Современное общество отличается все возрастающей ролью и ценностью информации. Сейчас поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей, а информация становится объектом продажи. Период развития современного общества в научных исследованиях принято называть как «информационное общество», предъявляющее принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:
Современное, динамично развивающееся общество, предъявляет высокие требования к выпускникам образовательных учреждений, к их личностно-ценностным качествам, социально-правовым компетентностям, способности быстрого вхождения в социум (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Его идеалом выступает гармоничная, целостная личность, владеющая социально-правовым опытом, обладающая высоким уровнем правовой культуры, что детерминирует её способности принимать правомерные решения обеспечения жизнедеятельности, прогнозируя при этом возможные правовые последствия своих действий.
Поэтому одна из задач системы общего образования - заложить основы правовой и социальной компетентности личности, т.е. помочь учащимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения не нарушая авторские права и законодательные нормы.
Компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, имеющая процессуальную направленность, мотивационный аспект, базирующийся на знаниях, проявляющаяся в деятельности (реальной или смоделированной).
На наш взгляд, для формирования социально-правовой компетентности личности и смешении акцента на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умений учиться самостоятельно, актуальным становится метод проектов, направленный на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений, включающий в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, проявляющееся в возможности формирования тех компетенций, которые помогут успешному обучению другим школьным предметам или позволят сделать профессиональный выбор, продолжить образование и сосуществовать в социуме. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.
Практическими предпосылками становления социально-правовой компетентности является национальная образовательная инициатива Президента РФ «Наша новая школа» 2009 г., в которой определена задача обновления содержания образования и разработка новых образовательных стандартов компетентностной направленности, где правовая компетентность личности выступает в качестве основы.
Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов и методики формирования социально-правовой компетенции.
Основной базой в изучении методики применения социальных и педагогических технологий послужили исследования В.П. Беспалько, С.А. Беличевой, И.Ф. Дементьевой, И.Г. Зайнышева, З.Я. Капустиной, JI.B. Мардахаева, Г.С. Семенова, B.C. Торохтия, М.В. Шакуровой, Н.Е. Щурковой.
Исследование проблемы правового образования учащихся, с целью формирования социально-правовой компетентности, осуществляются в следующих направлениях:
Таким образом, актуальность исследования связана с обострением в теории и практике социально-правового образования на уроках информатики учащихся старших классов, ряда противоречий между:
Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что в настоящее время подходы к формированию социально-правовой компетенции учащихся старших классов на уроках информатики недостаточно разработаны и не носят системного, практико-ориентированного характера.
Выявленные противоречия выступают источником исследовательской проблемы, состоящей в необходимости научного обоснования формирования социально-правовой компетенции средствами метода проектов.
Это послужило выбором объекта исследования - процесс обучения информатике учащихся старших классов, и предмета исследования - формирование социально-правовой компетенции учащихся старших классов при изучении темы «Основы социальной информатики».
Цель исследования состоит в создании методики формирования социально-правовой компетенции учащихся старших классов на основе использования метода проектов при обучении информатике.
Выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования социально-правовой компетенции учащихся в учебном процессе будет эффективным, если обучение будет основано на использовании метода проектов.
В процессе исследования ставились и решались следующие задачи:
Исследование школьных учебников по информатике и авторских методик преподавания информатики Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В. и др. показало, что тема «Основы социально информатики» недостаточно освещена в программе изучения информатики, так как на нее отводится недостаточное количество часов, в некоторых программах она стоит в конце школьного курса и не используется интегрировано при изучении других тем, а также в теме преобладает теоретическая часть, практическая часть минимальна, что является недостаточным для формирования социально-правовой компетенции (2).
Что же мы понимаем под социально-правовой компетенцией учащегося старших классов. Социально-правовая компетенция, являясь частью информационной компетентности (А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик), представляет собой знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами коммуникации в социуме правовыми способами.
Можно выделить следующие компоненты социально-правовой компетенции:
Для формирования социально-правовой компетенции, нужно использовать нестандартные методы обучения. Нами был выбран метод проектов. Потому что метод проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Учащиеся должны научиться строить свою деятельность сами: найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом. Познавая жизнь, учащиеся получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни (1).
В ходе исследования разработана методика преподавания темы «Основы социальной информатики», направленная на формирование социально-правовой компетенции учащихся старших классов, проанализирована практика работы по формированию правового пространства в образовательных учреждениях.
Данная методика отражает логику присвоения учащимися старшего школьного возраста социально-правовой компетенции и обеспечивает готовность и способность выпускников образовательных учреждений к естественному вхождению в новый для себя социум.
