ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Для совершенствования профессиональных компетенций у будущих педагогов представляется важным знание духовных предпосылок формирования русской педагогики. В развитии и становлении духовной культуры нравственных норм и ценностей в обществе в процессе христианизации Древней Руси (988 г) большую роль сыграла византийская цивилизация, которая существовала более тысячи лет (330-1453гг н.э.). Традиционно знание идеалов воспитанности византийского средневековья для русских духовных и общественных деятелей всегда занимало особое место. Высокие духовно-нравственные (православные) идеалы византийцев формировали мировоззрение прогрессивных людей Древней Руси. Духовно-нравственные качества этих идеалов распространялись ими в обществе и передавались от поколения в поколение и становились традиционными для русского общества. В связи с тем, когда в настоящее время размываются традиционные корни в обществе будущее педагоги должны быть просвещены  на должном историческом уровне в истоках зарождения родной культуры.

Византийская цивилизация  простиралась от Балкан на западе и до Закавказья на востоке, от Крыма на севере и до Египта на юге. Византийцы сумели создать одну из мощнейших государств-империй в экономическом, правовом, идеологическом и культурном плане. Многие византийские достижения в науке, богословии, архитектуре, технике, праве и политологии мы используем и поныне. Сами же византийцы были людьми высокой морали  и крепкой веры, ибо им всегда были присущи такие основные ценности, как православная вера  и интеллектуальная образованность. Всему этому византийцы,  в первую очередь, обязаны  собственной системе образования и воспитания, ибо формирование человека, как идеальной деятельной личности своей страны начинается с родительских поучений и школьной скамьи. Византийская система образования и воспитания человека являлась одной из самых лучших  и эффективных не только за всю эпоху средневековья, но и вообще за всю историю человечества. Византийский человек-гражданин с его мировоззрением и нравственными принципами соответствовал идеологии своего государства и культуре своей страны. Ибо у византийцев существовала целая система идеалов воспитания человека, которые и отражали всю сущность их цивилизации.

Что же это за система образования? Что же это за идеалы воспитания? Наше исследование посвящено именно этой тематике. Это и достаточно актуально, так как присущие традиционно нашей стране и нашему народу вера и исходящие из неё культурные ценности сейчас постепенно утрачиваются и находятся в фазе надлома. Под влиянием  постепенной и тотальной глобализации наша исконная культура в угрожающих темпах ассимилируется западным и восточным мирами. В данных условиях русский народ начинает терять свою православную веру, а значит и национальную идентичность. Ибо стержневой проблемой здесь является человек, который из-за недостатка должного воспитания в духе родной культуры и не получивший интеллектуальной базы, как губка начинает впитывать противоположные культуры и в большинстве своём их отрицательные аспекты. Это настоящая проблема, и что бы её решить нужно реанимировать исконные идеалы воспитания в современных условиях. Для этого и следует, с начала, проанализировать идеологию воспитания Византии, систему которой Россия, как православная держава, исторически унаследовала именно в религиозном плане, ибо изучение и анализ идеалов воспитания византийского человека даст нам определённый опыт, возможно, который послужит толчком к реанимации нашего образования, нашей веры и культуры.

Византийская воспитательная и образовательная система породила людей, которые давали жизни своему государству и поддерживали свою родную культуру на протяжении более тысячи лет. Мы считаем, что современные педагоги, в особенности отечественные, обязаны изучать основы византийской педагогики и брать на вооружение основы идеального византийского  воспитания. Так как наша современная российская педагогика упускает самый важный критерий в воспитании нашего будущего поколения, увлекаясь при этом модными западными культурно-деструктивными инновациями, которые к педагогике не имеют вообще никакого отношения. А критерий этот состоит в воспитании ребёнка в духе родной культуры. Русская культура являться непосредственной наследницей византийской культуры так как, ей досталась от Византии самая главная духовная ценность, которую Россия достойно хранила на протяжении многих сотен лет - это православная вера. Это тот самый  этнокультурообразующий фактор, который был в Византии, достался России, но сейчас постепенно теряется. Не нужно забывать, что русский народ формировался под эгидой православия. Византийцы сумели удержать эту величайшую  ценность до конца существования своей многовековой цивилизации. Если наши педагоги не вернуться к истокам, то русскую нацию ждёт потеря национальной идентичности, а затем культурное разложение. Также нужно принимать на вооружение такие византийские воспитательные элементы как ценность интеллектуального развития, именно на интеллектуально развитых, читающих  людях, держится государство  и страна. Нужно прививать чувства любви к Родине, к народу, чувство гражданского долга перед государством и страной.

