Анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота Вышеградской четверки - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота Вышеградской четверки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современной экономической науке широко распространено мнение о в целом благоприятном влиянии потока прямых иностранных инвестиций на экономики стран-реципиентов, особенно развивающихся стран и стран с переходной экономикой: они привносят не просто дополнительный капитал, но и новые технологии, эффективный менеджмент, финансовые инновации, современную инфраструктуру обслуживания бизнеса и, в конечном итоге, способствуют ускорению экономического роста, модернизации экономики и общественных процессов.

Одним из наиболее ярких примеров проведения последовательной политики, направленной на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с целью завершения процесса трансформации экономики и ее последующей модернизации среди бывших стран социалистического лагеря, являются страны Вышеградской группы, в особенности Словакия.

Цель исследования:

Используя знания о прямых иностранных инвестициях, в целом, и в странах Вышеградской группы, в частности, и используя методику моделирования на основе линейной регрессии, сделать прогноз о динамике ПИИ и росте ВВП в странах Вышеградской группы.

Задачи исследования:

  1. Ознакомится с теорией ПИИ;
  2. Определить особенности исторического и экономического развития стран Вышеградской группы, изучить этапы становления и развития самого регионального союза;
  3. Выявить динамику прямых иностранных инвестиций в странах Вышеградской группы и факторы ее определяющие;
  4. Выявить динамику ВВП в странах Вышеградской группы;
  5. Проанализировать возможную взаимосвязь между динамикой ВВП и ПИИ;
  6. построить модель линейной регрессии, используя имеющиеся данные по динамике ПИИ И ВВП в странах Вышеградской группы.

При написании работы были использованы статистические материалы стран Вышеградской группы, Всемирного банка, МВФ и экономических организаций ООН (ЮНКТАД).

Структура работы. Цель и задачи определяют структуру работы. Первая глава посвящена основам теории иностранных инвестиций. В ней рассматриваются сущность и основные формы иностранных инвестиций, особенности прямых иностранных инвестиций в сравнении с другими видами иностранных инвестиций, теоретическое осмысление ПИИ. Во Второй главе рассматриваются вопросы, связанные с анализом динамики общего объема ПИИ и ВВП в странах Вышеградской группы. Третья глава посвящена построению на основе данных Второй главы модели линейной регрессии и прогнозированию на ее основе объема ПИИ и темпов роста ВВП в странах Вышеградской Группы.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период с 2003 по 2010 г.г.

Источники и литература. Для написания работы были использованы материалы статистических органов стран Вышеградской группы [1], данные Международного Валютного Фонда[2], Доклады о мировых инвестициях (World Investment Report) ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию)[3], публикации в открытой прессе[4], исследования российских и зарубежных экономистов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА.

1.1. Сущность и основные формы иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции играют важную роль среди форм движения капитала. Современное мировое хозяйство немыслимо без постоянного перемещения капиталов. В основе международного движения капитала лежат различия между странами, обусловленные разной степенью обеспеченности стран материальными средствами, денежными и финансовыми ресурсами, разными историческими традициями, опытом производства, уровнем развития товарного производства и рыночных механизмов.

Формы международного движения капитала можно классифицировать по нескольким признакам[5]:

  1. По источникам происхождения: на официальный (государственный капитал) и частный (негосударственный) капитал.
  2. По характеру использования: на ссудный капитал и предпринимательский капитал.
  3. По сроку вложения: на долгосрочный капитал, среднесрочный капитал и краткосрочный капитал.
  4. По цели вложения: на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие инвестиции.

Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами юридических лиц резидентов в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода.

Иностранные инвестиции подразделяются на прямые иностранные инвестиции, портфельные иностранные инвестиции и прочие иностранные инвестиции.

Согласно определению ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) относятся зарубежные вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами, при этом экономический агент из одной страны осуществляет контроль над хозяйственной организацией, расположенной в другой стране[6]. Конкретные формы, которые могут принимать прямые иностранные инвестиции, весьма разнообразны: приобретение иностранным инвестором доли в собственности предприятия в размере не менее 10-20% общей стоимости объявленного акционерного капитала; реинвестирование прибыли от деятельности ранее приобретенного предприятия в части, которая соответствует доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации прибыли; внутрифирменное предоставление кредита и т.п. Прямые иностранные инвестиции - это вложение капитала резидентом одной страны в предприятие - резидент другой страны с целью обретения долгосрочного экономического интереса и получение предпринимательской прибыли (дохода) в стране инвестирования, которое обеспечивает контроль инвестора над объектом инвестирования.

Портфельные инвестиции - это вложение капитала в ценные бумаги с целью получения дохода и при отсутствии права реального контроля над объектом инвестирования.
В состав «других инвестиций» входят торговые кредиты, банковские займы, лизинг, приобретение валюты и размещение денежных средств на депозитах.

1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций и их роль в развитии экономики.

Согласно приведенному выше определению, к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) относятся зарубежные вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами, при этом экономический агент из одной страны осуществляет контроль над хозяйственной организацией, расположенной в другой стране[7]. Прямые иностранные инвестиции- инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль над предприятием и создать у него долгосрочную заинтересованность в успешном функционировании и развитии предприятия. В результате привлечения прямых иностранных инвестиций происходит увеличение активов предприятия, создание новых имущественных и интеллектуальных ценностей[8].

