ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В 2005-2009 ГГ. - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В 2005-2009 ГГ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Интеграция России в международный рынок труда означает усилившийся за последние десятилетия международный трудовой обмен. Для России здесь существенна трудовая миграция из ближнего зарубежья. Изменение социально-экономических условий - кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся региональная дифференциация уровня жизни - нашли отражение в структурных изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов.

Сегодня для России весьма актуален вопрос воздействия трудовой миграции на экономическое развитие. Страна подошла к пониманию  необходимости реформ в миграционной политике, став  одним из мировых лидеров по уровню трудовой миграции, при этом используя только официальные данные, а сколько ещё черной миграции, которая не отражается в статистике, потому что она не легализирована.

Целью работы является анализ динамики трудовой миграции иностранной рабочей силы в Россию по регионам страны в 2005-2009гг.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  • проанализировать причины потребности российской экономики в трудовых мигрантах;
  • изучить правовое регулирование трудовой миграции в России;
  • собрать статистические данные, касающиеся трудовой миграции в Россию;
  • обработать собранные данные: построить графики, провести ранжирование, нанести результаты на карты, провести анализ карт и выявить изменения, региональные особенности.

Объект исследования - трудовая миграция в Россию.

Предмет исследования - особенности регионального распределения трудовой миграции  в России.

Статистической базой являются информация об объемах, структуре и характере трудовой миграции в России, предоставленная  Федеральной службой государственной статистики, что подразумевает фактическую точность анализа регионального распределения трудовой миграции в России.

Теоретической базой являются международные и российские нормативные правовые источники, экспертные оценки масштабов и направлений трудовой миграции, многочисленные социологические исследования по названным проблемам, материалы Федеральной миграционной службы и др.

В работе совмещены 6 методов исследования - аналитический, сравнительный метод, метод ранжирования, а также картографический, графический и статистический.

Структура курсовой работы подчинена логике её изложения: начинается она с введения, в первой теоретической главе основной части даны сведения о том, что является трудовой миграцией, какие законы её регулируют, какова профессиональная и географическая структура трудовой миграции, во второй практической главе дается анализ региональной динамики, завершается курсовая работа заключением, в котором представлены основные выводы по проделанной работе, и списком использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования трудовой миграции в Россию

1.1 Причины трудовой миграции в Россию

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. История такой миграции в России уходит корнями во времена существования СССР, но тогда процент миграции по собственному желанию был очень мал, в основном существовала принудительная миграция, поэтому причины такого явления были в первую очередь политические, а не экономические. Однако с распадом СССР и переходом к рыночным отношениям на первом месте стала экономическая эффективность, в том числе и на рынке рабочей силы. После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним.

С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в Россию можно свести к двум основным: состояние рынка труда и межстрановые различия в уровнях зарплаты, разницу в которых можно увидеть, посмотрев на рисунок 1. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Ещё одним важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможность занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

 Трудовой миграции в Россию способствует не только желание работников, но и работодателей, однако целесообразность использования иностранной рабочей силы вызывает много споров. Предпринимателей обременяет сложность оформления на работу иностранных граждан. С другой стороны, высокая производительность труда гастарбайтеров обещает увеличить эффективность производства при тех же площадях и оборудовании, что неизбежно приведет к росту прибыли.

Плюсы использования труда иностранных граждан:                                                         

  • Высокая производительность труда. Очевидно, что человек едет работать в чужую страну не от хорошей жизни. Недостаток материальных средств - это самый лучший стимул для повышения производительности труда. Кроме того, иностранцы обычно работают дольше, чем наши соотечественники, ведь они приехали в Россию зарабатывать. Чаще всего они оставляют свои семьи на родине, поэтому могут полностью выкладываться на работе.
  • Есть отрасли, где зарплата не высокая (например, дворники), а работать нужно много. Соотношение затраченных усилий к полученному финансовому результату получается меньше, чем в среднем по России. Российские граждане неохотно занимают такие рабочие места.

Реальным выходом из этой ситуации является привлечение иностранной рабочей силы. Часто на родине трудовых мигрантов покупательская способность российских денег выше, чем в России. По словам одного гражданина Узбекистана, двадцать тысяч рублей у него на родине - это просто огромные деньги, на которые можно жить всей семьей не один месяц. Поэтому они с удовольствием работают на плохой по русским меркам работе.

