Одной из важнейших задач реформирования российского общества является повышение качества управления социальным развитием государства. Современная наука имеет в своем арсенале множество подходов к управлению социальными процессами. При этом значительное внимание в настоящее время уделяется программно-целевому подходу, позволяющему эффективно решать комплексные задачи социально-экономического развития. Сущность данного метода может быть раскрыта при рассмотрении его на фоне взаимодействия двух более общих подходов - целевого и программного.
Целевой подход представляет собой систему методов и методических приемов, обеспечивающую постоянную ориентацию управленческой деятельности, прогнозно-управленческих решений и процессов выполнения этих решений на конечные результаты с учетом перспективных целей развития. Программный подход предполагает увязку поставленных задач с ресурсами и организацию выполнения мероприятий.
Реализацией программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием региона выступает целевая комплексная программа. В общем случае данную программу можно характеризовать как инструмент решения совокупности задач различного уровня на основе анализа исходной ситуации и путей ее улучшения.
Отличительными характеристиками программы, как формы интеграции ресурсов и видов деятельности, а также организации выполнения управленческих решений, являются комплексное включение в нее всех необходимых и достаточных мероприятий, а также установление четких зависимостей и связей отдельных мероприятий и исходной задачи, позволяющих оценить их «вклад» в конечный результат деятельности.
Выполнение программы связано с централизацией функций управления, что обеспечивает решение проблем, преодоление которых в рамках существующей организационной структуры и механизма координации невозможно или неэффективно
Данный подход с наибольшей последовательностью и полнотой реализует принципы системного анализа, конкретизируя их применительно к процессам управления социально-экономическими системами, а также является основой для адекватного отражения региональной специфики, и поэтому представляет собой наиболее эффективный инструмент управления территориальным развитием.
Однако, как показал опыт реализации программ социальной и иной направленности, процесс их разработки и осуществления далек от совершенства. Глубокая критика целевых программ содержится в научных работах А.Адамеску, П.Бурака, Г.С.Бурдуладзе, Н.П.Глущенко, В.Н.Лексина, Ю.А.Селищева, А.Н.Швецова и др.
Авторы выделяют такие недостатки современного целевого программирования, как размытость целеполагания, нехватка взаимосвязей, неэффективность системы оценок, нерациональность организационных форм управления, отсутствие гибкости и др.
Очевидно, преодоление отмеченных недостатков является актуальным и позволит реализовать более эффективное управление социальным развитием территории на основе программно-целевого подхода.
Все перечисленные обстоятельства определили выбор цели исследования.
Цель работы состоит в адаптации программного подхода к правовым исследованиям.
Объектом исследования выступают целевые программы социального характера, реализуемые в рамках региона.
Предметом исследования определены методические основы планирования и управления составом и структурой социальных программ, осуществляемых в пределах административно-территориального образования.
Государство утратило целый ряд прежних позиций в области профилактики правонарушений (ликвидация общественных формирований правоохранительной направленности, службы профилактики в системе МВД России и др.). Заметно снижение научного интереса к проблемам профилактики правонарушений. Очевиден и недостаток методических рекомендаций по организационному обеспечению профилактической деятельности отделов внутренних дел и органов местного самоуправления.
На современном этапе в законодательстве РФ определены четыре основных направления в работе по профилактике правонарушений (правовое обеспечение, профилактическая работа среди молодежи, социальная адаптация, охрана правопорядка гражданами и общественными организациями). Рассмотрим программу взаимодействия ОВД и органов местного самоуправления на примере Ленинского района г.Барнаула.
Спецификой деятельности отдела полиции №8 УВД г.Барнаула по профилактике правонарушений является использования комплекса мер как общей, так и индивидуальной профилактики.
Среди наиболее эффективных средств профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в школах являются встречи с работниками полиции (35%), включение подростков в трудовую и культурно-досуговую деятельность (24%), совместные рейды педагогов и сотрудников отдела полиции №8 (22%), посещение семьи «трудного» подростка (19%). При администрации Ленинского района функционирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административная комиссия.
В районе создано 10 советов ТОС, общий охват самоуправлением населения составляет 90%. Постепенно с развитием самоуправления сложилась систем работы органов ТОС с участковыми уполномоченными полиции. Таким образом, основные особенности взаимодействия отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Администрации Ленинского района:
1. Организация совместной профилактической работы в отдаленных сельских/поселковых советах (Гоньба, Казенная заимка, Березовка).
2. Создание совместного координационного совета по профилактике правонарушений.
3. Организация гражданских отрядов территориального общественного самоуправления, которые совместно с участковыми уполномоченными полиции организуют совместные рейды.
4. Привлечение в добровольные народные дружины граждан из числа жителей ТОС.