Основными методами осуществления ПИИ принято считать: учреждение новой компании за рубежом, полностью принадлежащей иностранному инвестору; покупку существующей фирмы за рубежом; создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций.

Прямые инвестиции в сравнении с другими видами привлечения иностранного капитала имеют следующие преимуществ: являются источником увеличения производственного капитала и капитала сферы услуг, привлечения новых технологий и новых методов ведения бизнеса и других инноваций; не увеличивают внешний долг государства (в отличие от займов и кредитов); являются эффективным инструментом для интеграции национальной экономики в мировую.

По сравнению с портфельными, прямые иностранные инвестиции имеют следующие особенности: имеют более долгосрочный и стабильный характер; сумма этих вложений обычно выше; инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска; отдача от инвестиций «отодвинута» во времени; они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования; позволяют инвестору увеличивать масштабы деятельности, овладевать новыми рынками сбыта.

Роль ПИИ в развитии экономики стран-реципиентов оценивается неоднозначно, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что прямые иностранные инвестиции из всех иностранных инвестиций являются наиболее привлекательными.[9] С точки зрения страны-донора главным мотивом ПИИ является увеличение прибыли. С точки зрения страны-реципиента главный мотив привлечения ПИИ- нехватка внутренних ресурсов для развития. Приток ПИИ в экономику страны-реципиента является дополнительным источником накопления капитала в производственной сфере, что ведет к ускорению темпов роста и перестройке пропорций экономики; стимулирует импорт иных форм капитала- портфельных инвестиций и банковских займов; стимулирует внешнеторговые потоки за счет экспортных и импортных операций предприятий, созданных при содействии ПИИ за границей; стимулирует потоки технологии, ноу-хау, инноваций; способствует созданию новых рабочих мест, росту зарплат и налоговых поступлений в бюджет. В области ПИИ наблюдается мультипликативный эффект- запуск производства с привлечением ПИИ практически автоматически означает увеличение притока ПИИ в смежные отрасли.

По данным UNCTAD[10] основная часть прямых иностранных инвестиций приходится на развитые страны. Однако темпы роста ПИИ в развивающихся странах значительно выше, а отток заметен только во время масштабных экономических потрясений. Важнейшую роль в росте объема ПИИ играют транснациональные корпорации (ТНК). Именно они способствуют быстрому росту прямых иностранных инвестиций, выходу технического разделения за пределы фирм, отраслей и национальных границ, появлению гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах. ТНК превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех направлениях- технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятием[11]. Приток ПИИ положительно сказывается на макроэкономических показателях: ВВП, структуре производства, производительности труда, уровни инфляции, уровне безработицы, уровне зарплат и т.д. Вместе с тем увеличение потока ПИИ может оказывать и негативное влияние:

1. Эффект вытеснения ("Crowding Out") национальных предприятий в связи с допуском в страну ПИИ: филиалы ТНК, пользуясь конкурентными преимуществами, подавляют развитие национальных компаний. 2. Потери страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных оборотах вследствие использования иностранными ТНК трансфертных цен.

3. Проблемы ухудшения платежного баланса в результате допуска ПИИ, связанных с репатриацией прибылей и неконтролируемой заемной деятельностью филиалов ТНК. 4. Создание анклавов ("Enclave Economies")- с целью сокращения рисков от «местных условий» инвестиции происходят в специально созданные районы, закрытые для местного населения (анклавы или свободные экономические зоны).

5. Размещение « грязных» производств и загрязнение окружающей среды.

Современные исследования влияния прямых иностранных инвестиций на экономику стран- реципиентов приводят к следующим выводам:

1. ПИИ оказывают максимально положительное влияние на развитие  экономики страны-реципиента при условии наличия  благоприятной инвестиционной среды и четкой государственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами.
2. При отсутствии продуманной инвестиционной политики приток ПИИ может оказать негативное влияние, как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.

Ярким примером использования положительного потенциала ПИИ являются страны Вышеградской группы, сумевшие за короткий исторический период решить задачи экономической и социальной модернизации.

1.3. Вышеградская группа.

Вышеградская группа, или Вышеградская Четверка, или просто V4 - это объединение четырех центрально-европейских стран: Чешской Республики, Венгерской Республики, Республики Польши и Словацкой Республики. Название группы, также как и само объединение имеют глубокие исторические корни. Впервые подобный союз оформился в ноябре 1335 года во время встречи во дворце венгерского короля Роберта Кароя в Вышеграде с польским королем Казимиром III и чешским королем Яношем Люксембургским. Направлен союз был на защиту экономических интересов трех стран против австрийских конкурентов. Надо отметить, что сотрудничество оказалось довольно плодотворным, заключенный договор на многие годы определил общность политических, экономических и культурных связей народов, населяющих регион.

