СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В отечественной юридической науке достаточно широко распространено представление об универсальности механизма действия права. Вместе с тем явная очевидность различий в том, как функционирует право в разных ситуациях, позволяет предположить множественность таких механизмов. Поскольку наиболее очевидной и существенной спецификой, на наш взгляд, обладает действие гражданского права, полагаем интересным рассмотреть вопрос о сущности и современных особенностях его механизма.

Социальное предназначение права состоит в том, чтобы таким образом организовать реализацию существующих интересов, чтобы ее общий порядок был адекватным существующим в обществе ценностным представлениям, соответствовал им или по крайней мере не противоречил. Многообразие возможных способов установления и правового обеспечения указанного порядка свидетельствует о существовании различных логических алгоритмов, следование которым обеспечивает желательное и (или) допустимое с точки зрения права развитие отношений.

Специфика интересов, с обеспечением реализации которых связано воспроизводство и функционирование гражданского права, предопределяет особенности логики, исходя из которой осуществляется правовое упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере. Данная логика предопределяет переход от интересов к притязаниям на их реализацию в обмен на реализацию притязающими интересов других субъектов, от указанных притязаний - к их взаимному признанию и, наконец, от взаимного признания - к взаимной реализации. В этой связи для гражданско-правовой сферы наиболее органичным и эффективным правовым механизмом оказывается механизм координации, согласования самими субъектами права усилий, обеспечивающих реализацию существующих у них интересов.

Специфика логики движения от интереса к его реализации в гражданско-правовом отношении предопределяет то, что обязательными элементами механизма действия гражданского права должны выступать договор, обязательство и акт реализации обязательства.

Договор предстает в качестве элемента механизма действия гражданского права именно как соглашение, а не как специфическая сделка или особый юридический документ. Поскольку логика движения от собственного (личного) интереса к его правомерной реализации предполагает преломление данного интереса не в абсолютном притязании, а лишь в притязании на обмен удовлетворения собственного интереса на действия, совершением которых может быть обеспечено удовлетворение интереса другого субъекта, обмен возможен только как результат согласования. Именно поэтому договор как акт, посредством которого такое согласование осуществляется, становится обязательным элементом механизма координации.

Акт реализации обязательства является с точки зрения своего содержания непосредственно актом совершения действий, обеспечивающих взаимное удовлетворение интересов. При этом структура каждого конкретного акта в значительной степени индивидуальна, поскольку определяется прежде всего спецификой содержания заключенного субъектами договора.

В механизме действия гражданского права обнаруживаются и иные элементы - претензия, иск, исковое производство, компенсация (восстановление) нарушенного права. Однако, поскольку они «срабатывают» лишь тогда, когда действие перечисленных выше основных элементов оказывается недостаточным для обеспечения нормальной логики развития гражданско-правовых отношений, они могут быть условно обозначены как факультативные, носящие дополнительный характер.

Если рассматривать современное гражданское право не с точки зрения его сущности, а с точки зрения фактически наблюдаемых особенностей его функционирования и тенденций развития, то можно обнаружить достаточно большое количество обстоятельств, свидетельствующих о существенной трансформации механизма его действия, изменении тех параметров, которые изначально обусловливаются самой природой обеспечиваемых им интересов и наиболее естественной для соответствующей сферы логикой их реализации. При этом подобные изменения оказываются непосредственно связанными с изменением места и роли государства в упорядочении гражданско-правовых отношений.

Исходя из специфики интересов, реализация которых обеспечивается действием гражданского права, и естественной логики движения к их реализации, основной формой государственно-властного участия в гражданско-правовом регулировании должно являться судебное разрешение споров и обеспечение принудительного восстановления (компенсации) нарушенных прав, вытекающих из заключенных самими субъектами договоров. Сегодня не менее значимым оказывается законодательное регулирование, и в результате юридическая норма становится таким же обязательным элементом механизма действия гражданского права, как и договор, - более того, в некоторых случаях юридическая норма даже заменяет последний. С рассмотренной особенностью оказываются тесно связанными и другие черты, указывающие на специфичность механизма действия современного гражданского права.

В современном гражданском праве роль судьи существенно снижается, оказывается зачастую менее значимой, чем роль законодателя. Самостоятельным элементом механизма действия гражданского права нередко оказывается государственный контроль. Соблюдение определенной формы при совершении правореализационных действий становится не менее важным, чем их содержание и конечный результат. Иск из метода обеспечения реализации условий договора зачастую превращается в самостоятельный способ добиться от государства силовой поддержки в осуществлении собственных интересов, т.е. реализовать последние вопреки правомерным интересам других лиц. Восстановление справедливости как изначальная цель искового производства подменяется оценкой и воздаянием.

Изложенное свидетельствует о том, что сегодня государственно-властное участие в гражданско-правовом регулировании в тех формах, в которых оно осуществляется, отнюдь не способствует эффективному действию механизма координации, наилучшим образом обеспечивающего реализацию гражданско-правовых интересов. При этом, однако, изменение роли государства в регулировании гражданско-правовых отношений по сравнению с той, которая определяется самой природой гражданско-правовых интересов, сегодня в целом обусловлено отнюдь не стремлением к установлению тотального контроля над обществом. Скорее имеет место благое намерение изначально создать условия, в которых сама возможность обмана или злоупотреблений со стороны участников договорных отношений могла бы быть исключена, а следовательно, и государственно-властное вмешательство в частноправовую сферу могло бы быть сведено к минимуму. Однако в результате вопреки всем расчетам достигается совершенно противоположный эффект.

Просмотров работы: 62