Минусы:

  • Низкая квалификация. Часто работники из стран ближнего зарубежья не имеют специального образования, поэтому необходим строгий контроль качества работы.
  • Сложности оформления на работу, что является причиной того, что часто они работают без него, тем самым образуется теневая экономика и от государства укрывается часть налогов.
  • Плохое знание русского языка, что ведет к деградации русской культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что иностранных работников выгодно привлекать на трудоемкие должности, не требующие высокой квалификации. Руководителем же подразделения, состоящего из иностранцев, лучше взять российского гражданина. Менеджер должен знать специфику российского производства, иметь достаточную квалификацию и владеть русским языком, чтобы элементарно понимать, что от него требует вышестоящий руководитель.

1.2 Правовое регулирование трудовой миграции в России

Основой миграционной политики является регулирование выезда рабочей силы из страны, пребывания за границей и возвращения на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[1]:

  • обеспечение прав работников на свободное перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • выезд тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема тех иностранных работников, которые освоили за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий иностранным гражданам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:

  • Конституция РФ 1993г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62: где описываются права и свободы человека и гражданина.
  • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  • Федеральный закон от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, иорганами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территорииРоссийской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
  • Федеральный закон от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007): определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008): содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. №683 г.Москва: об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Принятие в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ  «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки. Но, главное была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на суть и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристики современной миграционной ситуации, а также цели, задачи и принципы регулирования миграционных процессов, основные направления  и механизм реализации деятельности.

Главными целями новой миграционной политики объявлены обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ[2].

В её основных направлениях указываются:

  • обеспечение контроля над иммиграционными процессами в РФ;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, в зависимости от необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • обеспечение вхождения России в международный рынок труда;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ.

Миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут  учтены взаимные интересы.

1.3 Географическая и профессиональная структура трудовой миграции в России

Географическая и профессиональная структура трудовой миграции постоянно расширяется. В Россию приезжают из самых разных стран на самые разные профессии.

Среди всех иммигрантов в 2008  г. около 90% составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти большая часть - выходцы из Узбекистана и Таджикистана (соответственно 642,7 тыс. и 391,4 тыс. человек). Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов - 99% выходцы из стран - участников СНГ.

Северокавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%[3]. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.

Источник: построено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Анализируя рис. 3, можно сказать, что основные отрасли экономики, куда привлекается иностранная рабочая сила, - это строительство, промышленность, торговля, общественное питание, сельское хозяйство. Эти отрасли требуют больших физических затрат, которые не окупаются заработной платой, поэтому местные рабочие не согласны туда идти, что и является причиной привлечения иностранных работников.

Источник: построено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство, данное изменение ситуации видно на рис. 3.

Источник: построено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов - в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран - участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).

Глава 2. Анализ динамики трудовой миграции в Россию в 2005-2009 гг.

2.1 Методика проведения анализа

Проследим региональную динамику численности иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в России. Для этого мы использовали данные из Росстата. Однако эти данные были в абсолютных числах (тыс. человек), поэтому для удобства целей сравнения нам необходимо перевести эти данные в относительные числа, переводить мы будем для того, чтобы получить численность в расчете на 1000 человек. Таким образом, мы избавляемся от зависимости, которая пропорциональна общей численности региона, потому что в более населенных регионах, с более развитой экономикой, количество иностранных работников будет больше, чем в менее развитых и населенных, поэтому пересчитываем численность иностранных работников в расчете на 1000 человек, деля начальную численность на общую численность занятых в экономике региона. После проведения перечисленных выше расчетов мы получили новый статистический массив уже с относительными показателями.

Далее полученные данные мы проранжировали: разделили на 7 групп (более 100, 75-100, 50-75, 25-50, 10-25, 5-10, менее 5), при этом шаг был выбран в размере 25 человек на тысячу, однако более мелкую группу (меньше 25), мы разделили ещё на 3 группы для удобства анализа мельчайших изменений численности на картах. Полученные группы нанесли на карты с присвоением цветов, карта получилась дихромная (разные оттенки зеленого и жёлтого): там, где цвет более интенсивный численность иностранных рабочих на 1000 человек больше, а где цвет светлее их меньше.

После всех перечисленных действий мы получили 2 карты 2005 и 2009 гг., на которых видно сильное изменение ситуации. Карта поменяла цвета к более темным, что свидетельствует о росте числа иностранных рабочих почти по всем регионам, скорее всего это произошло из-за произошедшей легализации иностранной рабочей силы после выпуска новых законов и постановлений, описанных в теоретической части.

2.2 Особенности динамических изменений в численности иностранных работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в России

Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала в последнее время стали играть следующие моменты: высвобождение трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего Союза. Могут стать причинами прироста иностранной рабочей силы высокие доходы в районе, его преуспевание в экономике, развитие экспортных (т. е. трудоёмких) отраслей на территории, так же может стать причиной расположение района, его границы (например, на границе с Китаем много иностранных рабочих).

