ГРАЖДАНСКОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГРАЖДАНСКОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С первых дней проведения земельной реформы в юридической литературе использовалось определение «земля - это недвижимость». Земля по своему положению в мире вещей - это всегда недвижимость (земельные участки не могут перемещаться в пространстве). Деление вещей на движимые и недвижимые имеет значение для гражданско-правовых отношений, и оно отражено в ст. 130, 131 ГК РФ. Необходимость применения к земельным отношениям норм гражданского законодательства была обусловлена тем, что земля в условиях рыночной экономики признана именно имуществом. Однако земля определяется таковым только в гражданском законодательстве, но не в земельном.

Такая непоследовательность земельного законодательства может неоправданно (искусственно) замедлять развитие рыночных земельных отношений. Например, если земельный участок - имущественная ценность, почему «не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу» (ст. 35 ЗК РФ). Если фермеру не нужен слишком большой участок при доме, то почему он не может продать его часть, а вырученный капитал (в данном случае «мертвый капитал») использовать в целях развития «основного» производства.

Не ясна позиция законодателя при определении понятия земельных отношений. Так, в соответствии со ст. 3 ЗК РФ отношения, регулируемые земельным законодательством, признаются отношениями по использованию и охране земель. И в дореформенный период земельные отношения определялись таким же образом, поэтому в данном определении нет ничего нового; оно не в полной мере соответствует тем задачам, которые призвана решать земельная реформа.

В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ законодатель выделяет в составе земельных отношений имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Отмечается, что названные отношения регулируются гражданским законодательством. Но разве земельные имущественные отношения ограничиваются только отношениями, которые регулируются гражданским законодательством? Ведь происходящие преобразования в земельном праве исходят из того, что все земельные отношения являются имущественными. Следовательно, имущественные земельные отношения регулируются также и земельным правом. Разве гражданское законодательство применимо только к тем земельным отношениям, которые названы в ст. 3 ЗК РФ? Его нормы применимы ко всем земельным отношениям при одном лишь условии: если эти отношения не урегулированы конкретными нормами земельного законодательства. Вопрос в другом: как сложные по своему составу земельные отношения, регулируемые нормами гражданского и земельного законодательств, разграничить при применении? Какова степень участия гражданского права в этом процессе? Актуальность этих вопросов будет возрастать по мере утверждения в нашей экономике цивилизованных рыночных отношений с усилением при этом роли норм гражданского права: сфера их применения в области регулирования земельных отношений будет расширяться. В связи с этим показателен Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), которым снят ряд существовавших ранее ограничений оборота этих земель.

Специфика содержания прав и обязанностей при использовании и охране земель определяется также именно земельным, а не гражданским законодательством. Поэтому не соответствует практике складывающихся земельных отношений указание п. 3 ст. 3 ЗК РФ о том, что сделки с земельными участками регулируются только гражданским законодательством. Эти отношения регулируются, как уже было сказано, нормами гражданского и нормами земельного законодательства, иначе была бы утрачена специфика регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики.

В настоящее время накоплен огромный опыт по применению норм земельного права, который нельзя игнорировать. Если и присутствует неэффективность земельного права, то объясняется она не столько несовершенством его норм, сколько несоблюдением установленных требований. Так, имеет место масштабная незаконная застройка особо охраняемых природных территорий, земель, находящихся в государственном лесном фонде, т.е. в местах, где строительство запрещено, но которые весьма привлекательны для строительного бизнеса.

В перспективе по мере формирования цивилизованного рынка сфера применения норм гражданского права будет расширяться за счет сужения правового поля земельного права. Современное же состояние рынка земли свидетельствует о том, что это время пока не наступило. И форсировать этот процесс лишь для того, чтобы вольготно жилось участникам российского «дикого рынка», - значит расшатывать сложившийся государственный порядок в обществе, в том числе и в области земельных и других природоресурсных отношений.

Практика показывает, что уже сейчас некоторые нормы гражданского права были бы полезны для регулирования земельных отношений, например перенос в ГК РФ из ЗК РФ статей о возмещении убытков и вреда, причиненного земельными правонарушениями (ст. 62, 76 ЗК РФ), о конфискации и реквизиции земельного участка (ст. 50, 51 ЗК РФ), о частных земельных сервитутах (ст. 23 ЗК РФ) и некоторых других, не ущемляющих публичных интересов охраны и рационального использования земель и природопользования.

Просмотров работы: 286