АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях быстрого развития науки, техники и технологий меняется характер труда людей, в связи с этим одной из основных задач стоящих перед учителями физики является формирование мышления учащихся. Для того, чтобы подготовить человека к продолжению образования и труду, нужно научить его объяснять факты и явления, встречающиеся в трудовой деятельности и общественной жизни, а для этого нужно владеть общими идеями, принципами и научными метода­ми, позволяющими с общей точки зрения оценивать частные факты.

При этом надо учитывать, что активизация мыслительной деятельности у учащихся в процессе обучения физике происходит уже потому, что содержание и процесс изучения самой физической науки способствует этому.

Однако проведенный нами педагогический эксперимент позволил выявить ряд интересных явлений. Было установлено, что наиболее трудоёмкими для усвоения учащимися оказались вопросы, тре­бующие умения мыслить абстрактно: лишь 22 % учащихся способны приме­нять знания в новых условиях и решать задачи в несколько изменённой си­туации; 61% учащихся умеют объяснять наблюдаемые опыты и явления, но на достаточно примитивном уровне, не опираясь не те или иные законы и постулаты , которые казалось бы хорошо ими усвоены, а для 17% учащихся эта задача  не выполнима. Эти данные показывают, что очевидно мышление учащихся в процессе обучения физике не активизируется должным образом.

Между тем, изучение ряда работ по общей, возрастной и педагогической психологии и дидактике убеждают нас в том, что в настоящее время имеется дос­таточная научно-проработанная (психолого-дидактическая) основа для решения этой задачи, но на практике она не всегда реализуется.

В этом плане интересно проследить за развитием возможных путей решения проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики, которые предлагают ряд ученых. Так, например П.А. Знаменский, рассматривая данную проблему, связывает ее с необходимостью умственного развития школьников и повышением качества знаний для того чтобы они могли в дальнейшем успешно работать в любой сфере трудовой деятельности. В.Ф. Юськович рассматривая вопросы развития физического мышления учащихся и студентов и указывая на особую важность в решении этой проблемы выделяет две основные задачи:

  • установить подлинные «основы физики», которые могли бы создать ус­тойчивый фундамент физических знаний на протяжении десятков лет;
  • вооружить учащихся не только знаниями и умениями, но и научными методами познания, исследования, мышления.

Все это указывает на то, что очевидно проблема активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики не может быть решена только совершенствованием методики преподавания физики, необходимо учитывать и возрастные особенности школьников, их интересы и мотивацию (нацеленность на сферу будущей трудовой деятельности), то есть эта проблема очевидно имеет междисциплинарный характер.

Просмотров работы: 13