В период после второй мировой войны Чехословакия (сегодняшние Чехия и Словакия), а также Польша и Венгрия являлись членами одновременно двух крупных организаций советского блока - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского договора (ОВД). Социалистический строй рухнул в 1989г. На смену социалистическим, пришли правительства, желающие как можно скорее избавиться от советского наследия путем вхождения в западные политические, экономические и оборонные структуры. На том этапе никто в Центральной Европе еще серьезно не помышлял о региональном объединении[12]. Однако оставался в силе единый экономический фактор, продолжавший объединять страны региона - общие энергетические инфраструктуры. Словакия, Чехия, Польша и Венгрия продолжили потребление и транзит российского газа. Через их территорию осуществляются практически все поставки газа из России в Европу. Сохранилась и зависимость экономики региона от поставок российских энергоносителей. Так, 90% природного газа, потребляемого сегодня Чехией и Словакией, имеют российское происхождение. В Венгрии данный показатель составляет около 80%, в Польше - около 65%[13]. Таким образом, и после развала коммунистического блока, оказалось, что страны Центральной Европы объединены общей инфраструктурой транзита российских энергоносителей.

Стремление противостоять "угрозе с Востока" сыграло роль консолидирующего фактора регионального уровня. Впервые о необходимости консолидации заявил президент Чехословакии Вацлав Гавел, призвавший жителей Центральной Европы найти общую формулу взаимодействия при решении сложных вопросов, в таких областях как экология, социальное обеспечение, культура, экономика, политика и безопасность. 15 февраля 1991 года, в древнем Вышеграде произошла встреча Вацлава Гавела, Леха Валенсы и Йожефа Анталл, закончившаяся подписанием "Декларации о кооперации между Польской Республикой, Чехословацкой Федеративной Республикой и Венгерской Республикой на пути к Европейской интеграции". Декларация ставила своей целью объединение усилий подписавших ее стран для интеграции в структуры Европейского Союза. В декабре 1992 г. в Кракове было подписано Соглашение о свободной торговле в Центральной Европе. Название " Вышеградская группа " для нового союза Чехословакии, Польши и Венгрии было предложено тем же Вацлавом Гавелом. Тогда применялось и другое название - " Вышеградская тройка", поскольку в состав группы входили три страны. В 1993 г., после образования на месте Чехословакии двух независимых государств, Чехии и Словакии, организация приобрела свое нынешнее название - " Вышеградская четверка" или V4.
Взаимоотношения участников группы складывались непросто, на этапе становления сама идея объединения подвергалась сомнению. В отличие от вдохновителя создания союза Вацлава Гавела, следующий чешский премьер Вацлав Клаус (1992-97), считал, что его страна не нуждается для ведения переговоров о вступлении в ЕС в какой бы то ни было региональной структуре. В результате резко изоляционистской политики Чехии уже в 1993г. сотрудничество в рамках " Вышеградской группы " значительно сократилось, а отношения между его участниками охладели настолько, что откровенную вражду трудно было скрывать. Не способствовал укреплению союза и далекий от демократических принципов словацкий режим Владимира Мечиара (1992-1999).Таким образом в период приблизительно между 1992-1997 гг., " Вышеградская группа " фактически существовала лишь на бумаге. Некоторому сближению способствовал провал Чехии на переговорах с Германией. Тогда Прага начала некоторое сближение с Варшавой, осознав необходимость регионального сотрудничества. В конечном итоге, Чехия, Словакия и Венгрия, несмотря на историческую, культурную и экономическую близость к Австрии и Словении, избрали в качестве доминанты своей внешней политики именно союз с Польшей - географически и демографически мощным государством региона, желающим и, главное, способным на равных говорить со столицами развитых европейских стран[14].

Ситуация коренным образом изменилась после победы на выборах в Чехии в июне 1998 г. социал-демократов. Падение режима Мечиара после парламентских выборов сентября того 1998 г. привела к полноценной интеграции Словакии в региональное объединение. Таким образом, после ухода с политической сцены Вацлава Клауса и Владимира Мечиара, двух лидеров приведших к развалу Чехословакии в 1993 г., " Вышеградская группа" обрела второе рождение и была готова единым фронтом отстаивать свои интересы перед НАТО и ЕС. В марте 1999 г. усилия " Вышеградской группы " увенчались первым успехом на пути европейской интеграции - Польша, Венгрия и Чехия вступили в НАТО. Год спустя, главы внешнеполитических ведомств трех стран подписали в Будапеште специальную декларацию об историческом значении процесса расширения НАТО. Данная совместная декларация наглядно свидетельствовала о преодолении периода изоляционизма в отношениях между членами группы. Словакия вступила в НАТО в марте 2004 г. А менее чем через два месяца, 1 мая 2004 г., все четыре страны " Вышеградской группы " вступили в ряды Европейского Союза.
В настоящее время страны V4 " осуществляют сотрудничество в самых разнообразных отраслях, таких как культура, наука и образование, оборонная политика и оборонная промышленность, экономика (с особым акцентом на энергетический сектор), развитие инфраструктуры, окружающая среда, борьба с международным терроризмом, организованной преступностью и нелегальной иммиграцией, преодоление последствий стихийных бедствий, визовый контроль в рамках Шенгенского соглашения, трудовая занятость и социальная политика[15].

9 июня 2000 г. четыре страны-участницы Вышеградской группы создали совместный Международный фонд, предназначенный для поддержки культурных, научных и образовательных проектов, обмена молодежными делегациями, развития туризма и приграничной кооперации. Согласно договору от 2003 г., каждая страна вносит в данный фонд по 600.000 евро ежегодно[16].
В настоящее время усилия стран-участниц направлены на решение следующих стратегических и текущих проблем: обеспечение энергетической безопасности, расширение регионального объединения за счет привлечения новых партнеров, борьба с последствиями экономического кризиса[17].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПИИ И ВВП

В 2003-2010 Г.Г. В СТРАНАХ ВЫШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ.