Рассмотрим более подробно изменения на картах регионов России.

Групп с наибольшими показателями две: более 100 и от 75 до 100. В 2005 г. регионов представленных в этих группах всего 1 (Чукотский автономный округ -  128,16), который относится к Дальневосточному экономическому району. В 2009 г. таких 8 (Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сахалинская область, Ненецкий автономный округ, Тюменская область, г. Москва, Еврейская автономная область), который относятся к Западно-Сибирскому, Северному, Дальневосточному районам.

Представляется интересным рассмотреть каждый регион отдельно. Например, Сахалинская область в числе лидеров в 2009 году, что скорее всего связано с развитием проектов Сахалин-1, Сахалин-2 и обсуждением перспективного проекта Сахалин-3по разработке нефтяных месторождений, которые привлекают дополнительную рабочую силу в регион. Одним из важнейших инвесторов данных проектов является Газпром, оператор проекта Сахалин-1 - ExxonMobil (30%), другие участники - "Роснефть" (20%), ONGC (20%) и SODECO (30%). Оператором проекта "Сахалин-2" является компания Sakhalin Energy, которая на 55% принадлежит англо-голландской Royal Dutch/Shell. Еще 25% и 20% соответственно владеют японские Mitsui и Mitsubishi,  инвесторами последнего проекта являются китайская Sinopec и отечественная госкомпании «Роснефть». Благодаря реализации этих проектов, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности - шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы - в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 миллиарда рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа - в 13,2 раза. Только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 миллиардов долларов; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа[4].

В Ненецком автономном округе приток иностранной рабочей силы обеспечивает Харьягинское месторождение, которое является одним из трех в России, разрабатывающихся на условиях соглашения о разделе продукции. Общие запасы нефти на месторождении оцениваются в 160,4 млн т, в контрактной зоне - 97 млн т. Харьягинское СРП было заключено 20 декабря 1995 года сроком на 29 лет с возможностью продления до 33 лет и вступило в силу 12 февраля 1999 года. Инвесторами проекта стали французская Total (50%), норвежская Norsk Nydro (40%), а также Ненецкая нефтяная компания (10%), деятельность которой контролирует администрация Ненецкого автономного округа[5].

Ямало-Ненецкий автономный округ обязан такому числу иностранных рабочих также наличию месторождений газа и нефти, экономика региона экспортоориентирована, безработицы в этом регионе практически нет, плюс ко всему этот район является центром экономического региона.

На север Дальневосточного и Восточно-Сибирского района влияет демографическое давление Китая, так как с каждым годом численность граждан этой страны в России существенно увеличивается  (2000г. - 26 тысяч, 2005г. - 160 тысяч и наконец 2008г. 280 тысяч). Это приводит к образованию своеобразного пояса вдоль границы с Китаем, который включает в себя Читинскую, Амурскую, Иркутскую область, Хабаровский и Приморкий край, республики Саха и Бурятия, Еврейскую автономную область и Бурятский автономный округ.

Групп с наименьшими показателями две: от 5 до 10 и менее 5. В 2005 г. регионов представленных в этих группах 64, такие регионы есть в каждом экономическом районе, но в основном они в европейской части России: Центральный, Центрально-Чернозёмный,  Северо-Кавказский, Поволжский,  Уральский, Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Северный, а также юг Дальневосточного и Западно-Сибирского районов. В 2009 г. таких 28, они находятся в Волго-Вятском, Поволжском и Северо-Кавказском районах. Данный факт может быть объяснён специализацией данных регионов и наличием вакантных мест для приезжих: в данных регионах высок уровень безработицы, поэтому потребности в иностранной рабочей силе нет. Средний уровень зарплат не очень высок по сравнению с регионами максимальных показателей: в Ненецком автономном округе показатель зарплат достигает 44 тысяч рублей, в Сахалинской области 33 тысячи, в остальных регионах показатели немногим ниже, а в группах с минимальными показателями самый высокий уровень зарплат в Московской области 23 тысячи.

Центральный район - это высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок, что не способствует прибытию неквалифицированной рабочей силы из других стран. Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность. Средний уровень зарплат не высок: только в Московской области он примерно равен 23 тысячам, а во всех остальных не больше 15 тысяч рублей по данным 2009 г.

Главные черты хозяйства Центрально-Чернозёмного района определяются удобным ЭГП, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но для иностранных работников места там нет, так как присутствуют свои трудовые ресурсы.

