Анализ влияния электронного бизнеса на ресторанный бизнес - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Анализ влияния электронного бизнеса на ресторанный бизнес

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире очень важно уделять внимание новым разработкам и технологиям, чтобы оставаться конкурентоспособными в той или иной отрасли. Уделяя должное внимание данной теме можно не только получать большую прибыль, но и расширять производство.

Тема моей курсовой работы «Анализ влияния фактора увеличения суточного количества интернет-пользователей на увеличение оборота общественного питания». В ней мы попробуем выяснить, есть ли зависимость между количеством интернет-пользователей и оборотом общественного питания.

Актуальность данной темы можно проследить в тенденциях развития современного общества и экономических процессов. Такие процессы и понятия как компьютеризация, инновации, информационное общество - неотъемлемая часть современного мира.

Цель работы - выяснить, влияет ли увеличение количества интернет-пользователей на изменение оборота общественного питания.

Задачи - раскрыть теоретические аспекты данной темы, построить модель, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

На современном этапе данная тема не имеет глубокой степени научной разработки, что является положительным фактором, ввиду открывающихся возможностей исследования.

Глава 1 Становление и тенденции развития информационного общества в России

1.1 Информационное общество в России

Информационное общество - постиндустриальное общество, в котором главную роль в жизни этого общества играет информация и знания. Большинство людей занято в производстве, хранении, переработке и реализации информации и высшей её формы - знания. Человечество переходит к следующей стадии развития после аграрной и индустриальной, которую обычно обозначают как «информационное общество». Общепринятого определения данного понятия нет, но большинство специалистов сходятся в том, что сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов.

  • Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.
  • Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
  • Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации.
  • Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации.
  • Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха[1].

В информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, сведет к минимуму рутинную работу, обеспечит высокий уровень автоматизации, обработки информации в производственной и социальной сферах. Материальный продукт должен стать более информационно ёмким, это подразумевает под собой то, что в его стоимости увеличится доля дизайна, маркетинговых и инновационных исследований. В информационном обществе возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания[2].

В последние десятилетия Россия осуществляет несколько фундаментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демократическому обществу, от государственной плановой экономики - к рыночной, от индустриального общества - к информационному. Внимание российской прессы, политиков и общественности сосредоточено в основном на первых двух переходах, вызвавших драматические перемены в стране и существенно изменивших условия жизни и хозяйственной деятельности. В политических документах разного уровня практически не рассматриваются вопросы перехода к информационному обществу. Вместе с тем, этот переход, который совершают сегодня и другие страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпорации и государству с точки зрения адаптации и выработки адекватной стратегии поведения. По мнению известного испано-американского социолога М. Кастелса, для России переход к информационному обществу решающий, его нельзя отложить до того, как окончательно осуществятся остальные переходы. Более того, без его успешного осуществления невозможно решить главную задачу российских реформ - вхождение в сообщество экономически развитых демократических государств в качестве полноправного участника[3].

Правительство Российской Федерации стремится к тому, чтобы страна своевременно переходила на новые этапы развития, поэтому постоянно разрабатываются и реализуются различные программы по переходу к информационному обществу. Одним из таких мероприятий является программа "Электронная Россия (2002-2010годы) ". В результате выполнения федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28января2002г. №65, создан значительный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе

  • произведены закупка, поставка, монтаж и пусконаладочные работы программно-технических средств для ряда информационных систем;
  • создан программно-технический комплекс для управления процессом разработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной и ведомственной информатизации;
  • разработан системный проект по созданию технологической платформы и инфраструктуры электронного правительства и др[4].

Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий в 2000 - 2008годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. достаточно высокие темпы роста были продемонстрированы во многом благодаря новым открывшимся рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и другие услуги) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России. В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров

Одним из факторов, негативно влияющих на развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. На конец 2008года только около 21,5процента всех российских домашних хозяйств (11,4млн. домашних хозяйств) имели широкополосный доступ в сеть Интернет, а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128Кбит/с до 1Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (7,5Мбит/с) и Санкт-Петербурге (6Мбит/с). Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих.

Следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки[5].

Эти и другие причины способствовали продолжению дальнейших разработок и реализации программ, ведущих Россию к информационному обществу. Одной из таких программ является государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерацией от 20 октября 2010 года № 1815-р.

Цель программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Основными задачами программы являются повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе; построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления; развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий; преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества; обеспечение безопасности в информационном обществе и др.