2.1. Экономика стран вышеградской группы после падения просоветских режимов.

После падения просоветских режимов в странах Восточной Европы, бывшие социалистические страны встали перед необходимостью трансформации своих экономик от плановой модели к рыночной. Непропорционально большую долю в структуре их ВВП занимала промышленность, причем тяжелая - черная металлургия, работающая в основном на привозном сырье, тяжёлое машиностроение и военная промышленность. Экономические связи в основном реализовывались в рамках СЭВ и были ориентированы на нужды СССР. С распадом СССР и мировой социалистической системы экономики этих стран оказались в глубоком кризисе, лишившись советских дотаций, поставок и заказов. 11111В странах Вышеградской Группы, переживших глубокий экономический кризис на рубеже 90-х годов, были проведены глубокие структурные реформы, открыты двери для притока ПИИ. Благодаря достижению политической и экономической стабильности, созданию благоприятного инвестиционного климата, последовательному осуществлению политики приватизации, эффективному использованию своего выгодного географического положения в центре Европы и близости к странам ЕС, наличию высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, емкого рынка в Польше и возможности их расширения в остальных странах страны этой группы, особенно с начало 2000-х, сумели привлечь значительные объемы ПИИ, в отличии от других стран с переходной экономикой. Так на период 1989-2003 г.г. пришлось 78% от общего объема ПИИ, направленных в страны Центральной и Восточной Европы.[18]

В данной главе будут проанализированы данные, отражающие объем накопленных ПИИ и динамику ВВП в период с 2003 по 2010 год.

2.2. Анализ динамики прямых иностранных инвестиций в странах Вышеградской группы в 2003-2010 г.г. 1111222.2. А

Общий объем и доля страны в общем объеме накопленных ПИИ по годам отражены в Таблицах 1 и 2 и Рис.1-4. Лидером по привлечению ПИИ в странах V4 является Польша. В 2003г. на ее долю пришлось более 35% от общего объема ПИИ, в предкризисном 2007 - 37%, в разгар кризиса в 2008 г.- около 42%,, в 2010 - 41,5 %. Лишь в 2009 г. Польша уступила первенство Венгрии (30,6% против 41,6%). Второе место по объему накопленных ПИИ занимает Венгрия, в 2003 г. на ее долю приходилось более 29%, а в 2007 г.-25,5 %, в 2008 г. доля сократилась до 16,5 %, в следующем в 2009 г. -41,6%, и в 2010г. падение до 19,7 %. Чехия занимала третье место по объему накопленных ПИИ в 2003-2009 гг. и второе место в 2010г.(27,9%). На долю Словакии в 2003 г. приходилось всего 7 % от общего объема ПИИ в странах V4, в 2010 г. эта цифра поднялась до 11%, за счет снижения доли Венгрии.

Таблица 1. Общий объем накопленных ПИИ (млн. долл. США)[19]

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чехия

884 409.6

91 849.5

104 628.8

118 290.8

131 908.6

154 269.7

141 499.8

149 313.3

Венгрия

73 883.0

82 114.8

88 765.5

89 593.0

99 430.5

105 545.1

91 402.5

97 094.8

Польша

191 643.8

204 236.5

244 420.1

272 088.9

311 001.7

363 153.7

310 418.2

354 310.0

Словакия

29 489.2

33 994.6

38 489.1

44 501.7

54 810.8

64 500.1

62 895.5

65 887.4

 

Таблица 2. Доля стран в общем объеме накопленных ПИИ ( %).

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чехия

28,04

29,28

25,93

26,42

26,51

29,68

19,39

27,90

Венгрия

29,32

31,31

26,70

27,89

25,54

16,52

41,61

19,74

Польша

35,64

31,88

40,70

35,34

37,27

41,88

30,59

41,48

Словакия

7,00

7,53

6,68

10,34

10,68

11,92

8,41

10,88

V4

100

100

100

100

100

100

100

100

Представление о динамике объема накопленных ПИИ дает Таблица 3. Наиболее высокие темпы прироста в 2003 г. были у Словакии (15,3%), против 11% в Польше и Венгрии и 8,8 % в Чехии. На протяжении 2003-2008 годов Словакия показывала высокие темпы прироста, однако в кризисный 2008 г. объем накопленных ПИИ снизился на 2.5 %. В целом за рассматриваемый период Словакия Словакия показала самый высокий в группе средний показатель - 12,5%. Это объясняется наиболее продуманной государственной политикой, направленной на привлечение иностранных инвестиций и восполнения дефицита капиталов в стране. Второе место по темпам роста занимает Польша - в среднем 10,5 %. Польша привлекательна для инвесторов наибольшей емкостью внутреннего рынка среди стран V4. Самые высокие темпы были продемонстрированы в 2005 г. -19,7 %, в 2009 г. объем накопленных ПИИ сократился на 14.5 %, однако в 2010 г. докризис-ный уровень практически восстановился. Третье место по темпам по роста объема накопленных ПИИ принадлежит Чехии, средний показатель за рассматриваемый период составляет 8,8 %. Самые высокие темпы роста были показаны в 2005-2006 гг.- 13.9 % и 13.1% соответственно. В 2009 г. объем снизился на 8.3 % и пока еще не восстановлен. Венгрия, занимая второе место по объему накопленных ПИИ, показывает самые низкие результаты по темпам их прироста. Наивысший показатель в 11 % был показан дважды за рассматриваемый период- в 2004 г. и 2007 г. Кризис привел к сокращению объема накопленных ПИИ в 13,4 % и пока не восстановился.