Все выше перечисленные аспекты и критерии  являются идеалами воспитания византийского человека, и (следует заметить) когда то являлись идеалами воспитания русского православного человека. Мы думаем, что наши отечественные современные педагоги должны начать возрождение не только с научным изучением данной тематики, но прежде всего с самих себя. Ибо византийские педагоги, в своё время считались лучшими в Средневековом мире.

Представим  идеалы византийской воспитанности и образованности на примере реальных исторических личностей из разных сфер деятельности: политической (император Константин VII Багрянородный),  духовной (Кирилл и Мефодий), и военной (адмирал Лука Натарос).

Император Константин VII Багрянородный (905-959 гг.. Константин был рождён в Порфире, т.е. в палате императорского дворца, в то время, когда ещё его отец Лев VI царствовал. Это давало ему легитимные права наследовать престол, поэтому и прозвище «Багрянородный» или « Порфирогенет». Но после смерти его отца трон узурпировал Роман Лакапин и маленький Константин был фактически отстранён от государственных дел. Надолго устраненный от управления государством, Константин VII с головой ушел в ту сферу человеческой деятельности, которая наряду с религией часто давала убежище и утеху опальным вельможам ромейской державы - в науку. Он не нуждался в средствах и, имея в течение долгих лет чисто номинального правления массу свободного времени, совершенствовал свои знания. Результат нам известен - Константин VII Багрянородный по уровню своей образованности далеко превзошел всех императоров Византии. Став самодержцем после низвержения Лакапина он много внимания уделял константинопольской высшей школе, при дворе же организовал кружок ученейших людей своего времени, которые под руководством и при непосредственном участии просвещенного василевса занимались составлением справочников почти по всем известным тогда человечеству отраслям наук: агрономии, медицине, зоологии, тактике, истории и т.п. Составлено было около полусотни таких компиляций, ныне, к сожалению, утраченных. По справедливому замечанию Я.Н.Любарского, «в целом Константин Багрянородный, а вернее, возглавляемый им круг ученых секретарей, создал свод византийской практической учености, равного которому не знает ни византийская, ни западная средневековая наука» [69, с. 223]. Под именем самого венценосца известны три крупных произведения: историко-географический труд «О фемах», руководство сыну Роману «Об управлении империей» и книга «О церемониях византийского двора». Кроме того, существуют и мелкие - жизнеописание Василия Македонянина (включенное в «Жизнеописания...» Продолжателя Феофана) и др. По мнению нынешних исследователей (современники Константина VII считали иначе), он имел существенные пробелы в своем образовании - например, не знал латыни - и уступал в учености таким людям, как Фотий или Николай Мистик. Как писатель, Порфирогенет страдал слепым доверием к источникам, обилием анахронизмов, его труды (о чем сказано выше) носили большей частью компилятивный характер. Однако, оценивая недостатки Константина VII, не следует забывать, что подобные слабости присущи всему средневековому знанию, а он остался прежде всего энциклопедистом и организатором, сохранившим цивилизации часть ее истории, что само по себе - огромная заслуга. То, что историки привыкли называть Македонским Ренессансом в плане культурном, конечно, середина X столетия. Ни до, ни после византийская образованность не имела лучшего попечителя.

