Аудиовизуальное произведение является результатом творческой деятельности и охраняется нормами части четвертой ГК РФ. Его создание представляет собой финансово и технологически емкий процесс и включает в себя сразу несколько результатов интеллектуальной деятельности, что делает его сложным произведением.
Нормы авторского права регулируют постоянно развивающуюся сферу общественных отношений. Количество способов использования объектов авторского права тоже постоянно растет и меняется, причем одновременно в составе одного произведения используется несколько объектов.
К сложным объектам относятся:
1) аудиовизуальные произведения, в том числе кинофильмы (ст. 1263 ГК РФ);
2) театрально-зрелищные представления;
3) мультимедийные продукты;
4) единые технологии (ст. 1542 ГК РФ).
Классическим примером одновременного использования нескольких объектов авторского права в составе одного произведения являются музыкально-драматические произведения (кинофильмы, театральные постановки). Тем не менее ни за сотни лет существования театра, ни сегодня - в «телевизионно-виртуальном» обществе отечественная наука не выработала термина, который бы в полной мере отражал специфику таких объектов авторского права, которые являются неоднородными по своей структуре.
В законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие положение относительно «сборного» характера неоднородных произведений. Такая абсурдная ситуация возникла в результате отсутствия в авторском праве термина, способного отразить юридическую сущность таких неоднородных по структуре, но целостных по природе произведений (песня, аудиовизуальное, музыкально-драматическое произведение и т.д.).
Учитывая, что эти произведения искусства имеют широкое распространение и играют важную роль в современном обществе, необходимо разработать термин, который бы отображал их специфику как объектов авторского права. С этой целью предлагается рассмотреть понятие «сложное произведение».
Данное понятие встречается в ст. 1240 ГК РФ. Так, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании соответствующих договоров. То есть в данной норме речь идет преимущественно об аудиовизуальных произведениях.
К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов:
- режиссера-постановщика;
- автора сценария;
- композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, авторами аудиовизуального произведения не являются.
К аудиовизуальным относятся кинематографические, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и др.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью специальных технических устройств создают иллюзию движения. Основным предназначением является зрительное восприятие. Но в наше время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеет звуковое сопровождение. Отсюда и название аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.
Аудиовизуальные произведения не являются составным (сборным) произведением - объектом авторского права, регулируемым ст. 1260 ГК РФ. Это всегда сложные, комплексные, но единые по сюжету произведения, так как такой результат интеллектуальной деятельности существует только в целом, включает все творческие составляющие, без любого из них его объективно не существует, хотя многие элементы и могут быть использованы обособленно, отдельно. Например, неисключительное право на использование музыкального сопровождения к фильму передается по лицензионному договору другим лицам, и эти лица используют результат интеллектуальной деятельности в пределах, предусмотренных договором (неисключительная лицензия).
Однако использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не переделка, переработка отдельных произведений. Поэтому, по мнению большинства авторов, нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.
Характерным для российского законодателя является установление исчерпывающего перечня объектов авторского права, входящего в группу «сложных объектов». Приведенный в ГК РФ перечень сложных объектов не содержит всех возможных вариантов неоднородных произведений, которые существуют сегодня (например, песни). Что уж говорить о тех новых видах результатов творческой работы, которые появятся в будущем.
Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то, что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.
Подводя итог, можно сказать, что аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом авторского права, создание которого коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств на стадиях создания и использования такого произведения, финансовыми рисками и ответственностью, а, следовательно, необходимостью присутствия четко регламентированных терминов и правовых норм.