Таблица 3. Динамика объема накопленных ПИИ в % по отношению к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чехия

37

5

30

30

13

1

12

Венгрия

41

1

34

19

(35)

291

(63)

Польша

18

52

11

37

14

13

6

Словакия

42

6

98

34

13

9

1

Средний показатель

32

19

28

30

1

55

(22)

 

2.3. Анализ динамики ВВП в странах Вышеградской группы в 2003-2010 г.г. 1111

Прямые иностранные инвестиции несомненно оказали положительное влияние на экономики стран - рецепиентов. Об этом свидетельствует в целом оптимистическая динамика роста ВВП в странах V4 (Таблицы 4 и 5).

Валовый национальный продукт, ВВП - макроэкономический показатель, выражающий стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в стране в течение определенного периода (обычно - года, но подсчитывается ВВП и поквартально, и помесячно). ВВП имеет статус основной характеристики национальной экономической деятельности[24]. 1111Первое место по объему ВВП принадлежит Польше - ее доля в совокупном ВВП стран V4 колеблется в районе 50-52 %. В период до 2008 г. вкл. темпы прироста ВВП были достаточно высоки- в среднем 10 %, однако в 2009 г. в следствие кризиса ВВП сократился на 14,5 %. (таблица 7). Второе место по объему ВВП среди стран V4 принадлежит Чехии - около 22%. Среднегодовой прирост за рассматриваемый период составил 8,8%. В докризисный период рост составлял около 11%, самый высокий показатель был достигнут в 2007 г -17%. В 2009 г. в результате мирового экономического кризиса ВВП Чехии сократился на 8,3 % (таблица 8). Третье место принадлежит Венгрии, однако в период с 2003 по 2010 год ее доля в совокупном ВВП V4 постоянно сокращалось с 19,5 % в 2003 г до 14,6 % в 2010 г., причем снижение это началось с 2006 г. Параллельно весьма неустойчивы были и темпы роста ВВП - 11,4 % (2004 г.), 8,1 % (2005 г.), 0,9 % (2006 г.), 11 % (2007 г.). В 2009 г. ВВП Венгрии сократился на 13,4 % (Таблица 9). Словакия занимает четвертое место по объему ВВП - в среднем 9 % от совокупного ВВП V4. Однако Словакия в эти годы показывала самые высокие темпы роста ВВП -около 15 % в среднем до кризиса, самый высокий показатель в 2007 г. -23,2 %. В результате экономического кризиса ВВП Словакии сократился на 2,5 % (Таблица 10), что является самым низким показателем для стран V4 ( ВВП Польши сократился на 14,5%, Венгрии- на 13,4%, Чехии- 8,3%).

Таблица 4. Динамика ВВП в странах Вышеградской группы в 2003-2010 г.г. (млрд.долл.США)[25]

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чехия

84 409,6

91 849,5

104 628,8

118 290,8

131 908,6

154 269,7

141 449,8

149 313,3

Венгрия

73 883,0

82 114,8

88 765,5

89 593,0

99 430,5

105 545,1

91 402,5

97 094,8

Польша

191 643,8

204 236,5

244 420,1

272 088,9

311 001,7

363 153,7

310 418,2

354 310,0

Словакия

29 489,2

33 994,6

38 489,1

44 501,7

54 810,8

64 500,1

62 895,5

65 887,4

V4

379 425,6

412 195,4

476 303,5

524 474,4

597 151,6

687 468,6

606 166,0

666 605,5

 

Таблица 5. Доля ВВП стран в общем объеме ВВП V4.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чехия

22,2

22,3

22,0

22,6

22,1

22,4

23,3

22,4

Венгрия

19,5

19,9

18,6

17,1

16,7

15,4

15,1

14,6

Польша

50,5

49,5

51,3

51,9

52,1

52,8

51,2

53,2

Словакия

7,8

8,2

8,1

8,5

9,2

9,4

10,4

9,9

V4

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

2.4. Особенности динамики ВВП и ПИИ в странах Вышеградской группы.

Наиболее высокие темпы роста объема ПИИ и ВВП в рассматриваемый период, как видно из Таблицы 6, показывала Словакия. Связано это, в первую очередь, с наиболее последовательно проводимой в стране политикой привлечения иностранных инвестиций, как основного инструмента модернизации экономики и социальной сферы. Тщательно разработанная программа по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата, включающая оказание государственной помощи инвестору, ее последовательная и неуклонная реализация, позволили этой небольшой центрально-европейской стране, лишенной полезных ископаемых и выхода к морю, стать одной из наиболее динамичных стран Европейского союза. Предкризисный 2007 г. стал своеобразным показателем эффективности проводимых мероприятий - страна заняла первое место в Евросоюзе по темпам роста ВВП[26].