Политическая программа Багрянородного, которую он высказывал в своих произведениях, своего рода квинтэссенция римско-византийской самодержавной идеи: император - это Христос среди апостолов, империя - «мировой корабль», а Константинополь - столица городов и всего мира. Два явления противопоставлял царь во внешней политике: государство Ромеев и всех остальных, независимо от уровня цивилизованности, - «варваров». Все, что делается во имя первого, - благо. Варваров же надо держать в узде силою золота, оружия или обмана - хороши все средства. Все они должны стать покорными рабами империи. Но старые, еще римские идеалы к X веку изрядно потускнели - «варвары» диктовали свои условия Риму Второму чаще и с большим успехом, чем некогда им - Первый.

Багрянородный Константин VII сверг Лакапинидов, опираясь на круги столичной аристократии. Немалую роль в утверждении его на троне сыграли и привязанности простого народа. По свидетельству историков, император был очень красив - белокожий, голубоглазый, физически крепкий и стройный, к тому же приятный в обхождении. Он не забывал интересов столичной бедноты, строил, как и его предшественник, больницы и приюты, щедро раздавал милостыню. Что особенно удивительно, Василевс хорошо знал многие ремесла: «Живописное искусство сей муж знал так хорошо, как, я полагаю, никто другой ни до него, ни после... А кто расскажет о наставлениях Багрянородного мастерам? Наставлял он и каменотесов, и плотников, и позолотчиков, и среброделов, и железоделов. И всегда во всем оказывался царь самым лучшим». Из дурных его страстей современники единодушно отмечали склонность к вину.

В литературе до недавнего времени бытовало мнение о Константине как о «книжном черве» на троне, оторванном в мыслях от реалий жизни и занимавшемся науками в ущерб интересам державы. Современники считали иначе: «Следует рассказать, как заботился царь о государственных делах, о его бесконечных усовершенствованиях и трудах по управлению. Отовсюду слали ему письма стратиги, царские протонотарии, должностные лица в селах, областях, городах. Кроме того, отправлялись послания вождям племен, и он, читая их, сразу схватывал смысл и определял, как быть с теми, что с Востока, и с теми, что с Запада. Он проглядывал письма с быстротою птицы и при этом еще принимал послов, отправлял послания чиновникам, отменял опрометчиво сделанные нововведения. И был сей Константин советником, радетелем, стратигом, воином, военачальником, предводителем. Кто сможет рассказать и поведать о его совершенствах?

Несмотря на неприязнь к Роману I, Порфирогенет поддержал и продолжил его внутреннюю политику. Император активно боролся с коррупцией и произволом. Во время его правления были крупные военные успехи над мусульманами в Сирии и Африке. Но правление Константина было далеко не безоблачным. Вокруг трона кипели страсти, и императору приходилось всячески стараться, чтобы удержаться на нем.

В сентябре 959 г. василевс отправился на Олимп (в Малой Азии) посоветоваться с другом, монахом Феодором Кизикским, о низложении надоевшего своими интригами Полиевкта. По утверждению Иоанна Скилицы, Роман, которого Константин очень любил и о котором всяко заботился, попытался отравить отца, но император поскользнулся с чашей в руках и выпил не весь предназначенный ему под видом лекарства яд. Тем не менее он почувствовал себя плохо, заболел и на пути в столицу 9, 15 или 19 - по разным источникам - ноября скончался, либо от болезни, либо вторично отравленный сыном. Умирал он в полном сознании, явив перед лицом смерти достойную императора и философа твердость духа.

Личность императора Константина VII прекрасно отражает собой весь  дух византийского воспитания и образования. Благодаря своим высоким моральным ценностям, отличному чисто византийскому образованию,  непререкаемой вере в Бога, поддержаниям идей божественности имперской власти и государственности, идеям об единоличном примате василевса, своей заботой о государстве, Церкви, школе, пастве, гражданах Византии, своим научным трудам и в конце концов своему успешному правлению, он является образцовым человеком византийского мировоззренческого идеала.

