В условиях быстрого развития науки, техники и технологий меняется характер труда людей, в связи с этим одной из основных задач стоящих перед учителями физики является формирование мышления учащихся. Для того, чтобы подготовить человека к продолжению образования и труду, нужно научить его объяснять факты и явления, встречающиеся в трудовой деятельности и общественной жизни, а для этого нужно владеть общими идеями, принципами и научными методами, позволяющими с общей точки зрения оценивать частные факты.
При этом надо учитывать, что активизация мыслительной деятельности у учащихся в процессе обучения физике происходит уже потому, что содержание и процесс изучения самой физической науки способствует этому.
Однако проведенный нами педагогический эксперимент позволил выявить ряд интересных явлений. Было установлено, что наиболее трудоёмкими для усвоения учащимися оказались вопросы, требующие умения мыслить абстрактно: лишь 22 % учащихся способны применять знания в новых условиях и решать задачи в несколько изменённой ситуации; 61% учащихся умеют объяснять наблюдаемые опыты и явления, но на достаточно примитивном уровне, не опираясь не те или иные законы и постулаты , которые казалось бы хорошо ими усвоены, а для 17% учащихся эта задача не выполнима. Эти данные показывают, что очевидно мышление учащихся в процессе обучения физике не активизируется должным образом.
Между тем, изучение ряда работ по общей, возрастной и педагогической психологии и дидактике убеждают нас в том, что в настоящее время имеется достаточная научно-проработанная (психолого-дидактическая) основа для решения этой задачи, но на практике она не всегда реализуется.
В этом плане интересно проследить за развитием возможных путей решения проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики, которые предлагают ряд ученых. Так, например П.А. Знаменский, рассматривая данную проблему, связывает ее с необходимостью умственного развития школьников и повышением качества знаний для того чтобы они могли в дальнейшем успешно работать в любой сфере трудовой деятельности. В.Ф. Юськович рассматривая вопросы развития физического мышления учащихся и студентов и указывая на особую важность в решении этой проблемы выделяет две основные задачи:
Все это указывает на то, что очевидно проблема активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики не может быть решена только совершенствованием методики преподавания физики, необходимо учитывать и возрастные особенности школьников, их интересы и мотивацию (нацеленность на сферу будущей трудовой деятельности), то есть эта проблема очевидно имеет междисциплинарный характер.