Этапы и сроки реализации программы - 2011-2020годы, 2015 год - контрольный этап.

Объемы финансирования программы составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета - 88 млрд. рублей, в том числе: 2011год-3,1млрд.рублей; 2012год-3,1млрд.рублей; 2013год- 3,1млрд.рублей; 2014-2020 годы - 78,7млрд.рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы - соблюдение прав человека и основных свобод, в том числе права каждого человека на свободу убеждений и информацию; социализация на основе общения; непрерывное образование, в том числе образование для взрослых, возможность каждого человека овладевать навыками и знаниями на протяжении всей жизни; формирование открытого творческого сообщества, способствующего созданию инноваций; расширение возможностей трудоустройства и самозанятости; ослабление воздействия традиционных препятствий, связанных со временем и расстоянием.

Эффекты, возникающие при использовании информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности, в конечном итоге повлияют на повышение качества жизни граждан вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, региона проживания, на возможность и условия работы, повышение производительности труда и конкурентоспособности российских товаров, а также на уровень ведения диалога между народами и странами[6].

1.2. Электронный бизнес как одно из направлений развития информационного общества

Развитие и совершенствование информационного общества подразумевает под собой перенос некоторой части бизнес-структуры в цифровой мир. В настоящее время бизнес в интернете развивается высокими темпами, ввиду удобности, мобильности, гибкости и прибыльности.

Электронный бизнес - бизнес, основанный на использовании информационных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений[7].

Электронный бизнес объединяет в себе ресурсы традиционных информационных систем с глобальными возможностями Интернет. Данное понятие включает в себя такое понятие как электронная коммерция. Электронная коммерция - вид хозяйственной деятельности по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю через электронные компьютерные сети. Другими словами, электронная коммерция - маркетинг, приобретение и продажа товаров и услуг в Интернет. Это ведение торговли с кем угодно, где угодно и в какое угодно время. При этом особое значение придается новым возможностям, повышающим в итоге эффективность как бизнеса в целом, так и деловых операций (транзакций) в частности. Таким образом, электронная коммерция это составная часть электронного бизнеса[8].

Полнофункциональная система электронного бизнеса - это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по своей природе компонентов.

В систему электронного бизнеса, как правило, входят:

  • подсистемы обмена информацией (например, электронная почта, приложения мгновенной передачи сообщений и др.)
  • подсистемы электронного документооборота
  • подсистемы управления ресурсами компании (материальными, финансовыми, человеческими)
  • подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний
  • корпоративные web-представительства, интегрированные с другими подсистемами компании
  • подсистемы электронной коммерции (e-commerce) для организации продаж и закупок
  • подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами
  • подсистемы учета ресурсов (склад, логистика и т.п.)[9]

Впервые системы электронного бизнеса появились в США в конце 60-х - начале 70-х годов. Эти системы применялись в транспортных компаниях для заказа билетов и для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов. Такая коммерция велась по стандартам электронного обмена данными между организациями. В то время в США было четыре стандарта для обмена данными в системе управления авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом. В те же годы аналогичные события происходили в Англии, но здесь главной областью применения стандартов был не транспорт, а торговля. В 80-ч годах две страны хотели сделать единые стандарты, но этого не произошло, появилась более перспективная возможность - обмен данными через Интернет. В середине 1990-х годов в Интернет почти одновременно пришли крупные компании, торговля и многочисленные пользователи, что обеспечивало гигантское пространство для электронного рынка. Появилась необходимость регулирования бизнеса в интернете. Регулирование осуществляется как внутригосударственными органами, так и международными организациями. Некоторые страны создали собственные программы стимулирования развития сетевой экономики и электронной коммерции. В США, например, в отношении продаж через Интернет введен мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5 - 10% от цены товара. Согласно исследованиям американских ученых, электронная торговля является выгодной учитывая то, что пользователями сети являются 12% населения. Что касается России, то на сегодняшний день около 40% населения страны являются пользователями интернета. Российский интернет рынок сосредоточен преимущественно в Москве - более 60% квартир и офисов охвачено интернетом, а в Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено менее трети российских пользователей. Цены на интернет-трафик в различных регионах России могут отличаться в 10 раз: если в Москве 1 мегабайт трафика в среднем обходится в 20 копеек, то в Красноярске 2-3 рубля[10].