Таблица 6. Динамика ВВП и ПИИ в Словакии в % по отношению к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средний показатель

ВВП: темпы роста в %

15,3

13,2

15,6

23,2

17,7

(2.5)

4,8

12.5

ПИИ: темпы роста в %

42

6

98

34

13

9

1

29

 

Второе и третье место по темпам роста ПИИ И ВВП занимают соответственно Польша и Чехия (Таблицы 7 и 8). Обе эти страны обладали изначально гораздо более благоприятными условиями для модернизации экономики и в номинальном выражении значительно опережают Словакию. На протяжении рассматриваемого временного периода они показывали стабильно высокие темпы роста ВВП, в том числе, по нашему мнению, благодаря притоку ПИИ.

Таблица 7. Динамика ВВП и ПИИ в Польше в % по отношению к предыдущему году.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средний показатель

ВВП: темпы роста в %

11,3

19,7

11,3

14,3

16,8

(14,5)

14,1

10.4

ПИИ: темпы роста в %

18

52

11

37

14

13

6

21.6

 

Таблица 8. Динамика ВВП и ПИИ в Чехии в % по отношению к предыдущему году.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средний показатель

ВВП: темпы роста в %

8,8

13,9

13,1

11,5

17

(8,3)

5,6

8.8

ПИИ: темпы роста в %

37

5

30

30

13

1

12

18.3

Как видно из Таблицы 9 ВВП Венгрии не имело стабильной динамики. Резкое падение темпов экономического роста было связано не только с мировым финансовым кризисом. Задолго до него, в 2006 г. прирост ВВП составил всего 1%. После вступления в Евросоюз венгерское правительство активно занималось приписками, вело (и продолжает вести) т.н. «креативную бухгалтерию», скрывавшую дефицит. Бюджет не выдержал необоснованного повышения зарплат и снижения налогов. Разразились экономический и политический кризисы. Страна стала перед необходимостью жесткой экономии, снижения госрасходов и повышения налогов. Повышение налогов стало уводить экономику в теневой бизнес. Не могло похвастаться правительство и продуманной политикой приватизации, в Венгрии до сих пор сохраняется крупный и малоэффективный государственный сектор, а власти все решают вопрос о том. Какая линия им ближе - приватизация или национализация. В таких условиях вряд ли могла идти речь о высоких темпах прироста ВВП. Данные о динамике ПИИ, также на наш взгляд, могут являться следствием «креативной бухгалтерии».

Таблица 9.Динамика ВВП и ПИИ в Венгрии в % по отношению к предыдущему году.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средний показатель

ВВП: темпы роста в %

11,1

8,1

0,9

11

6,1

-13,4

6,2

4.3

ПИИ: темпы роста в %

41

1

34

19

(35)

291

(63)

41.1

 

Глава 3. Модель прогноза ПИИ на 2011 год для стран Вышеградской группы. ......Для построения динамической модели анализа экономических показателей и прогнозирования их дальнейшего изменения был выбран регрессионный анализ линейного программирования.

На первом этапе исследования требовалось установить связь между исследуемыми показателями объема накопленных ПИИ и ВВП. Для этого использовалась статистическая функция «КОРРЕЛ» в Excel.

После проведения первого этапа исследования выяснилось, что показатели ВВП Словакии, Польши и Чехии имеют зависимость от показателя объема накопленного ПИИ, а вот в Венгрии данной зависимости проследить не удалось. По нашему мнению это можно объяснить рядом причин:

  1. Венгрия на протяжение рассматриваемого периода предоставляла недостоверные статистические данные,
  2. В стране отсутствовала продуманная программа экономического развития,
  3. Попытки разрешить экономические проблема спровоцировали политический кризис.

Коэффициент корреляции, полученный при анализе данных по Венгрии оказался равен 0,20, что означает, что между показателями не существует зависимости.

Данные исследования приведены в таблице 10.

Таблица 10. Зависимость ВВП от объема ПИИ (коэффициент корреляции).

Зависимость ВВП от ПИИ (коэф. корреляции)

Чехия

0,98

Венгрия

0,20

Польша

0,94

Словакия

0,99

Как видно из таблицы в Словакии, Чехии и Польше динамика ВВП находится в зависимости от объема ПИИ. Наиболее сильно эта зависимость прослеживается в Словакии.

Для построения регрессионного анализа первой модели была выбрана зависимость таких показателей как ВВП и ПИИ. У нас имеются данные о накопленных ПИИ в трех исследуемых странах.

Исходя из количества рассматриваемых факторов, можно составить однофакторное уравнение регрессии, которое имеет вид «Y=ax+b». Чтобы найти коэффициенты a и b, которые требуются для идентификации уравнения, нужно использовать в Excel функцию «ЛИНЕЙН».

После проведения данного этапа для Словакии, Польши и Чехии

получились следующие данные, которые приведены в таблице 11.

Словакия

Польша

Чехия

a

b

a

b

a

b

0,847

21995,104

1,125

142221,445

0,787

142221,445

0,060

2153,935

0,166

22205,222

0,073

6734,891

0,971

2688,473

0,884

23727,908

0,951

6334,632

199,871

6

45,833

6

116,146

6

Таблица 11.

Исходя из этих данных, можно сделать выводы. Значения коэффициентов «а» для исследуемых стран составляют- 0,847(Словакия), 1,125(Польша), 0,787(Чехия). Значения коэффициентов «b составляют- 21995,104(Словакия), 142221,445(Польша), 142221,445(Чехия). Во второй строке находятся значения, показывающие стандартную ошибку. Исходя из полученных данных: 0,060(Словакия), 0,166(Польша), 0,073(Чехия)- можно сказать, что ошибки коэффициентов «а» очень малы, а это означает, что они являются статистически значимыми. Ошибки для коэффициентов «b»: 2153,935(Словакия), 22205,222(Польша), 6734,891(Чехия). Из этих значений можно сделать вывод, что коэффициент не значим.

