ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ. - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Одним из важнейших факторов социального и экономического прогресса является высшее образование. Современные тенденции таковы, что для конкурентоспособности на рынке труда необходима качественная профессиональная подготовка. Именно эти требования обуславливают тот аспект, что все большее количество юношей и девушек делают выбор в пользу высших учебных заведений.

Требования к подготовке современного специалиста возрастают, объем знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем, велик, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Следовательно, за сравнительно небольшой период времени ВУЗ должен подготовить квалифицированного специалиста, способного успешно себя реализовать.

Для абитуриентов наступает новый период в жизни - студенчество. Первый год обучения особенно важен и сложен с точки зрения адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении. Первокурснику, прежде всего, приходится осваивать новую социальную роль - роль студента. Студентам первого курса необходимо устанавливать новые  постоянные и прочные социальные контакты, формировать новые группы и входить в уже существующие, выстраивать отношения, как со сверстниками и преподавателями, так и с родителями.

Необходимо отметить, что в адаптации каждого первокурсника важную роль играет группа. Чем быстрее в учебной  группе сложатся комфортные отношения, тем быстрее каждый из студентов войдет в новую социальную роль.

На начальном этапе обучения студенты испытывают трудности в учебной деятельности, требующей сформированной познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ориентации на профессиональную деятельность. Для большинства первокурсников процесс обучения в ВУЗе сложен в первую очередь из-за большой учебной нагрузки, которая отличается от школьной информационной насыщенностью, большим количеством самостоятельной работы и особой организацией учебного процесса.Для многих студентов высокие требования  учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов. Эмоциональное и умственное напряжение, изменение привычного ритма жизни часто приводят к  дезадаптации и развитию различных заболеваний.

Так же существенным фактором является и то, что приобретение статуса студента связано для многих первокурсников с  началом самостоятельной жизни и  прекращением строгой системы контроля, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Отсутствие контроля часто приводит к тому, что студент не может правильно распорядится своей независимостью, отсюда возникают проблемы как с обучением, так и с построением отношений со сверстниками и преподавательским составом.

Важным моментом является и то, что в силу трудной материальной ситуации, многие студенты уже с первого года обучения вынуждены самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Это обычно влечет за собой пропуски занятий, непонимание учебного материала,  и как следствие - несданные сессии.

Часто процесс  социально-психологический адаптации первокурсников протекает стихийно, немногие студенты способны быстро адаптироваться к новой для них атмосфере. Отсюда возникает необходимость комплекса мер по адаптации первокурсников. Основной целью педагогической поддержки в период адаптации студентов является: содействие процессу личностного и профессионального развития студентов первого курса в новых условиях, развитию и реализации творческого потенциала студентов. Необходимо создание комфортных условий для учебной деятельности со стороны преподавателей, активная работа кураторов групп в помощь первокурсникам, работа с психологами  и поддержка со стороны родителей студентов. Только комплекс мер направленный на психологическую, социальную и физическую адаптацию первокурсника способен дать положительные результаты. Эффективность профессионального и личностного развития будущих специалистов, зависит именно от целенаправленного и активного процесса адаптации.

Просмотров работы: 0