МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

C момента введения в общеобразовательные школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» в 1985 году, становление школьной инфор­матики характеризуется посто­янным изменением концепций, образовательных стандартов, программ, что обусловлено совершенствованием материально-технической базы и измене­нием общественных потребностей.

Сейчас, в школьном образовании на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а познавательный интерес учащегося, как будущего ак­тивного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образова­ния в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекват­ного выбора средств и методов обработки информации.

В современном образовании од­ной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятель­ности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-ин­формационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и ос­новных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой орга­низации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для форми­рования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.

Познавательный интерес представляет собой ценное интегрированное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные.

В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активиза­цией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентирован­ного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содер­жание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Дани­лова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Обучение информатике носит развивающий характер и призван зало­жить основы общей информационной культуры школьников, дать первона­чальные представления об информации и информационных процессах в ок­ружающем мире, стать основой интеграции предметов.

Для стимулирова­ния познавательной деятельности и познавательного интереса применяются активные методы в обучении.

Задача школы - подготовить выпускника, обладаю­щего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позво­ляющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Тра­диционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогиче­ские технологии, эффективные формы организации образовательного про­цесса, активные методы обучения.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной ак­тивности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоре­чий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся. К ним можно отнести сле­дующие противоречия между:

  • высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
  • между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
  • между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Указанные противоречия определяют проблему исследования - выяв­ление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствую­щих развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета информатика и ИКТ.

В ходе исследования были определены объект исследования - развитее познавательного интереса учащихся, и предмет исследования - методы и формы развития познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ. Обозначена цель исследования - разработать методику развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс развития познавательного интереса учащегося на уроках информатики будет более эффективен, если при обучении приме­нять активные методы обучения.

В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования были определены следующие задачи:

  1. изучить состояние проблемы развития познавательного интереса в педагогической теории и практике;
  2. уточнить понятийный апппарат и содержание познавательного интереса учащегося;
  3. провести теоретический анализ современных методов, форм и средств развития познавательного интереса;
  4. разработать методическое обеспечение уроков информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся;
  5. апробировать методику развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики.

Исследование педагогической литературы показало, что проблема развития познавательного интереса актуальна в современной педагогике.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что интерес выступает перед нами:

  • как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
  • как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются (1):

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский подход;
  • готовность к решению задач.

Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес, полный мысли.

Интерес как средство обучения, обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы занятий, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом учения, познавательный интерес способствует тому, встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса учения.

Проблема развития познавательного интереса школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний (3).

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (4).

Предмет информатики характеризуется следующими особенностями:

  1. Непосредственный интерес к изучению информатики и владению компьютером и коммуникационными технологиями.
  2. Повышенное эмоциональное состояние учащихся на уроках информатики.
  3. Стремительность развития компьютерной техники, соответственно и быстрота устаревания информации, отсюда необходимость поддержания знаний на современном уровне.
  4. Использование ИКТ и инновационной деятельности при обучении информатике, что экономит время на подготовку к уроку, делает сам урок нагляднее и эффективнее и высвобождает время на уроке для индивидуальной работы с учащимися.
  5. Снижение возрастных норм в изучении предмета, знание психологических особенностей школьников на разных ступенях обучения.
  6. Уменьшение численности учащихся на уроке информатики за счет деления класса на группы, что способствует к использованию личностного подхода в обучении.

Особенности преподавания информатики и высокая мотивация к изучению предмета, требуют от учителя использовать особые методы и формы обучения, которые в еще большей степени активизируют их познавательную деятельность и интерес. Для стимулирования познавательной деятельности и познавательного интереса применяются активные методы в обучении.

В исследовании выявлена целесообразность использования активных методов обучения для развития познавательного интереса учащихся. Выделены основные методы и формы организации процесса обучения с использованием активных методов, встречающиеся в методической литературе.

В нашей работе была представлена модель развития познавательного интереса учащихся посредством метода проектов (2). Чтобы показать, как работает модель,  разберем методику ведения занятия на конкретном примере. В качестве последнего выступает тема «Текстовые эффекты редактора WORD , их применение на примере подготовки объявления о гимназии, титульной страницы учебника, грамоты победителю олимпиады»

Работа учащихся была организованна в соответствие с представленными ниже этапами.

Введение в понятие исследование. Целью этого этапа, для данного проекта является  выяснение под руководством учителя, определения исследуемого объекта. Что будет исследоваться и каким образом.

Целесообразно использование для этого возраста метода проблемного изложения. Учащимся задаются «проблемные» вопросы, ответы на которые помогут детям определить цели и задачи исследования, навести их на правильную цепочку рассуждений или помочь  сделать вывод.

Отвечая на эти вопросы, у учащихся формируется образное мышление, ребята вовлекаются в активную познавательную деятельность,  формируются навыки обобщения полученных знаний.

В поддержку ответов на вопросы используются такие средства как иллюстрации или видео материалы. Это могут быть реальные или вымышленные модели.

Завершением этапа служит формулировка целей (построение умного автомобиля) и задач исследования (определение понятия, рассмотрение существующих моделей).

После чего можно переходить ко второму этапу обучения - формированию исследовательских навыков.  В данном случае учитель сам предлагает учащимся подумать, как бы они решили поставленную задачу.

Данная деятельность может проводится, как индивидуально, так и в коллективе. Результатом такой деятельности является описание.

На третьем этапе обучения - представление исследования в виде проекта, детям предлагается выполнить задание. После чего могут быть выставлены оценки за проделанную работу.

Завершающим этапом проекта является демонстрация учащимися результатов своей работы. Показа одноклассникам своей письменной работы и готовой модели. Тем самым, осуществляется четвертый этап обучения, происходит формирование начальных навыков работы над проектом.

В качестве основного метода обучения, помимо метода проектов, выступает частично-поисковой метод. Тем самым, при возможном сохранении цели исследования, задачи стоящие перед учениками заметно расширяются. Обучение на втором этапе проходит в коллективе. Данный вид работы помогает сплотить коллектив, строить логические рассуждения, а также приобрести навыки групповой деятельности.

Отличием третьего этапа является наличие того условия, что проект необходимо представить  «на суд» одноклассников.

При представлении учащимися работ, учителем выдвигаются критерии, которых должен придерживаться выступающий: указание цели исследования; способа осуществления; критериев осуществления; формы представления; обоснования выбора такой формы представления.

Выдвигая эти критерии, учитель осуществляет четвертый этап обучения. Данный этап  придает наглядность проводимому исследованию, помогает учащимся в рассуждениях, а также дисциплинирует.

После обсуждения проектов учащимся выставляются оценки.

В ходе выполнения исследования: разработана методика использования метода проектов при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» в старшей школе, организованы и проведены учебные занятия с использованием активных методов обучения на основе разработанной методики, экспериментально проверена эффективность разработанной методики использования метода проектов при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» школе.

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: внедрение методики изложения темы «Технология обработки текстовой информации» на основе активных методов обучения  повысит уровень развития познавательного интереса у учащихся.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  2. Парванян Р.Г. «Метод проектов как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики». - Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике: материалы молодежной всероссийской научно - практическая конференция 17-18 марта 2011г. Шадринск. ШГПИ.
  3. Парванян Р.Г. «Проблема развития познавательного интереса у школьников на уроках информатики». - Студент и наука. Городская научно-практическая конференция 21-22 апреля 2011 года. Магнитогорск. МаГУ.
  4. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. 1968
Просмотров работы: 132