ЕСТЕСТВЕННО–НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЕСТЕСТВЕННО–НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы определяется объективными предпосылками существования конфликтности в студенческих коллективах. Известно, что в своем развитии коллектив студенческой группы проходит конфликтную стадию развития, которая характеризуется тем, что образуются группировки, выражаются разногласия, открыто проявляются сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Конфликтность студенческого социума - это характеристика состояния учебного и внеучебного взаимодействия студентов, отражающая обострение противоречий совместной жизнедеятельности.

Необходимость укрепления у студентов коллективного интереса, сплоченности, налаживания делового взаимодействия, педагогически оправдывает возникновение конфликтов, требует тактичного их разрешения. Естественнонаучный аспект изучения проблемы конфликтности студенческого социума требует выявления способов влияния на характер протекания данных конфликтов с целью «перевода» конфликтности с недопустимого (непродуктивного) уровня на допустимый (продуктивный). Продуктивная конфликтность, воспроизводя позитивные функции конфликта как социального явления, способствуют развитию организации, учебной группы и самого студента. В процессе управления конфликтностью учебной группы у студентов формируется гражданственность профессионала. Такой выпускник вуза понимает свои права и готов отстаивать свои интересы как личность и индивидуальность, как представитель своей социально-возрастной, профессиональной, социокультурной, этнической общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

Таким образом, в теории и практике сложилось противоречие между необходимостью обеспечить системные эффекты воспитания в процессе управления конфликтностью студенческого социума и неразработанностью теоретических и технологических основ воспитательной системы, обеспечивающей сотруднический тип учебного взаимодействия студентов, развитие гражданственности и групповой сплоченности в процессе управления конфликтностью студенческого социума.

Нами разработана типология конфликтов студенческого социума:

конфликты совместной деятельности: деятельностные - объект конфликта (ценность) «достижение цели учебной деятельности», предмет конфликта (проблема) «отсутствие учебной компетенции - умения учиться»; организационные - объект конфликта «достижение цели учебного взаимодействия», предмет конфликта «рассогласование функциональной ответственности в учебном взаимодействии»; когнитивные - объект конфликта «содержание и процесс учебного взаимодействия», предмет конфликта «рассогласование ожиданий и наличного состояния учебного взаимодействия»;

конфликты отношений: ценностно-ролевые - объект конфликта «социальная роль студента», предмет конфликта «рассогласование ценностей учебного взаимодействия»;

конфликты общения: этические конфликты - объект конфликта «нарушение этики сотрудничества», предмет конфликта «агрессия, эгоизм и превосходство».

Диагностика уровня конфликтности была проведена в октябре-декабре 2011 года. В ходе него решались две задачи: 1) определить наличие предпосылок конфликтности студенческого социума у студентов пяти специальностей экономического факультета ААЭП; 2) сформировать методы разрешения конфликтов в студенческой группе. Предполагалось выяснить, на каком курсе конфликтность в студенческом социуме обостряется, для того чтобы адекватно внедрить медиацию.

База экспериментальной работы на констатирующем этапе составила 140 человек. В эту выборку вошли студенты с I по IV курс ААЭП следующих специальностей: таможенное дело, государственное и муниципальное управление, финансы и кредит, менеджмент организаций, экономика и управление в торговле.

В студенческой среде все отчетливее видно расслоение по имущественному признаку. Это создает новые трудности в общении между студентами, поскольку между ними устанавливается более широкий спектр межличностных отношений. Это, естественно, вызывает включение адаптационных механизмов, скорее защитных, нежели продуктивных. Такое имущественное расслоение ощущают 23%. Это немного, но эмоциональный фон учебного и внеучебного взаимодействия можно считать потенциально конфликтным. Фактически подтверждена конфликтность студенческого социума. Она не критическая, так как больше четверти студентов оценивают взаимоотношения как нормальные (35%) и как дружеские (40%). Однако четверть студентов (24%) от курса к курсу ощущают отчуждение от группы, а это уже прямое свидетельство наличия обостренной конфликтности студенческого социума. Фактические данные подтвердили необходимость и целесообразность внедрения медиации в рамки воспитательной работы в ААЭП начиная с первого курса. К этому есть объективная предпосылка: 59% первокурсников оценивают свои отношения как дружеские. Если не управлять конфликтностью, то к 4 курсу они уменьшаются до 19% студентов, а их характер изменится на отношения разобщенности и отчуждения у 40%  4 курса. В целом, полученные данные подтвердили актуальность нашего исследования на практическом уровне.

Таким образом, конфликтность студенческой группы - это совокупность социальных, учебно-организационных, возрастных и личностных факторов, условий и причин, вызывающих обострение объективных противоречий учебного и внеучебного взаимодействия студентов в конфликтах совместной деятельности, отношений и общения, конструктивное или деструктивное воздействие которых на развитие взаимоотношений между студентами определяется направленностью используемых тактик конфликтного взаимодействия между ними.

Для решения проблем конфликтности нами предлагается использовать метод медиации. Медиация (от лат. mediare - посредничать) - это внесудебный способ урегули­рования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица - медиатора. Стороны встречаются с медиатором, который, выслушивая все мнения и задавая вопросы, помогает прийти к мирному соглашению, которое уст­роило бы всех, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия окон­чательного решения и условия разрешения конфликта.

Основные принципы медиативной процедуры находят отражение в директиве Европейского парламента и Совета Евро­пейского союза «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах», которая вступила в силу с 21 мая 2008 г. Государства - члены ЕС, подписавшие Директиву, были обязаны до 2011 г. раз­работать и принять собственные законы о медиации. В России, хотя она и не являет­ся членом ЕС, был принят Закон о медиации. Президент РФ Д. Медведев подписал Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который вступил в силу с 1 января 2011 г.

Медиация помогает сторонам сохранить нор­мальные отношения в будущем и продолжить совместную деятельность, поэтому она может применяться во всех областях человеческой деятельности, когда речь идет о личных, длительных или значимых взаимоотношениях, например, семейных; воспитательно-образовательных (ученик - учитель - школьный коллектив); трудовых; социальных; корпоративных и межкорпоративных и пр.

В ходе внедрения медиации реализовывалась идея институционализации конфликтов, согласно которой в целях предупреждения конфликтов между студентами были предусмотрены профилактические мероприятия в каждом из направлений воспитательной работы, имеющие целью совместную выработку правил жизнедеятельности студентов и их закрепление в документальных формах, тренингах и деловых играх. Внедрение медиации дало следующие результаты:

1) на 25,3% снизился уровень недопустимой конфликтности, на 13,9% вырос уровень допустимой конфликтности и на 11, 4% вырос уровень оптимальной (продуктивной) конфликтности; 2) качественное выражение положительной динамики состояло в том, что освоенные студентами на занятиях в учебном курсе «Конфликтология», подтвержденные в ходе самодиагностики конфликтной компетенции, конфликтности и приверженности сотрудническому типу конфликтного взаимодействия, легли в основу принятия студентами норм корпоративной культуры;

3) уменьшились факты конфликтогенного поведения студентов, в частности, проявления агрессии, превосходства и эгоизма;

4) участие в процедурах мирного разрешения конфликтов способствовало приобретению студентами опыта ответственного поведения личности с высоким уровнем развития гражданственности и конфликтологической культуры.

Просмотров работы: 3