ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В основе исследовательской деятельности че­ловека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потреб­ность является неотъемлемой составляющей личности. Главное в организации исследовательской деятельности - побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нём, всестороннее стимулирование активности и самостоятельности школьника.

Использовать персональный компьютер (ПК) для организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики позволяют следующие его дидактические возможности:

  • визуализация учебной информации, наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса;
  • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной модели).

Реализация этих возможностей ПК позволяет разрабатывать методики, ориентированные  на активизацию учебной деятельности на уроках, формирование познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей, формирование элементов исследовательской деятельности.

С помощью ПК у школьников могут быть сформированы следующие элементы исследовательской деятельности: умение сопоставлять факты, анализировать, обобщать; умение аргументировано рассуждать; способность рассматривать объект, процесс, явление с различных точек зрения, сравнивать по отдельным параметрам; способность генерировать идеи; рассмотрение и исследование всех возможных случаев, удовлетворяющих условию задачи; рассмотрение различных вариантов исходных данных и исследование поведения математической модели в зависимости от их значений; умение проводить вычислительный эксперимент; нахождение определенных зависимостей между переменными.

Формирование указанных элементов исследовательской деятельности возможно как в рамках проведения традиционных уроков, так и во время проведения исследовательских работ, которые играют большую роль в развитии способностей учащихся к самостоятельным исследованиям. Они удачно вписываются в общую структуру учебного процесса, позволяя связать отдельные вопросы курса алгебры и геометрии между собой, реализовать межпредметные и внутрипредметные связи.

На основе анализа содержания школьного курса математики, изучения учебно-методической литературы, нами предложены лабораторные работы-исследования для учащихся 7-11-х классов. В ходе их выполнения компьютер может быть использован для поиска закономерностей, вывода правил, доказательства утверждений и  теорем; проведения вычислительного эксперимента и анализа полученных данных, исследования свойств функций, решения задач с параметрами, построении и анализе математических моделей. Выполнение этих работ позволит увидеть учащимся, как обычная задача на движение может стать исследовательской задачей, как незначительное изменение параметра функции может привести к существенным изменениям ее свойств, как зависит решение задачи от значений исходных данных. Исследовательские работы не только формируют исследовательские умения учащихся, но и способствуют овладению ПК как инструментом для решения математических задач.

Просмотров работы: 24