АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших задач реформирования российского общества является повышение качества управления социальным развитием государства. Современная наука имеет в своем арсенале множество подходов к управлению социальными процессами. При этом значительное внимание в настоящее время уделяется программно-целевому подходу, позволяющему эффективно решать комплексные задачи социально-экономического развития. Сущность данного метода может быть раскрыта при рассмотрении его на фоне взаимодействия двух более общих подходов - целевого и программного.

Целевой подход представляет собой систему методов и методических приемов, обеспечивающую постоянную ориентацию управленческой деятельности, прогнозно-управленческих решений и процессов выполнения этих решений на конечные результаты с учетом перспективных целей развития. Программный подход предполагает увязку поставленных задач с ресурсами и организацию выполнения мероприятий.

Реализацией программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием региона выступает целевая комплексная программа. В общем случае данную программу можно характеризовать как инструмент решения совокупности задач различного уровня на основе анализа исходной ситуации и путей ее улучшения.

Отличительными характеристиками программы, как формы интеграции ресурсов и видов деятельности, а также организации выполнения управленческих решений, являются комплексное включение в нее всех необходимых и достаточных мероприятий, а также установление четких зависимостей и связей отдельных мероприятий и исходной задачи, позволяющих оценить их «вклад» в конечный результат деятельности.

Выполнение программы связано с централизацией функций управления, что обеспечивает решение проблем, преодоление которых в рамках существующей организационной структуры и механизма координации невозможно или неэффективно

Данный подход с наибольшей последовательностью и полнотой реализует принципы системного анализа, конкретизируя их применительно к процессам управления социально-экономическими системами, а также является основой для адекватного отражения региональной специфики, и поэтому представляет собой наиболее эффективный инструмент управления территориальным развитием.

Однако, как показал опыт реализации программ социальной и иной направленности, процесс их разработки и осуществления далек от совершенства. Глубокая критика целевых программ содержится в научных работах А.Адамеску, П.Бурака, Г.С.Бурдуладзе, Н.П.Глущенко, В.Н.Лексина, Ю.А.Селищева, А.Н.Швецова и др.

Авторы выделяют такие недостатки современного целевого программирования, как размытость целеполагания, нехватка взаимосвязей, неэффективность системы оценок, нерациональность организационных форм управления, отсутствие гибкости и др.

Очевидно, преодоление отмеченных недостатков является актуальным и позволит реализовать более эффективное управление социальным развитием территории на основе программно-целевого подхода.

Все перечисленные обстоятельства определили выбор цели исследования.

Цель работы  состоит в адаптации программного подхода к правовым исследованиям.

Объектом исследования выступают целевые программы социального характера, реализуемые в рамках региона.

Предметом исследования определены методические основы планирования и управления составом и структурой социальных программ, осуществляемых в пределах административно-территориального образования.

Государство утратило целый ряд прежних позиций в области профилактики правонарушений (ликвидация общественных формирований правоохранительной направленности, службы профилактики в системе МВД России и др.). Заметно снижение научного интереса к проблемам профилактики правонарушений. Очевиден и недостаток методических рекомендаций по организационному обеспечению профилактической деятельности отделов внутренних дел и органов местного самоуправления.

На современном этапе в законодательстве РФ определены четыре основных направления в работе по профилактике правонарушений (правовое обеспечение, профилактическая работа среди молодежи, социальная адаптация, охрана правопорядка гражданами и общественными организациями). Рассмотрим программу взаимодействия ОВД и органов местного самоуправления на примере Ленинского района г.Барнаула.

Спецификой деятельности отдела полиции №8 УВД г.Барнаула по профилактике правонарушений является использования комплекса мер как общей, так и индивидуальной профилактики.

Среди наиболее эффективных средств профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в школах являются встречи с работниками полиции (35%), включение подростков в трудовую и культурно-досуговую деятельность (24%), совместные рейды педагогов и сотрудников отдела полиции №8 (22%), посещение семьи «трудного» подростка (19%). При администрации Ленинского района функционирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административная комиссия.

В районе создано 10 советов ТОС, общий охват самоуправлением населения составляет 90%. Постепенно с развитием самоуправления сложилась систем работы органов ТОС с участковыми уполномоченными полиции. Таким образом, основные особенности взаимодействия отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Администрации Ленинского района:

1. Организация совместной профилактической работы в отдаленных сельских/поселковых советах (Гоньба, Казенная заимка, Березовка).

2. Создание совместного координационного совета по профилактике правонарушений.

3. Организация гражданских отрядов территориального общественного самоуправления, которые совместно с участковыми уполномоченными полиции организуют совместные рейды.

4. Привлечение в добровольные народные дружины граждан из числа жителей ТОС. 

5. Регулярное проведение совещаний районными оперативными штабами по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищенности с председателями органов ТОС, на которых рассматриваются вопросы о принимаемых мерах по совершенствованию системы антитеррористической безопасности; организации работы добровольной народной дружины, привлечению к охране общественного порядка органов ТОС.

6. Проведение совместных совещаний администраций районов, РУВД, комиссий по делам несовершеннолетних с председателями органов ТОС и уличных комитетов с целью координации их взаимодействия. 