Предпосылки возникновения и распространения электронной коммерции:

  • широко распространенный доступ к информационным технологиям. Компьютеры и Интернет получили повсеместное распространение;
  • общество стало более образовано и, следовательно, более свободно обращается с технологиями;
  • рост ассортимента товаров и услуг;
  • удобство совершения покупок. Экономия времени и труда;
  • увеличение качества услуги и снижение цены;
  • спрос на специальные товары и услуги;
  • цифровая конвергенция - объединение различных цифровых устройств на единой платформе;

Внедрение системы электронного бизнеса позволяет компании:

  • увеличить прибыли;
  • снизить затраты;
  • оптимизировать внутренние и внешние информационные потоки;
  • значительно ускорить бизнес-процесс (поставки, производство, продажи, обслуживание клиентов);
  • сократить складские запасы;
  • обрести новые каналы маркетинга и дистрибуции;
  • повысить качество обслуживания клиентов и эффективность работы с дистрибьюторами;
  • получить долгосрочные конкурентные преимущества[11].

Но, несмотря на все преимущества, существует ряд преград и барьеров на пути развития электронной коммерции. К финансовым проблемам можно отнести налоговые и таможенные сборы, электронные системы оплаты. Существуют и некоторые правовые проблемы, такие как защита интеллектуальной собственности, тайна личной жизни. К сожалению, квалификация пользователей находится на недостаточно высоком уровне и существует языковой барьер.

1.3. Роль электронного бизнеса в ресторанном бизнесе

Процесс использования средств электронного бизнеса и вовлечение в него всё больших видов коммерческой деятельности, как отдельных, так и в совокупности, становится всё более интенсивным. Он охватывает все большие сферы жизнедеятельности, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Одной из таких сфер является сфера общественного питания. Каждый человек использует данную сферу в повседневной жизни: проводит вечера в ресторанах и кафе, обедает в течение рабочего или учебного времени, справляет праздники, дни рождения, годовщины и т.д. Но ввиду ускоренного темпа современной жизни, где время - самый драгоценный ресурс, многие люди сталкиваются с различными проблемами: не всегда можно найти время, чтобы отлучиться с работы и пообедать, часто бывает, что в ресторане, в котором мы планируем провести время нет свободных мест, не всегда новое место для время препровождения отвечает нашим ожиданиям и т.д. Эти неприятные факторы могут существенно омрачить свободное время, которое при современном темпе жизни находится в дефиците. Бороться с этими проблемами могут помочь современные технологии, разработка и совершенствование которых происходит постоянно. Преимущества электронного бизнеса могут не только помочь потребителю получить необходимые услуги с экономией времени и сил, но в свою очередь помочь ресторанам, кафе и другим предприятиям общественного питания увеличить прибыль и привлечь новых покупателей и посетителей. Разработка собственных сайтов в интернете, использование электронных платежных систем и другие преимущества современных технологий позволяют представителям ресторанного бизнеса и сферы общественного питания повышать свою конкурентоспособность, увеличивать прибыль и развиваться.

Первый шаг на пути использования современных технологий и преимуществ всемирной паутины - это создание сайта в интернете. Но просто создать сайт недостаточно. Необходимо тщательно продумать карту сайта, оптимизировать меню и графическое расположение, делая упор на упрощенное восприятие его посетителями. Если уделить данному вопросу недостаточное внимание, то это может не только не принести пользу, но и даже негативно отразиться на репутации заведения. Неработающие ссылки, навязчивая графика, всплывающие окна - раздражающие факторы, которые могут создать впечатление непрофессионализма и спроецировать данные ощущения на продукцию и услуги, предлагаемые заведением. Подрыв доверия клиентов негативно сказывается на бизнесе в целом.

Не стоит забывать о том, что электронные ресурсы и просторы интернета очень удобно использовать с целью рекламы. Данный факт открывает большие возможности по привлечению новых клиентов. Но необходимо позаботиться и о том, чтобы рекламная ссылка появлялась выше ссылок конкурентов, чтобы обеспечить себе большую конкурентоспособность, иначе данная операция не возымеет ожидаемого эффекта.