На основании полученных результатов построим расчетные уравнения - Yр =(0,847)*X+21995,104(Словакия), Yр =(1,125)*X+142221,445 (Польша), Yр =(0,787)*X+53563,087 (Чехия).

Полученные данные используем для нахождения требуемого прогноза значений на 2011 год. Прогнозные значение для ВВП и объема ПИИ, выделенные красным цветом, получены при помощи функции «ТЕНДЕНЦИЯ» в Excel и немного отличаются от данных, полученных при построении расчетного уравнения, хотя прогноз по ПИИ для Словакии совпадает (Таблица 12).

 

 

Словакия

Польша

Чехия

 

х

y

Yрасч

х

y

Yрасч

х

y

Yрасч

Год

ПИИ

 

ВВП

Прогноз ПИИ

ПИИ

ВВП

Прогноз ПИИ

ПИИ

ВВП

Прогноз ПИИ

2003

10 248

29 489,2

30 680

52 159

191 643,8

200 888

41 033,0

84 410

85866,48

2004

14 501

33 994,6

34 284

61 427

204 236,5

211 312

56 415,0

91 850

97976,02

2005

15 324

38 489,1

34 981

93 329

244 420,1

247 195

59 459,0

104 629

100372,4

2006

30 327

44 501,7

47 695

103 616

272 088,9

258 765

77 460,0

118 291

114543,8

2007

40 702

54 810,8

56 487

142 110

311 001,7

302 062

101 074,0

131 909

133134

2008

45 933

64 500,1

60 920

161 406

363 153,7

323 765

114 369,0

154 270

143600,5

2009

50 253

62 895,5

64 581

182 799

310 418,2

347 827

115 899,0

141 450

144805

2010

50 678

65 887,4

64 941

193 141

354 310,0

359 459

129 893,0

149 313

155821,9

2011

62458,5357

74924,205

74 924

222130,107

392017,26

392 065

146295,8

168 347

168735

Таблица 12. Прогнозы по ПИИ И ВВП для Словакии, Польши,Чехии.

 

Исходя из сделанного прогноза на 2011 год приток ПИИ в указанные в таблице 12 страны увеличится, и объемы накопленных ПИИ в 2011 году составят в Словакии 74924 млн долларов, 392065 млн долларов в Польше и в Чехии - 168735 млн. долларов.

Заключение.

Роль прямых иностранных инвестиций в современной экономике неуклонно возрастает. Будучи источником увеличения производственного капитала и капитала сферы услуг, привлечения новых технологий и новых методов ведения бизнеса и других инноваций. Они потенциально являются эффективным инструментом поступательного экономического развития, интеграции национальной экономики в мировую, решения внутренних социальных вопросов. Современные исследования влияния прямых иностранных инвестиций на экономику стран - реципиентов приводят к выводам о, в целом, максимально положительном влиянии ПИИ на развитие экономики страны-реципиента при условии наличия благоприятной инвестиционной среды и четкой государственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. Страны Вышеградской группы являются наглядным и ярким примером такого плодотворного опыта.

Созданная на основе двух показателей экономического развития этих стран (ВВП и ПИИ) модель линейной регрессии позволила проследить взаимосвязь между объемом ПИИ и темпами роста ВВП в 3-х странах Вышеградской группы (Словакии - зависимость прослеживается наиболее ярко, Чехии, Польше). В Венгрии, чьи статистические данные не всегда явяются достоверными, с одной стороны, и где отсутствует продуманная государственная политика в отношении инвестиций, с другой стороны, данную зависимость проследить на основе имеющихся у нас данных, не представляется возможным.

Список литературы

  1. Аксенова Н.И. Иностранные инвестиции: учеб.-методич. комплекс для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.92c.
  2. Гурова И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.
  3. Емелин П.В. «Критический анализ показателей странового риска в контексте оценки проектов прямых иностранных инвестиций»// Управление риском, №3- М.:Анкил - 2006.(0,5 п.л.).
  4. Емелин П.В. «Реальные опционы в оценке прямых иностранных инвестиций»// Финансовый бизнес, №5 - М.:Анкил - 2006. (0,75 п.л.).
  5. Емелин П.В. «Реальные опционы в принятии решений об осуществлении прямых иностранных инвестиций». Материалы конференции «Современное состояние, инструменты и тенденции развития фондового рынка», - М.: ГУ ВШЭ, - 2004г. - стр.63-78 (0,75 п.л.).
  6. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/ Ивасенко А.Г. и Никонова Я.И., 3-е изд. перераб. и доп. М.: ОМЕГА-Л, 2009.261c.
  7. Игонина Л.Л. Инвестиции. Привлечение иностранных инвестиций// http://polbu.ru/igonina_investments/ch11_all.html
  8. Инвестиции: учебник/ А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, П.В. Воробьев; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин.2-е изд., перераб. и доп.М.: Проспект, 2007
  9. Киреев А.П. Международная экономика. В 2ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения,1998.416c.
  10. Полякова В.В. и др. Мировая экономика и международный бизнес. М.: КНОРУС, 2006. 656 с.
  11. Рудь Н.Ю. Концептуально-теоретические подходы к анализу прямых иностранных инвестиций в свете проблемы экономического роста// http://www.giop.ru/
  12. Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. 160c.
  13. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. и др. Мировая экономика. М: Академический проект, 2008. 601 с.
  14. Язовских Е.В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России. Автореф. Екатеринбург, 2004

