраны прав потребителей медицинских услуг.

Деление на нормативный правовой и договорный уровни позволяет: во-первых, выделить универсальные средства охраны прав пациентов и дополнить их специальными, предусмотренными в различных договорах; во-вторых, обозначить тенденции развития средств регулирования и защиты прав пациентов; в-третьих, позволяет выявить пробелы в правовом регулировании (т.е. на первом уровне) и компенсировать их на втором уровне.

Нормативный правовой уровень охраны представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности субъектов отношений по оказанию медицинских услуг, а также средства защиты нарушенных прав потребителей медицинских услуг, т.е. состоит из регулятивных и охранительных норм права.

Договорный уровень охраны представляет собой совокупность условий договоров (медицинского страхования, возмездного оказания услуг и т.д.), устанавливающих права и обязанности сторон правоотношений по оказанию медицинских услуг, а также предусматривающих средства защиты и меры ответственности (санкции) за нарушение субъективных прав потребителей и условий договоров.

Просмотров работы: 1