В общественно- публицистической литературе последних лет указывается на рост эгоизма и бездуховности среди молодёжи, преобладающий индивидуализм во взаимоотношениях людей; однако в человеке всегда живёт стремление к высшему, духовному. Оно отражается в росте религиозности российских граждан, в увлечении социально-психологическими тренингами, в стремлении найти единомышленников через установление духовного контакта в общении. В психолого-педагогической литературе, в основном, говорится о мотивацииучебной деятельности и не рассматривается мотивация обучения как совместной деятельности педагога и слушателя.
Наиболее адекватный учебной деятельности познавательный мотив взрослые могут в современных условиях легко реализовать с помощью Интернет, справочников-самоучителей и т.д. Однако поток студентов и взрослых, повышающих свой уровень знаний в образовательных учреждениях, не становится меньше. Самое простое объяснение этому, лежащее на поверхности - это повышение конкурентоспособности в рыночных отношениях, получение соответствующего документа. Однако обращает на себя внимание тот факт, что студенты-заочники, чаще всего занятые люди, в подавляющем большинстве ( по результатам нашего анкетирования- 85%) высказываются против дистанционного обучения как приоритетной формы получения своего образования. Они видят его необходимость при невозможности отрыва от работы или семьи и острой потребности в получении диплома.
Взрослые высказываются за контакт «глаза в глаза», за эмоциональность в педагогическом общении, за непосредственные реакции и раздумья преподавателя вслух на вопросы и реплики слушателей. Не секрет, что выбирая направление подготовки для получения высшего образования, молодёжь (и не только!) ориентируется на отзывы знакомых о личности преподавателей, не только их знании предмета и преподавательском мастерстве, но и отношении к миру: предметному и духовному.
Мы предположили, что личностное, духовное самораскрытие в процессе педагогического общения в силу его привлекательности для современного достаточно психологически замкнутого человека становится ведущим мотивом обучения взрослой личности. Педагог выступает как носитель определённой жизненной философии при подаче программного материала и принятии позиции слушателей- это взаимодействие на мировоззренческом уровне. Столкновение различного опыта, отношений и установок и создаёт развивающийэффект обучения, происходящий внутри личности и являющийся для неё смыслообразующим мотивом.