Следующий шаг - переход от просто ознакомительного характера сайта (презентация меню, описание заведения, адреса, история создания и т.д.) к введению функций, позволяющих непосредственно побудить покупателей и посетителей к действию: функции интерактивного заказа и доставки блюд, оплата заказа с помощью электронных платежных систем, стимулирующие акции и т.д. Современные технологии позволяют сделать заказ, не выходя из дома или офиса. Необходимо лишь выбрать понравившиеся блюда из предлагаемого перечня, указать необходимые данные обратной связи и дело сделано. Данная услуга помогает потребителю экономить время, получить услугу в удобном ему месте. Для производителя данная функция удобна тем, что он расширяет область деятельности, ограниченную площадью заведения, привлекает новых посетителей, сокращает вероятность возникновения ситуации, когда свободных мест в заведении нет, и приходится отказывать клиенту, упуская прибыль. Конечно, можно предложить подождать и как только место освободится обслужить клиента, но не каждый клиент согласиться ждать.

С помощью средств оформления заказов через интернет можно непосредственно стимулировать потребителя к оформлению заказа. Стимулом могут служить различные акции и специальные предложения, такие как предоставление скидки при заказе через интернет, предоставления подарка как в виде дополнительного блюда или напитка, так и в виде сувенира, преимущественно с символикой заведения. Это сможет оказаться как просто приятным сюрпризом для заказчика, так и своеобразным рекламным ходом. Очень интересно, с нашей точки зрения, возможности современных технологий в интернете использовании на официальном сайте сети ресторанов японской кухни «Тануки». На официальном сайте запущен так называемый онлайн счетчик[12]. В окне представлено наименование блюда, специальная цена, с учетом скидки, количество оставшихся порций и время, оставшееся до конца действия скидки. Данное предложение действует только в службе доставки при оформлении заказа на сайте. Любой желающий может заказать данное блюдо по указанной цене с учетом скидки, оформив заказ через сайт. Очень интересный и удобный способ привлечения клиентов и продвижения сайта с помощью использования возможностей интернета и современных технологий. Это еще один пример использования возможностей электронного бизнеса на практике.

Очень полезной функцией для клиента может оказаться онлайн бронирование столиков. Она чрезвычайно удобна если под рукой нет телефона, чтобы забронировать столик посредством звонка или если дозвониться не получается из-за постоянной занятости линии. Для удобства в заявке необходимо ввести такие поля для заполнения как имя и фамилия, чтобы по прибытию в ресторан с идентификацией не возникло никаких проблем, номер телефона для возможности контакта при форс мажорных обстоятельствах, количество персон, чтобы подобрать подходящий столик. Стоит уделить внимание и тому, курит ли клиент или нет. В зависимости от этого следует зарезервировать посетителю столик в зоне для курящих или же для некурящих.

Нельзя забывать о мобильном маркетинге. Сейчас появилось новое поколение пользователей Интернета, которые выходят во всемирную паутину не с компьютера, а с мобильного телефона. По сути дела смартфон - это уже не просто телефон. Подчас он имеет больше возможностей, чем традиционный персональный компьютер трехлетней давности. Что это значит для владельцев ресторанов? То, что те из них, кто не успел вовремя создать свой сайт и наладить процесс привлечения посетителей через электронную почту, могут сразу начинать работать на принципиально новом уровне - уровне мобильного Интернета[13]. Обладателям сайтов надо думать о создании его мобильной версии, которая без проблем сможет загружаться при выходе в интернет с мобильного телефона.

Для успешного продвижения электронного бизнеса в сфере общественного питания необходимо не только следить за развивающимися тенденциями, но и действовать в одном направлении с ними. В современном электронном мире популярность устройств на платформе Apple и Android достигла невероятных масштабов. Этот фактор способствовал тому, что появилась возможность создавать специальные приложения для мобильных устройств, позволяющие осуществлять заказы, используя мобильные телефоны. Для примера, рассмотрим, как данная возможность используется сетью ресторанов японской кухни «Тануки». Были созданы специальные приложения: «Тануки» 2.0. для iPhone и приложение «Тануки» для устройств на платформе Android[14]. С их помощью можно оформить заказ быстро и легко в любом месте и в любое время. Также при использовании данного предложения предоставляется скидка, что усиливает мотивацию покупателей к осуществлению заказа. Об успехе данной программы свидетельствует тот факт, что за первый месяц работы мобильное приложение «Тануки» для Android вошло в ТОП-5 AndroidMarket в разделе «Лучшие бесплатные приложения»[15].

Другой тенденцией всемирной паутины является развитие социальных сетей. Данное развитие происходит ускоренными темпами, это можно использовать в сфере общественного питания. Ранее попытки использовать социальные медиа для продвижения конкретных ресторанов имели скорее экспериментальный характер, теперь для владельцев подобных заведений это должно стать одной из важнейших маркетинговых тактик. А суть этой тактики элементарна - стань дружелюбным и обаятельным участником общения в Интернете, и ты получишь множество новых клиентов[16].