Великие просветители Кирилл и Мефодий. Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Солуни из семьи византийского офицера Льва. В семье было семь сыновей, причём Мефодий (в миру Михаил) - старший, а Кирилл (в миру Константин) - младший из них. Оба были очень сообразительными юношами, судьба уготовила им жизнь полную труднейших свершений. Уже с юношества они владели как родным двумя языками - греческим и южнославянским ибо  город, в котором они родились был изрядно населён этническими славянами. Братья получили блестящее византийское образование и воспитывались в полном духе византийского православного народа.  До пострижения в монахи Михаил сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега византийской провинции, расположенной на территории Македонии. Константин так же был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Ибо он    обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей важного административного чина, Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом - хранителем библиотеки. Это была очень высокая должность в Византийской Церкви.  Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Империи.

Около 850 года император и патриарх Византии направляют Кирилла с духовной миссией в Болгарию. Через год  он отправляется ко двору эмира милитенского с целью познакомить его  с основами православной веры. Оби эти миссии Кирилл выполнил просто блестяще, он обратил многих болгар в христианство и заставил эмира заинтересоваться византийской верой.                                Позже, через несколько лет, Кирилл вместе со своими учениками будет вынужден отправиться в монастырь к  своему брату Мефодию, где  он был настоятелем. В этом монастыре вокруг Кирилла Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

В 860 году Кирилл направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана, для убеждения того принять православие. Во время пребывания в Корсуни Кирилл, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо и арамейский язык. Диспут между Кириллом, мусульманским имамом и еврейским раввином перед каганом кончился не ясно. Скорее всего в полемике победил иудей, сумев стравить Кирилла и имама и в это время доказать преимущества его веры.

Около 863 года Кирилл и Мефодий прибудут опять в Болгарию, и своей упорной проповедью будут способствовать утверждению в ней христианства. С помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составит старославянскую азбуку и переведёт на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги.

Блестящим доказательством их умения, образованности и педагогических навыков является Моравская миссия. В Моравии Кирилл и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе римскому. Которому доказали Богоугодность своих деяний. В Риме они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну - Паннонию, где братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

После смерти Кирилла в Риме Мефодий с учениками продолжат свою деятельность  в Моравии, которая протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Мефодий пробудет три года в заключении. Позже по просьбе папы его освободят и официально разрешат проповеди (но не литургию) на славянском языке. Однако, несмотря на это, он продолжал богослужение на славянском языке и даже крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. С помощью трёх учеников Мефодий перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги. Чуть позже, в 885 году Мефодий уйдёт из земной жизни, перед этим дав свои последние наставления своим ученикам, которые с успехом продолжат просветительскую деятельность среди славянских народов.

Византийцы Кирилл и Мефодий - это блестящие люди своего времени, они, благодаря своему отличному образованию и воспитанным в них воле, упорству и вере смогли добиться больших успехов в своей миссионерской деятельности. Это ярчайшие представители византийской научной, просветительской, богословской и педагогической мысли. Для них главной ценностью была святость православной веры, и от этого и то величайшее стремление донести этот светоч другим народам, а в частности - славянскому народу, ибо их наследием (алфавитом и языком православной литургии) пользуется большинство славянских народов, включая и русских. Эти люди безоговорочно являются образцовыми  византийцами, и мы не ошибёмся, если назовём их  детищами не только самой Византии, но и детищами классического византийского воспитания.

Адмирал Лука Нотарас. Последняя личность, которую мы возьмём, не отличается широкой исторической известностью, однако она отличается не меньшей яркостью и значимостью для нашей тематики. Тем не менее, это человек сугубо византийского  склада ума и воспитания. Это Лука Нотарас, мегадука или верховный адмирал византийского флота. Его жизнь пришла на самый сложнейший период Византии, середину XV века, это время полного заката и окончательного падения империи, но он оказался достойным сыном своего отечества и остался византийцем до конца жизни.