Интернет-источники

15. www.cia.gov - Central Intelligent Agency -ЦРУ

16. http://www.fias.net/ - Консультативная служба по инвестиционному климату из группы Всемирного банка (The Investment Climate Advisory Service)

17. www.imf.org - Международный Валютный Фонд ( International Monetary Fond)

18. http://www.infostat.sk/- Институт информатики и статистики

19. http://www.nationmaster.com/ - Единый интернет- ресурс по статистическим данным стран мира, основанный на информации ЦРУ, ООН, ОЭСР

20. http://portal.ksh.hu/ - Государственное статистическое Управление Венгрии

21. http://www.czso.cz/ -Статистическое управление Чехии

22. http://www.sario.sk/ - Словацкое агентство по инвестициям и развитию торговли

23. http:// http://www.stat.gov.pl/ - Статистическое управление Польши

24. www.statistics.sk - Бюро по статистике Словацкой Республики

25. http://www.unctad.org/ -- Конференция ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1. Классификация форм международного движения капитала.

Основание классификации

Форма международного движения капитала

Определение

Примечания

1.По источникам происхождения

 

Официальный (государственный) капитал

средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций

ссуды, гранты, кредиты МВФ и т.д.

Частный (негосударственный) капитал

средства частных(негосударственных) фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководства.

 

2.По характеру использования

Ссудный капитал

Средства, даваемые взаймы с целью получения процента

 

Предпринимательский капитал

средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли

Обычно используется частный капитал

3.По сроку вложения

Краткосрочный

вложения капитала менее чем на один год

Преимущественно ссудный капитал в форме торговых кредитов

Среднесрочный

вложения капитала на срок от одного до 3-5 лет

Прямые и портфельные инвестиции, государственные кредиты

Долгосрочный

вложение капитала сроком более 3-5 лет

4.По цели вложения

прямые инвестиции

вложение капитала для приобретения долгосрочного экономического интереса в стране- реципиенте капитала, который обеспечивает инвестору контроль над объектом вложения

 

портфельные инвестиции

вложения капитала в иностранные ценные бумаги, недающие права реального влияния на объект инвестирования

Обычно осуществляется за счёт частного предпринимательского капитала.

Прочие инвестиции

движение капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами

 

Резервные активы

движение капитала, связанное с активами, которые используют государство для покрытия сальдо платёжного баланса ( монетарное золото, средства МВФ, иностранная валюта)

 



[1] http://www.sario.sk/

http://portal.ksh.hu/

http:// http://www.stat.gov.pl/

http://www.czso.cz

[2] http://www-bcc.imf.org/external/pubs/ft/scr/2005/cr0571.pdf

[3] http:// www.unctad.org

[4] http://www.nationmaster.com/

[5] Киреев А.П. Международная экономика. В 2ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения,1998.С.292.

[6]http://www.unctad.org/Templates/Search.asp?intItemID=2068&lang=1&frmSearchStr=fdi&frmCategory=all&section=whole

[7]http://www.unctad.org/Templates/Search.asp?intItemID=2068&lang=1&frmSearchStr=fdi&frmCategory=all&section=whole

[8] http://www.worldbank.org/depweb/beyond/mirross/glossary.html#62

[9] Xiaolun Sun. Foreign Direct investment and Economic Development. What Do the States Need to Do? Prepared by the Foreign Investment Advisory Service for the Capacity Development Workshops and Global Forum on Reinventing Government on Globalization, Role of State and Enabling Environment. Sponsored by the UN. Marrakech, Morocco, 2002. P.6.

[10] http://www.unctad.org/

[11] Гейшерик М.Я. Прямые иностранные инвестиции в экономику развивающихся стран. http://www.geisherik.ru/dfi01102006.html

[12] http://axisglobe-ru.com/org/9

[13] http://axisglobe-ru.com/org/9

[14] http://axisglobe-ru.com/org/9

[15] http://www.visegradgroup.eu/

[16] http://visegradfund.org/

[17] http://www.visegradgroup.eu/documents/essays-articles

[18] http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/cem_rus_29062005.pdf

[19] http://www.unctad.org/en/docs/wir2004overview_en.pdf, http://www.unctad.org/en/docs/wir2005overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2006overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2007overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2008overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2009overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2010overview_en.pdf http://www.unctad.org/en/docs/wir2011overview_en.pdf

[20] http://www.unctad.org/en/docs/wir2003overview_en.pdf

[21] http://www.unctad.org/en/docs/wir2007overview_en.pdf

[22] http://www.unctad.org/en/docs/wir2009overview_en.pdf

[23] http://www.unctad.org/en/docs/wir2011overview_en.pdf

[24] http://www.nationmaster.com/graph/eco_gdp_ppp-economy-gdp-ppp

[25] http://www.nationmaster.com/graph/eco_gdp_ppp-economy-gdp-ppp

[26] http://www.sario.sk/?macroeconomic-data

Просмотров работы: 54