Северный Кавказ выделяется высокоразвитым и многоотраслевым сельским хозяйством, из отраслей промышленности - машиностроением, топливной и пищевой промышленностью, среди других отраслей заметна роль цветной металлургии и производства строительных материалов, но этот район не привлекателен для иностранной рабочей силы, так как средний уровень зарплат не превышает 13 тысяч рублей[6].

 Волго-Вятский район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению, но регион испытывает явный недостаток сырьевых и энергетических ресурсов и имеет также, как и предыдущий регион не высокий уровень зарплат.

По уровню развития ряда отраслей промышленности Поволжский район мало чем уступает высокоиндустриальным районам, таким как Центральный и Уральский, а в некоторых случаях даже превосходит их. Это один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Поволжье - крупнейший район многоотраслевого сельского хозяйства. На долю района приходится 20% валового сбора зерна. Поволжский экономический район отличается большой активностью во внешнеэкономических связях России. Но в районе хватает своих трудовых ресурсов, а также он отличается невысоким уровнем зарплат[7].

Отдельно стоит рассмотреть город Москву, так как в ней очень высока численность иностранной рабочей силы как в абсолютных, так и в относительных показателях. Это объясняется, прежде всего, федеральным значением города и наличием больших возможностей для дальнейшего развития.

После проведенного анализа на картах можно выделить ядра, в которых сосредоточено основное количество иностранной рабочей силы. В 2005 г. это Дальний Восток, Урал, граница с Китаем и Чукотка, в 2009 г. ядра остаются теми же, только становятся ярче и к ним присоединяется Центральная часть.

Заключение

Целью данной работы был анализ динамики трудовой миграции иностранной рабочей силы в Россию по регионам страны в 2005-2009гг., в результате исследования были получены следующие выводы:

  • в России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции;
  • в Россию приезжают в основном жители Узбекистана (642,7 тыс. человек), Таджикистана (391,4 тыс. человек), Украины (245,3 тыс. человек), Китая, у которого наибольшая динамика увеличения численности по годам (2000г. - 26 тысяч, 2005г. - 160 тысяч и 2008г. 280 тысяч);
  • основные отрасли экономики, куда привлекается иностранная рабочая сила, - это строительство, промышленность, торговля, общественное питание, сельское хозяйство;
  • произошел рост численности иностранной рабочей силы почти по всей территории России, территории, в которых сосредоточено наибольшее количество иностранной рабочей силы - это Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сахалинская область, Ненецкий автономный округ, Тюменская область, г. Москва, Еврейская автономная область;
  • основными причинами, распределения иностранной рабочей силы стали уровень зарплаты на территории, экономическое развитие района, развитие трудоёмких отраслей специализации, граничащие районы;
  • на территории России образовались своеобразные ядра расположения иностранной рабочей силы это Дальний Восток, Урал, граница с Китаем, Чукотка, Центральная часть.

Список литературы

  1. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - М., 2009;
  2. Заяц Д. Беднее белорусов в СНГ только таджики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2011/09/19/ic_articles_113_175159/ (дата обращения: 20.12.2011);
  3. Приложение «Бизнес» к«Российской газете», №214 от 26 сентября 2011 года, стр. A5;
  4. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009;
  5. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009;
  6. «Сахалин-3» учтет ошибки предыдущих проектов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://business.km.ru/magazin/view.asp?id=5C2B19BC8450464EB3E33461 BDD61BF0 (дата обращения: 20.12.2011);
  7. Средняя зарплата в России по областям в 2009 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mojazarplata.ru/main/srednemesjachnaja-nominalnaja-nachislennaja-zarabotnaja-plata/2009?wi_skin=mmx (дата обращения: 20.12.2011);
  8. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru;
  9. Характеристика экономических районов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geo2000.ru/data/asia/russia/4.htm (дата обращения: 20.12.2011).

Приложение 1

Источник: построено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Приложение 2

Источник: построено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.



[1] Изложено по: Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009.

[2] Изложено по: Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С.  Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. -  М., 2009.

[3] Изложено по: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009.

[4] Приложение «Бизнес» к «Российской газете», №214 от 26 сентября 2011 года, стр. A5.

[5] По данным агентства экономической информации «Прайм-Тасс».

[6] Средняя зарплата в России по областям в 2009 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mojazarplata.ru/main/srednemesjachnaja-nominalnaja-nachislennaja-zarabotnaja-plata/2009?wi_skin=mmx (дата обращения: 20.12.2011).

[7] Характеристика экономических районов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geo2000.ru/data/asia/russia/4.htm (дата обращения: 20.12.2011).

Просмотров работы: 23