Его дата рождения нам неизвестна, известна только дата его смерти - 1453 год. Он получил высшее военное образование, и чисто византийское воспитание. Его жена происходила из императорского рода Палеологов. Сам он так же был из знатного рода. Лука выполнял важные дипломатические поручения последних византийских императоров, некоторое время возглавлял правительство. Одновременно вел дела с итальянскими компаниями, хранил деньги в итальянских банках, был гражданином Венеции и Генуи. При этом был противником церковно унии с Римом. Сам он сказал: «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем кардинальскую шляпу». Во время осады Константинополя турками, Нотарас успешно командовал морскими сражениями против османского флота. Руководил вместе с действиями в подкопно-минной войне против турецких сапёров, в результате которых несколько атак турок были полностью отбиты. Он принимал непосредственное участие во многих отражениях штурмов. В конце осады мегадука командовал отрядом около 100 византийцев и нескольких латинян, защищая однин из ключевых участков обороны города. После взятия Константинополя, во время всеобщего мятежа, султан Мехмед II сделал его губернатором, затем казнил вместе с родственниками. Причиной этого стал отказ Луки отдать своего сына на оскопление. Лука Нотарас был человек сугубо византийского склада ума, ибо он рос во всех традициях византийского воспитания. Основными ценностями для него были Церковь и государство, семья. Его знаменитая фраза «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем кардинальскую шляпу» отлично это показывает. Ведь он понимал, что Византийская Православная Церковь  не смогла бы существовать при латинском владычестве и была бы полностью реформирована под католический манер. Лука же, будучи умным человеком, понимал, что такое неприемлемо, но под турецким владычеством Византийская Церковь вполне могла бы существовать, однако слегка в урезанных масштабах. Но зато были бы не тронуты догмы, учения и традиции православия. Мегадука Лука Нотарас до последнего защищал свою Родину, своего императора, своё народ и свою семью. Но Константинополь был захвачен, умирать в огне города Лука не стал, хорошо понимая, что он ещё нужен своему народу и своей семье. Став губернатором при султане, он хотел помогать своему народу и Церкви, но когда пошлые мысли Мехмеда добрались до самого святого в его жизни, до его детей, Лука безоговорочно отказался отдавать своего единственного оставшегося в живых после осады сына в гарем на оскопление, ибо это противоречило всем догмам православной византийской жизни. Когда Лука ответил султану отказом, тот немедленно приказал обезглавить обоих. Единственной просьбой  Нотараса было, чтобы его 14 летнего сына казнили раньше его, чтобы вид жестокого убийства отца не вызывал у мальчика колебаний. После казни сына, Лука холоднокровно подставил и свою шею. Приказ был исполнен палачом тут же. Лука Нотарас сделал. Всё что смог. Это человек строгой византийской морали и воспитания. Это образец мужества и верности Родине. Он по праву находиться в этом списке образцово воспитанных мужей Византии.

Конечно, этот список можно было и продолжить, но для общего взгляда этого достаточно, ибо мы должны понимать, что воспитательная система Византии породила очень много достойных сынов и дочерей своей Родины. После этого небольшого экскурса у нас создалось более ясное представление о византийском воспитании, его идеалов, и его пользе для государства и народа. Теперь мы почти вживую увидели те идеалы воспитания, которые господствовали в византийском  мировоззрении и которые являлись порождением византийской системы образования. Всех этих людей объединяла любовь к Родине, государству, своему народу, вера в Бога, высокое интеллектуальное развитие и огромное стремление к деятельности. Эти люди являются историческим примером идеально воспитанного византийца в духе родной культуры. Ведь это самый важный критерий, для византийского мировоззрения, человек, что бы считаться истинным ромеем должен был быть порождением именно восточно-римско-православной культуры. Вот это главный собирательный критерий всей византийской педагогической идеологии.

Просмотров работы: 39