5. Регулярное проведение совещаний районными оперативными штабами по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищенности с председателями органов ТОС, на которых рассматриваются вопросы о принимаемых мерах по совершенствованию системы антитеррористической безопасности; организации работы добровольной народной дружины, привлечению к охране общественного порядка органов ТОС.
6. Проведение совместных совещаний администраций районов, РУВД, комиссий по делам несовершеннолетних с председателями органов ТОС и уличных комитетов с целью координации их взаимодействия.
7. Участие органов ТОС в межведомственных профилактических рейдах и «социальных патрулях» совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, полицией и общественностью, в ходе которых проверяются по месту жительства неблагополучные семьи, подростки, осужденные условно, проводятся беседы профилактического характера, осуществляется проверка предпринимателей на предмет недопущения продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.
Сформулируем основные рекомендации по организации работы Советов территориального общественного самоуправления с участковыми уполномоченными полиции в Ленинском районе г.Барнаула:
1. Осуществлять на постоянной основе взаимодействие Советов ТОС с участковыми уполномоченными полиции, учитывать при составлении перспективных и текущих планов работы проведение совместных мероприятий.
2. Проводить еженедельный совместный прием граждан.
3. Оказывать содействие службе участковых уполномоченных полиции в проведении ими ежеквартальных отчетов перед населением.
4. Ввести в практику заслушивание информации участкового уполномоченного полиции о состоянии правопорядка.
5. Включать в совместные планы работы Советов ТОС и службы участковых уполномоченных полиции вопросы взаимодействия с органами опеки и попечительства по выявлению детей, находящихся в социально- опасном положении.
6. Совместно со службой участковых уполномоченных полиции содействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактической работе по предупреждению беспризорности детей.
7. Вести работу по привлечению лиц, нарушающих правила благоустройства к административной ответственности.
8. Проводить мониторинг состояния правопорядка на вверенной территории.
9. Выпускать и размещать на территории микрорайона информационные бюллетени о результатах совместной работы.
Анализ современного состояния проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассмотренный нами в теоретической главе и практики ее решения в системе органов внутренних дел (на опыте отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Алтайского края в целом), позволил сделать вывод о том, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от более тесного сотрудничества всех ее субъектов - как на уровне системы органов внутренних дел, так и на уровне социальных институтов, не входящих в данную систему.
В таблице 1 представлена программа совершенствования профилактики правонарушений, сконструированная на основе проекта краевой программы.
Таблица 1 - Программа «Профилактика правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула» на 2012-2015 гг.
Цель программы |
снижение уровня правонарушений |
Задачи программы |
совершенствование нормативной правовой базы г.Барнаула в сфере профилактики правонарушений; повышение уровня правовой культуры граждан; профилактика правонарушений среди лиц, склонных к противоправному поведению |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
удельный вес правонарушений, совершенных несовершеннолетними; количество правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического и иных видов опьянения |
Исполнители мероприятий |
Администрация Ленинского района г.Барнаула; отдел полиции №8 УВД г.Барнаула |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования мероприятий программы составляет 40231 тыс.рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета - 22555 тыс.рублей; за счет средств местных бюджетов - 17676 тыс.рублей |
Ожидаемые результаты |
уменьшение к 2015 году удельного веса правонарушений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, до 28,0 % от общего числа правонарушений |
Наиболее оптимально реализация такого взаимодействия представлена на основе разработанной нами модели, в структуру которой входят организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты (рис.3.).
Организационно-содержательный компонент |
|
Субъекты профилактической работы на уровне ОВД |
Субъекты профилактической работы, не относящиеся к системе ОВД |
Технологический компонент |
|
Профилактические меры |
Педагогические средства профилактической работы |
принудительные меры воспитательного воздействия; |
Специальные средства профилактической работы |
ограничительные меры; |
использование педагогических подходов в осуществлении профилактики; |
меры правового воздействия; |
воспитательный характер работы; |
технические меры; |
педагогизация специальных средств профилактики; |
- медицинская и психологическая реабилитация и др. |
совместная работа подразделений ОВД и образовательных учреждений |
Кадровый компонент |
|
Профессиональный состав сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними |
|
Дополнительные требования к профессиональной компетентности |
|
Повышение квалификации сотрудников и специалистов по профилактической работе |
Внедрение данной модели должно не только интегрировать усилия сотрудников и специалистов органов внутренних дел, но и способствовать включению потенциала различных организаций, призванных с учетом их компетенций и функций реализовывать различные аспекты воспитательной работы, социальной, психологической и педагогической помощи подросткам и их семьям.
Таким образом, предложенные мероприятия сократят удельный вес правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула, примерно на 1%.
Список литературы