Рассмотрим это на примере сети общественного питания «Ростикс»[17]. На официальном сайте сети была запущена акция «100000 сандвичей для друзей KFC»[18], в которой компания обещала каждому, кто вступит в официальную группу компании в социальных сетях «В контакте» и «Facebook» бесплатный сандвич. Результат оправдал ожидания: компания привлекла 100000 потенциальных клиентов, тем самым расширяя свою клиентскую базу и получая развитие и распространение в интернете. Это еще один пример удачно применения технологий электронного бизнеса и возможностей интернета в сфере общественного питания.

В последнее время большое распространение получили сайты, с помощью которых можно приобрести большие скидки на приобретение различных товаров, услуг, посетить культурно-развлекательное мероприятие или сходить в ресторан или кафе. Это такие сайты как «http://www.biglion.ru», «http://groupon.ru», «http://bigbuzzy.ru» и др. Выгода как для потребителя, так и для производителя. Многие с удовольствием воспользуются скидкой на посещение любимого кафе или ресторана, а также попробовать что-нибудь новенькое. Для производителя очевидны издержки на масштабах производства, когда потом посетителей заметно увеличивается в несколько раз.

Все вышеперечисленные примеры доказывают то, что в современном мире традиционные методы хороши, но выигрывает тот, кто идет в ногу со временем и использует все возможности, предоставляемые развитием новых технологий и тенденций. Ресторанный бизнес не исключение. Активное задействование возможностей электронного бизнеса и просторов интернета способствует расширению клиентской базы, саморекламе, самореализации.

Глава 2 Анализ российского сегмента участников электронного бизнеса

2.1. Динамика пользователей сети интернет

Для того чтобы понять насколько быстрыми темпами интернет проникает в нашу жизнь, охватывая все большие и большие территории, проникая в самые отдаленные уголки земного шара, как часто люди пользуются им попробуем проанализировать статистические данные, предоставленные фондом Общественное Мнение (Смотри Приложение № 1).

Рассмотрим данные о суточной аудитории интернет пользователей. Данные представлены за 8 лет, осень 2002 - осень 2010 гг. За данный период суточная аудитория увеличилась в 15 раз. В начале периода аудитория увеличивалась в среднем на несколько сотен тысяч человек за квартал, а начиная с лета 2007 года численность населения, которая хотя бы раз за сутки воспользовалась интернетом возрастала более чем на миллион человек. Это говорит о том, что в начале данный процесс проходил довольно высокими темпами, а впоследствии темп проникновения интернета стал только увеличиваться, что характеризуется распространением технологий по всей России.

Регулярные замеры, проводимые ФОМом, свидетельствуют опостоянном росте числа интернет-пользователей вРоссии. Поданным последнего исследования «Интернет вРоссии», зимой 2010-2011 года доля интернет-пользователей среди взрослого населения составила 43% (50млн. человек). При этом трое изкаждых десяти пользователей составляют активную аудиторию- выходят всеть хотябы раз всутки. Общая численность активной интернет-аудитории кконцу 2010 года достигла 36млн. человек.

Постоянный мониторинг распространения интернета врамках исследования «Интернет вРоссии» (замеры ведутся с2002года) позволил построить прогноз проникновения интернета напериод 2011-2014 гг. для России, Москвы иСанкт-Петербурга.[19]

Поданным назиму 2010-2011 года вМоскве кинтернет-пользователям можно отнести две трети жителей (65%), вСанкт-Петербурге- несколько больше, чем две трети (70%).Через четыре года вМоскве интернетом будут пользоваться примерно восемь изкаждых десяти человек (месячная аудитория составит 78%). При сохранении текущих трендов развития вСанкт-Петербурге кконцу 2014 года показатели распространения интернета довольно значительно превысят московские: месячная интернет-аудитория составит примерно 89% (Рисунок 1).

Данный прогноз говорит о том, что в скором будущем доступ к сети интернет будет практически у всех. Этот факт является весомым аргументом для того, чтобы ресторанный бизнес и предприятия общественного питания переносили часть своей деятельности в просторы интернета и активнее использовали его возможности. Ведь это огромное пространство для привлечения покупателей и посетителей.