7.  Участие органов ТОС в межведомственных профилактических рейдах и  «социальных патрулях» совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, полицией и общественностью, в ходе которых проверяются по месту жительства неблагополучные семьи, подростки, осужденные условно, проводятся беседы профилактического характера, осуществляется проверка предпринимателей на предмет недопущения продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.

Сформулируем основные рекомендации по организации  работы Советов территориального общественного самоуправления с участковыми уполномоченными полиции в Ленинском районе г.Барнаула:

1. Осуществлять на постоянной основе взаимодействие Советов ТОС с участковыми уполномоченными полиции, учитывать при составлении перспективных и текущих планов работы проведение совместных мероприятий.

2. Проводить еженедельный совместный прием граждан.

3. Оказывать содействие  службе участковых уполномоченных полиции в проведении ими  ежеквартальных отчетов перед населением.

4. Ввести в практику заслушивание информации участкового уполномоченного полиции о состоянии правопорядка.

5. Включать в совместные планы работы Советов ТОС и  службы участковых уполномоченных полиции вопросы взаимодействия с органами опеки и попечительства по выявлению детей, находящихся в социально- опасном положении.

6. Совместно со службой участковых уполномоченных полиции содействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактической работе по предупреждению беспризорности детей.

7. Вести  работу по привлечению лиц, нарушающих правила благоустройства к административной ответственности.

8. Проводить мониторинг состояния правопорядка на вверенной территории.

9. Выпускать и размещать на территории микрорайона информационные бюллетени о результатах совместной работы.

Анализ современного состояния проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассмотренный нами в теоретической главе и практики ее решения в системе органов внутренних дел (на опыте отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Алтайского края в целом), позволил сделать вывод о том, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от более тесного сотрудничества всех ее субъектов - как на уровне системы органов внутренних дел, так и на уровне социальных институтов, не входящих в данную систему.

В таблице 1 представлена программа совершенствования профилактики правонарушений, сконструированная на основе проекта краевой программы.

Таблица 1 - Программа «Профилактика правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула» на 2012-2015 гг.

Цель программы 

снижение уровня правонарушений

Задачи программы 

совершенствование нормативной правовой базы г.Барнаула в сфере профилактики правонарушений;

повышение уровня правовой культуры граждан;

профилактика правонарушений среди лиц, склонных к противоправному поведению    

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы 

удельный вес правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
количество правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах;

количество правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического и иных видов опьянения

Исполнители мероприятий

Администрация Ленинского района г.Барнаула;

отдел полиции №8 УВД г.Барнаула

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования мероприятий программы составляет 40231 тыс.рублей, в том числе:

за счет средств краевого бюджета - 22555 тыс.рублей;

за счет средств местных бюджетов - 17676 тыс.рублей

Ожидаемые результаты

уменьшение к 2015 году удельного веса правонарушений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, до 28,0 % от общего числа правонарушений

Наиболее оптимально реализация такого взаимодействия представлена на основе разработанной нами модели, в структуру которой входят организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты (рис.3.).

Организационно-содержательный компонент

Субъекты профилактической работы на уровне ОВД

Субъекты профилактической работы, не относящиеся к системе ОВД

Технологический компонент

Профилактические меры

Педагогические средства профилактической работы

принудительные меры воспитательного воздействия;

Специальные средства профилактической работы

ограничительные меры;

использование педагогических подходов в осуществлении профилактики;

меры правового воздействия;

воспитательный характер работы;

технические меры;

педагогизация специальных средств профилактики;

- медицинская и психологическая реабилитация и др. 

совместная работа подразделений ОВД и образовательных учреждений

Кадровый компонент

Профессиональный состав сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними

Дополнительные требования к профессиональной компетентности

Повышение квалификации сотрудников и специалистов по профилактической работе

Внедрение данной модели должно не только интегрировать усилия сотрудников и специалистов органов внутренних дел, но и способствовать включению потенциала различных организаций, призванных с учетом их компетенций и функций реализовывать различные аспекты воспитательной работы, социальной, психологической и педагогической помощи подросткам и их семьям.

Таким образом, предложенные мероприятия сократят удельный вес правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула, примерно на 1%.

Список литературы

  1. Гуров, Д.В. К вопросу о работе по предотвращению правонарушений несовершеннолетних в системе МВД / Д.В. Гуров // Современные проблемы образования: опыт и перспективы: Материалы научно-методической конференции (апрель, 2010) и региональной научно-практической конференции (октябрь, 2010). -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - С. 44-45.
  2. Петров, Ю. Опыт и проблемы взаимодействия территориального общественного самоуправления в г.Барнауле /Ю. Петров. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. - 10 с.
  3. Профилактическая функция как объект социально-правового исследования // Российский следователь - 2010. - №8. -С.10.
  4. Проект федерального закона от 21 октября 2004 г. «О правоохранительной службе Российской Федерации». URL: http://chupanov.narod.ru/Library/ 03/01.htm
Просмотров работы: 6