ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более гибкими и вариативными.

Как известно, процесс обучения подчиняется определенным закономерностям, знание которых помогает учителю найти наиболее эффективные методы, формы и средства, правильно организовать учебный процесс. Неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися одного класса связана с наличием значительных индивидуальных различий среди детей и проявляется при любом материале, при любом составе класса, у любого учителя.

Проблема индивидуальных различий учащихся и их индивидуализированного обучения давно волнует учителей и учёных, и многие авторы занимались ее разработкой. Например, И.Унт исследовала эффективность индивидуализации учебной работы учащихся. Основным объектом исследования была индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся. У другого исследователя по изучению проблем индивидуализации - А.А.Бударного исходной точкой была специфичная методика урока. Он делил класс на три относительно стабильные группы.  Часть урока работа шла фронтально, остальная же - самостоятельно, причем каждая группа получала различные задания. Е.С.Рабунский в своих работах рассматривал индивидуализацию домашних заданий, исходя из успеваемости учащихся, уровня их познавательной самостоятельности и активного интереса к учению. А труды по индивидуализации обучения Э.Пархерст легли в основу создания целой школы (школа Далтона).

В настоящее время учебная и внеурочная деятельность детей,  учебные и внеурочные занятия школьников организуются в различных формах. Понятие «форма» по-разному трактуется  в педагогических источниках, поскольку оно многозначно по смыслу:

- способ внешнего выражения содержания деятельности;

- способ взаимодействия участников деятельности;

- устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия,  направленных на решение определенных педагогических задач;

- способ организации деятельности и др.

Существуют также различные классификации форм учебной и внеурочной деятельности детей по следующим признакам: количественному составу;  возрастному составу;  половому составу;  месту проведения занятий; виду деятельности;  характеру  деятельности учащихся; способам взаимодействия школьников и др.

Все эти классификации взаимосвязаны, т.к. одно и то же учебное или внеурочное занятие можно охарактеризовать с помощью всех признаков.

Очевидно, что к формам индивидуализированного образования можно отнести индивидуальные занятия с ребенком, индивидуальные задания, проекты, творческие работы и поручения, составление индивидуальных планов и программ и др.

В практике нашей работы на уроках алгебры используются  задания - тренажеры, «разрезанные» теоремы, задачи с выбором ответа, индивидуальные самостоятельные и домашние работы. Особое место отводится созданию индивидуального образовательного маршрута изучения курса алгебры.

Как известно, идея выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута строится на предположении о том, что способности конкретно учащегося раскрываются при оптимально подобранных для него условиях. Для построения индивидуального маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе, учащемуся необходимы определенные умения. Базовое среди них - «умение учиться». Оно включает понимание того, что такое учеба, что означает знание, умение анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу в библиотеке, умение работать с данными и др.).

Каждый маршрут предназначен конкретному учащемуся и разрабатывается в соответствии с его возможностями. Маршрут может быть коротким (рассчитан на три недели) и более продолжительным. При проверке оцениваются различные виды работы: изучение теории, решение  задач, самостоятельная работа и т.п. За каждый вид работы ученик может получить отдельную оценку, причем за контрольную работу он выставляет ее сам.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие учебно-воспитательные задачи: способствует формированию у учащихся познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических задач. Школьник учится работать с научной литературой: выделять необходимые и достаточные условия, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и обобщать информацию.

Главное в индивидуальной работе - вступить с учеником в отношения сотрудничества. Огромное значение имеет мотивация деятельности. Важно, чтобы ученики чувствовали: они делают что - то не только и не столько для себя, сколько для окружающих людей.

Наши учащиеся понимают, что не предмет математики стоит на первом месте, а человек, его постигающий. А математика изучается ради движения к истине жизни. Чем сильнее мотив «ради чего» и «зачем мне это нужно», тем успешнее процесс продвижения в изучении столь сложного предмета.

Просмотров работы: 3