ФЭЙС-КОНТРОЛЬ В НОЧНЫХ КЛУБАХ, КАК НАРУШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФЭЙС-КОНТРОЛЬ В НОЧНЫХ КЛУБАХ, КАК НАРУШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отдых в ночном клубе -  на сегодняшний день достаточно популярный вид  проведения досуга. Для администрации данных заведений обеспечение комфорта и  безопасности посетителей - непростая задача. Одним из способов ее достижения является установления на входе в развлекательное заведение так называемого фэйс-контроля.

Фейс-контроль - правило, согласно которому в клубы допускаются лица, соответствующие определенным требованиям к внешнему виду,  материальному положению, поведению и т. д.    Указанный механизм позволяет ограничить доступ в заведение «неподходящих» лиц, но в тоже время привлечь посетителей, соответствующих атмосфере клуба. Именно на этом этапе возникают конфликтные ситуации с гражданами, которым было отказано в возможности посетить клуб.

Все ночные клубы можно разделить на две большие группы:

а) Закрытые клубы - проводящие мероприятия для строго определенного круга лиц. Фэйс- контроль в таких заведениях не будет являться нарушением гражданского законодательства.

б) Открытые клубы - представляют собой  коммерческую организацию и не определяют персональный круг посетителей. К правоотношениям между подобными открытыми клубами и посетителями применяются нормы Гражданского кодекса о публичных договорах и Закона РФ « О защите прав потребителей».

С правовой точки зрения, между посетителем и клубом заключается договор оказания развлекательных услуг, согласно которому одна сторона, клуб, обязуется создать условия для отдыха, а другая сторона, посетитель, обязуется оплатить эти услуги.

Можно выделить два типа фейс-контроля:

1. Фейс-контроль безопасности - заключается в том, что в заведение не допускаются лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лица с агрессивным поведением. Такой вид фейс-контроля полностью соответствует действующему законодательству  и обеспечивает безопасность других клиентов и сохранность имущества организации. Сложность заключается в том, что диагноз "наркотическое опьянение" или "алкогольное опьянение" имеет право ставить только врач-нарколог. Для отказа же во входе агрессивно настроенным лицам требуется присутствие полиции. Соответственно, лицо, которому было отказано в оказании услуг клубом по вышеназванным основаниям в отсутствии врача - нарколога или полиции, вправе обратиться в орган по надзору за соблюдением прав потребителей или в суд с требованием о привлечения администрацию клуба к ответственности за нарушение его прав.

К фэйс - контролю безопасности также можно отнести отказ в оказании услуг лицам, не достигшим 17 лет. Относительно запрета на посещение рассматриваемых заведений лицами в возрасте до 17 лет стоит отметить, что в условиях масштабной безнадзорности и роста числа правонарушений среди несовершеннолетних, снижения ответственности родителей за воспитание детей законодательное ограничение прав несовершеннолетних в части порядка и времени пребывания в общественных местах развлекательного характера необходимо.

2. Немотивированный фейс-контроль - отказ гражданам в оказании услуг без объяснения причин. Такой отказ можно рассматривать, как уклонение от заключения договора.

Причины отказа в заключении договора могут быть различными :

1. Попытка таким образом организовать рекламу клуба, так как большой отсев посетителей создает иллюзию элитности и популярности заведения.

2. Предотвращения доступа  в клуб лиц, которые, по мнению администрации заведения, не подходит под «формат» клуба по различным причинам - неплатежеспособность, юный возраст  и тд. . Список причин может оказаться достаточно длинным и содержать такие критерии отбора, которые могут показаться необъяснимыми.

3. Привлечение в ночной клуб людей, способствующих созданию требуемой атмосферы.

Важной составляющей частью фэйс-контроля является дресс- код. 

Дресс-код - это форма одежды, требуемая для посещения определенных мероприятий, организаций, заведений. Данное требование полностью соответствует действующему законодательству, если условия дресс-кода заявляются в оферте и, в соответствии с правилами публичного договора применяются ко всем без исключения клиентам.

Исключение  составляет ситуация, когда администрация заведения оценивает одежду клиента по критериям приличия, стоимости, личности клиента, его статуса, и других соображений. Такая форма дресс-кода - прямое нарушение абз. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которым организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

При немотивированном фейс-контроле нарушаются следующие нормы закона:

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности ( ст.19 Конституции РФ).

Соответственно, фейс-контроль  можно и нужно рассматривать, как дискриминацию прав и свобод человека.

Клуб является коммерческой организацией, которая предоставляет услуги развлекательного характера и услуги общепита, т.е. заключает с любым желающим публичный  договор. Следовательно, отказ во входе влечет за собой нарушение статьи 426 Гражданского Кодекса РФ согласно которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.[1]

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные ч.4 ст. 445 настоящего Кодекса «Заключение договора в обязательном порядке».

Как правило, администрация клуба полагает, что посетители не станут обращаться в суд с просьбой заключить договор в принудительном порядке. И действительно, в судебной практике РФ очень немногочисленны иски такого характера, что порождает еще большие нарушения прав потребителей.

Представляется неправомерным обоснование отказа в заключении договора ссылкой на частную собственность . Часто администрация ночного клуба ссылается на п. 5  "Правил оказания услуг общественного питания"[2] по которому исполнитель  вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). В данном случае следует применять норму ст. 16  п. 1 ЗоЗПП[3] в которой указано, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что отсутствие четкого законодательного определения организаций, осуществляющих деятельность в сфере развлечений (досуга), а также установленных специализированных правил оказания соответствующих услуг порождает нарушение прав потребителей в ночных клубах, танцевальных клубах и дискотеках.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации»  от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 30.11.2011).

[2] Постановление Правительства от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389, от 10.05.2007 N 276).

[3] Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1

Просмотров работы: 1321