2.2 Покупательские предпочтения пользователей сети интернет

Нам удалось установить, что население всего мира и России в частности все больше и больше пользуется интернетом, и динамика вовлечения населения в пользование интернет ресурсами продолжает расти высокими темпами. Теперь интересно ответить на вопрос, а что же предпочитает покупать население в интернете, какие категории товаров являются наиболее популярными, а какие занимают последние строчки в рейтингах, что покупателю нравится в пользовании услугами электронной торговли, а что может отбить желание использовать ту или иную возможность приобрести что-нибудь с помощью интернета.

Рассмотрим следующую диаграмму, в которой представлены популярные категории товаров, приобретаемые в интернете в России в процентном соотношении (Приложение №2).

Четверть всех совершаемых покупок в интернете составляют книги. Второе и третье место занимают косметика и парфюмерия; бытовая техника и электроника - 17% и 16% соответственно. В первую очередь выбор в пользу интернет покупки по сравнению с традиционной торговой сделкой в магазине или торговом центре делается из-за разницы в цене. В интернете товары, как правило, дешевле аналогов, которые человек может приобрести в магазине. Во вторых некоторые люди не очень любят проводить в магазинах, выбирая ту или иную продукцию. Чтобы совершить покупку в интернет магазине не придется ездить по всему городу в поисках необходимого товара, теряя время в пробках и очередях. Одним из больших преимуществ интернета является то, что узнать о характеристиках того или иного товара (книги, телефона, бытового прибора и т.д.) можно непосредственно от людей, которые уже приобрели товар и могут поделиться опытом. На многих сайтах у людей есть возможность оставить или прочитать оставленный комментарий. Живое общение помогает выявить преимущества и недостатки кого или иного товара, тем самым помогая покупателю выбрать именно то, что ему необходимо. А вот в магазинах не всегда можно найти компетентного консультанта, который поможет сделать выбор, не преследуя цели просто продать товар.

Такие товары как аудио и видео диски, компьютерные программы и игры, билеты на транспорт составляют 10%. А вот лекарства, медицинские товары, продукты питание и еда составляют менее 10%. Данные товары люди предпочитают в большей степень покупать в обычных магазинах и торговых центрах, аптеках боясь купить некачественный товар. Продукты питания являются скоропортящейся продукцией и, покупая их в интернет магазине, люди опасаются приобретения некачественной продукции, которую впоследствии нельзя будет использовать.

Категория продуктов и товаров питания наиболее близкая категория к нашей теме. Население не совсем доверчиво относится к доставке продуктов на дом, заказанных через интернет магазин, потому что даже в обычном супермаркете можно приобрести некачественный товар, если не проверить срок годности. Автоматически данные ощущения и опасения переносятся и на продукцию, доставляемую ресторанами и заведениями общественного питания, которые пользуются возможностями электронного бизнеса. Для того чтобы вызвать у людей доверие и увеличить количество заказов нельзя допускать некорректного обслуживания, свести к минимуму ошибки операторов, принимающих заказов и исключить возможность доставки некачественной продукции. Тогда есть шанс вызвать устойчивое чувство доверия и увеличить объем заказов продукции заведений общественного питания.

Теперь попробуем выяснить, что людям не нравится при совершении интернет-покупок и как данная информация сможет помочь сфере общественного питания, при ведении электронного бизнеса. Рассмотрим данные опроса (Приложение №3).

Больше всего людей не устраивает то, что не всегда на сайте присутствует полная информация о той или иной продукции, а сопровождающие изображения не полностью иллюстрируют товар. Учитывая это, на официальном сайте любого ресторана раздел меню должен сопровождаться крупными и яркими фотографиями способными вызвать аппетит и желание заказать то или иное блюдо из предложенного списка. Также необходимо предоставить полную информацию по каждому предложенному блюду. Информация должна включать такие пункты как состав, количество калорий, вес. Если имеются какие-либо специфические характеристики, такие как чрезмерная острота, содержание алкоголя и т.д., то потенциальному покупателю будет приятно, если данная характеристика будет отмечена особенно.

Также большое количество людей не устраивают существующие способы оплаты. Здесь остается предоставлять клиентам возможность оплачивать заказы удобным им способом. Для этого можно произвести исследования в этой области и выяснить, какие способы оплаты наиболее подходят покупателям.

Не стоит допускать несоответствия описания товара и того, что есть на самом деле. Клиенты ценят, когда картинка соответствует реальности, нет обмана и уловок.