В исследовании разработана система технологического обеспечения формирования социально-правовой компетенции учащихся старшего школьного возраста, включающая разнообразные педагогические средства и методы, в том числе метод проектов.
Комплекс педагогических средств, обеспечивающих формирование социально-правовой компетенции учащихся старшего школьного возраста, создаёт структуру, в центре которой находится проект, включающий в себя характеристики предшествующих проектов. В данном случае происходит насыщение содержания компонентов социально-правовой компетенции, которая как формирующееся новообразование приобретает качества оптимального целого. Это выражается в компетентностном опыте учащихся, которые могут решать задачи саморазвития, самореализации и диалогического взаимодействия с другими людьми правовыми способами.
В работе исследовались подходы к формированию социально-правовой компетенции учащихся старшего школьного возраста. В исследовании решены четыре исследовательские задачи. Результатом решения первой задачи исследования стало уточнение знания сущности социально-правовой компетенции. Обосновано, что социально-правовая компетенция учащихся представляет собой новообразование личности, включающее комплекс индивидуально-личностных (критическое и творческое мышление, рефлексия, способность к самоизменению и личностному выбору) и социально-ценных (ответственность, субъектно-авторская позиция, толерантность, диалогичность и сотрудничество с другими, стремление к позитивным изменениям в социуме) свойств учащегося. Они определяют высокий уровень его готовности и способность взаимосвязано решать проблемы саморазвития и диалогического взаимодействия с другими в социуме правовыми способами.
Установлено, что готовность учащихся старших классов к саморазвитию, самореализации и взаимодействию с другими людьми в новых для себя социальных условиях определяется сформированностью у них социально-правовой компетенции.
В рамках второй задачи исследования мы показали, что проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Следовательно, метод проектов является хорошим инструментом для формирования социально-правовой компетенции школьников.
Разработанная нами методика отражает логику присвоения учащимися старшего школьного возраста социально-правовой компетенции и обеспечивает готовность и способность выпускников образовательных учреждений к естественному вхождению в новый для себя социум. При реализации третьей задачи исследования, учащиеся выполняли разработанный нами проект, в ходе которого был проведен урок «Встать суд идет», а также выполнен ряд практических работ. На уроке учащимся пришлось почувствовать себя в различных ролях, они были участниками импровизированного суда, было разыграно 3 ситуации, в которых учащимся нужно самим понять о нарушении какой стати идет речь. При выполнении практической работы с поисковыми системами ставилась задача поиска более точного и нужного результата, это правильное введение запроса при поиске информации. Учащиеся научились правильно составлять запросы для поиска информации, что помогло им в дальнейшем при сборе информации по своим проектам. При выполнении практической работы «Социальные сети», было выявлено, что чуть ли не 100% учащихся являются пользователями социальных сетей. Это послужило хорошей мотивацией для выполнения практической работы. Учащиеся научились, как защитить свои конфиденциальные данные, как создавать пароль сложный для взлома и как не попасть на уловки мошенничества в социальных сетях.
В результате выполненных работ прошло обсуждение одного из проблемных вопросов в блоге сервиса Гугл «Вопросы и ответы», выложена заметка в социальной сети, в которой так же шло обсуждение проблемного вопроса, учащимися разработаны информационный буклет, презентации и тесты по проверке знаний.
В соответствии с четвёртой задачей исследования в экспериментальной работе была проверена эффективность разработанной нами методики, способствующей формированию социально-правовой компетенции учащихся старших классов.
Апробации и эксперимент проводились в МОУ СОШ №60 г Магнитогорска в 11 «А» классе. Класс был разбит на 2 группы. В первой контрольной группе изучение темы «Основы социальной информатики» проводилось по традиционному методу, используя УМК Угриновича Н.Д. базовый курс, вторая же подгруппа экспериментальная занималась по нашим разработкам.
Экспериментально доказано, что степень сформированности социально-правовой компетенции в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Таким образом, формирование социально-правовой компетенции учащихся было осуществлено в ограниченные сроки, но на высоком уровне мотивации, интереса, самостоятельности и творчества.
Список литературы
1. Мартынюк А.В. Вопросы формирования социальной и правовой компетенции учащихся при изучении темы «Основы социальной информатики». Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике: материалы молодежной всероссийской научно - практическая конференция 17-18 марта 2011г. Шадринск. ШГПИ.
2. Мартынюк А.В. Проблемы формирования социально-правовой компетенции учащихся старших классов на уроках информатики. Студент и наука. Городская научно-практическая конференция 21-22 апреля 2011 года. Магнитогорск. МаГУ.
3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, свободный.