Дизайн и интерфейс сайта тоже имеет очень большое значение. Расположение кнопок и ссылок должно быть удобным, дизайн и цветовая гамма не должна раздражать, а наоборот привлекать и создавать уют.

Время доставки должно быть сокращено по максимуму. Не все клиенты готовы ждать 1,5 - 2 часа, поэтому следует продумать как будет проходить процесс доставки, какое транспортное средство необходимо задействовать. Необходимо предусмотреть необходимое количество курьеров, чтобы всегда можно было доставить заказ.

Учитывая эти моменты при использовании технологий электронного бизнеса и возможностей интернета, владельцы ресторанов других заведений общественного питания смогут повысить свою конкурентоспособность, расширить свою клиентскую базу.

Приложение №1.

 

Приложение № 2. Популярные категории товаров, Россия, в %. Составлено автором по http://www.acnielsen.ru/

Приложение №3. Что вам не нравится в интернет-покупках, в%. Составлено автором по http://molotok.ru

Глава 3 Моделирование и прогнозирование оборота общественного питания

3.1. Анализ влияния фактора увеличения суточного количества интернет-пользователей на увеличение оборота общественного питания

Как мы уже выяснили, технологии и возможности электронного бизнеса, а также все большее распространение сети интернет имеют большие перспективы в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса в частности. Попробуем выяснить, есть ли зависимость между суточным количеством интернет-пользователей и изменением в доходах заведений и предприятий сферы общественного питания. Для этого рассмотрим простую однофакторную модель и построим уравнение парной регрессии выяснив, как Y (оборот общественного питания млн. руб.) зависит от X (суточная аудитория млн.чел.). Для этого воспользуемся программой Microsoft Office Excel.

Первый шаг - построение графика и примерное определение вида уравнения. По исходным данным строим график (Рисунок 2). Очевидно, что согласно графику мы имеем дело со степенной зависимостью.

Источник: Составлено автором по данным Росстата

Шаг второй - проверим достоверность этого утверждения с помощью функции ЛИНЕЙН. Перед применением данной функции подготовим наши исходные данные (табл.1) к дальнейшей обработке.

Таблица 1.

Динамика оборота общественного питания и суточной аудитории Интернета в 2000-2010 гг.

 

Используя функцию LN, приведем исходные данные к следующему виду (табл.2)

Таблица 2.

Прологарифмированная динамика оборота общественного питания и суточной аудитории Интернета в 2000-2010 гг.

 

Теперь используем функцию ЛИНЕЙН. В результате получим следующую таблицу значений:

 

Проанализируем полученные данные и составим уравнение. Коэффициенты a и b равняются 23342,94 и 0,5185. Их стандартные ошибки должны быть минимум в два раза меньше самих коэффициентов, проверим это путем деления значений коэффициентов на значения их стандартных ошибок: 0,5185/0,0385=13,45187 (b), 23342,94/0,0908=256876,2 (a). Полученные данные свидетельствуют о том, что стандартные ошибки коэффициентов намного меньше самих коэффициентов. Отсюда следует, что они оказывают влияние на модель и скорее всего для более глубокого анализа необходимо больше исходных данных и количества наблюдений.

Теперь оценим тесноту связи через коэффициент корреляции. Для этого используем функцию КОРРЕЛ. = 0,98829. Если коэффициент корреляции находится в диапазоне от 0,9 до 1, то это говорит о том, что связь очень тесная, практически равна единице.

Стандартная ошибка уравнения составляет 0,099 и является небольшой, что положительно характеризует будущее уравнение.

Рассмотрим коэффициент Дарвина Уотсона. По получившимся данным видно, что этот коэффициент равен 1,7754, что близко к значению 2. Это означает, что автокорреляция практически отсутствует, что является положительным фактором.

На основании всех проанализированных данных можно сделать вывод, что на их основании можно составить уравнение регрессии и выглядеть оно будет следующим образом:

У= 23342,94*X^0,5186

Следующий шаг - подставить известные значения X в данное уравнение и найти У расчетное. В итоге получим следующее (табл.3)

Таблица 3

Реальные и расчетные значения Y

Год

Y

Х

Y расчетное

2000

16954,4

0,8

21419,4207

2001

23894,8

1,0

23490,087

2002

32683,9

2,1

34296,9041

2003

40947,3

3,2

42669,8167

2004

52531,7

5,5

56506,6454

2005

66289,2

6,8

63079,1093

2006

82527,2

9,5

75022,6342

2007

95596,6

11,9

84318,4152

2008

112044

17,7

103595,487

2009

117688

23,9

121053,578

2010

120010

31,9

140606,359

 

Теперь построим График и посмотрим, совпадают ли У и У расчетное (Рисунок 3).

Составлено автором по данным Росстата

Как видно на графике, У и У расчетное практически совпадают. На основании этого можно сделать вывод о том, что наше уравнение регрессии является достоверным и имеет право на существование. Есть небольшое расхождение, которое начинается в 2005 году. В графике, отражающем реальные показатели, учитываются факторы, влияние которых не всегда отражается в расчетной модели. На Y графике заметно снижение темпов роста. Это можно объяснить финансовым кризисом, который затронуло практически каждую отрасль.

На основании всего анализа можно сделать очевидный вывод. Суточная аудитория пользователей интернета увеличивается высокими темпами и, очевидно, будет расти еще большими темпами. Предприятиям общественного питания стоит обратить на это внимание, так как модель показала, что зависимость между проанализированными показателями существует и она довольно тесная. Чтобы выжить в конкурентной борьбе в данной сфере деятельности удачным решение будет направить часть бизнеса в сеть интернет, применяя последние технологии и достижения электронного бизнеса.

Заключение

Проанализировав данную тему и раскрыв не только теоретические аспекты, но также построив модель и получив некоторые данные, можно сделать несколько выводов.

Зависимость между увеличением суточного количества интернет-пользователей и увеличением объемов оборота общественного питания существует. Она носит степенной характер и её можно описать следующим уравнением - У= 23342,94*X^0,5186, где Х - суточная аудитория млн. человек, У - оборот общественного питания млн. рублей.

В современном мире выигрывает тот, кто идет в ногу со временем и использует все возможности, предоставляемые развитием новых технологий и тенденций. Ресторанный бизнес не исключение. Активное задействование возможностей электронного бизнеса и просторов интернета способствует расширению клиентской базы, саморекламе, самореализации. А составленная модель доказывает данное утверждение.

Суточная аудитория пользователей интернета увеличивается высокими темпами и, очевидно прогнозам, будет расти еще большими темпами. Предприятиям общественного питания и ресторанному бизнесу стоит обратить на это внимание, так как модель показала, что зависимость между проанализированными показателями существует и она довольно тесная. Чтобы выжить в конкурентной борьбе в данной сфере деятельности удачным решение будет направить часть бизнеса в сеть интернет, применяя последние технологии и достижения электронного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"
  2. Приложение к распоряжению от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
  3. Концепция движения Москвы к информационному обществу. Приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. № 715-РМ
  4. Ревинова С.Ю. Бизнес в Интернете: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008
  5. http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm
  6. http://kfc-russia.ru/
  7. http://molotok.ru/
  8. http://nobiz.ru/index.php/osnovnye-ponyatiya-biznesa/43-jelektronnyj-biznes.html
  9. http://rosfood.net/news/press/657.php
  10. http://www.acnielsen.ru/
  11. http://www.gks.ru/
  12. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdrlqywutt:p!hontlx
  13. http://www.primmarketing.ru/analytics/2011/03/18/inet
  14. http://www.tanuki.ru/

[1] Концепция движения Москвы к информационному обществу. Приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. № 715-РМ

[2] http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm

[3] Концепция движения Москвы к информационному обществу. Приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. № 715-РМ

Приложение к распоряжению от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»

[5] Там же

[6] государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"

[7] http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdrlqywutt:p!hontlx

[8] Ревинова С.Ю. Бизнес в Интернете: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008, - 86 с.

[9] http://nobiz.ru/index.php/osnovnye-ponyatiya-biznesa/43-jelektronnyj-biznes.html

[10] Ревинова С.Ю. Бизнес в Интернете: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008, - 86 с.

[11] http://nobiz.ru/index.php/osnovnye-ponyatiya-biznesa/43-jelektronnyj-biznes.html

[12] http://www.tanuki.ru/news_actions/?action=show_new&id=379

[13] http://rosfood.net/news/press/657.php

[14] http://www.tanuki.ru/news_actions/?action=show_new&id=417

[15] http://www.tanuki.ru/news/?action=show_new&id=393

[16] http://rosfood.net/news/press/657.php

[17] http://kfc-russia.ru/

[18] http://kfc-russia.ru/pages/promo/action

[19] http://www.primmarketing.ru/analytics/2011/03/18/inet

Просмотров работы: 117