ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наше педагогическое сообщество активно переживает бум олимпиадного движения. В школах, вузах, общественных организациях, на сайтах организуются разного рода традиционные и эвристические, муниципальные, региональные, дистанционные интеллектуальные соревнования.

В течение учебного года учащиеся могут принимать участие во всероссийских олимпиадах школьников по предметам, всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит», олимпиаде школьников «Ломоносов», международной эвристической олимпиаде «Совенок», интенсивной олимпиаде научного творчества «ПРОРЫВ», открытой межвузовской олимпиаде школьников «Будущее Сибири», всероссийских заочных конкурсах-олимпиадах «Познание и творчество», всероссийских открытых заочных конкурсах-олимпиадах «Интеллект-экспресс», всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде Eidos, олимпиадах вузов и т.п.

Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.

Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.

При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. Рассмотрим их краткие характеристики.

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.

2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.

3. Обогащение. Данный тип стратегии  ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии;
  • 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
  • 3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;
  • 4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;
  • 5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
  • 6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;
  • 7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;
  • 8) организовывать работу школьников с архивами, приборами и оборудованием в полевых условиях, специализированных кабинетах и научных лабораториях, краеведческих музеях, предприятиях и т. п.;
  • 9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;
  • 10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что подготовка к олимпиадам по предметной области может выстраиваться в двух формах обучения. Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по биологии во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.). Первую форму подготовки к олимпиадам можно дифференцировать как «внешнюю», вторую - как «внутреннюю».

Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель организует анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки: Интересно ли вам участвовать в  интеллектуальном соревновании? Любите ли вы решать задания повышенной сложности? Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________? Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

На школьном этапе олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задания закрытого типа.

Для решения тестовых заданий необходимо первоначально выработать умения по работе с содержанием «за пределами» школьной образовательной программы.

1) Формирование умений учащихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов. Приводим примерный перечень заданий для развития данной группы умений:

А) Подберите несколько литературных и электронных источников информации, которые будут вам необходимы при подготовке реферата (доклада, сообщения, выступления и.т.д.) по определенной теме.

Эффективность и привлекательность олимпиады по предмету возрастает, когда при подготовке учащихся используются средства мультимедийных технологий.

Б) Оцените по 10-балльной шкале степень целесообразности использования указанных источников информации при подготовке по теме: учебник, энциклопедия, словарь, журнал, газета, Интернет-сайт готовых рефератов, видеофильм, телепередача, реклама на телеканале, Интернет-журнал, компьютерная энциклопедия, радиопередача.

В) Составьте план реферата по данной теме.

Г) Из доступных вам источников подберите информацию по данной теме в соответствии с планом реферата.

2) Развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации.

А) Работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий, выявление этимологии термина, составление словарика терминов, тренировочные умения на соотнесение термина с понятием, использование терминов в различных нестандартных ситуациях и др. Следует помнить, что такие задания могут успешно выполняться не только с помощью литературных источников информации (учебников, словарей, определителей, энциклопедий, научно-популярной литературы и др.), электронными учебников, виртуальных энциклопедий, но и в поисковых системах Интернет-ресурсов.

Б) Работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания. На первый взгляд такой тип заданий широко используется в практике работы учителей. Однако он важен для закрепления изученного материала в памяти, помогает вырабатывать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме.

В) Заполнение простых и комбинированных таблиц. Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.

Г) Работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.). Данный тип заданий предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам, способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Д) Сравнительно-аналитическая работа с информацией включает задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.

Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект:

  • мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде;
  • обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала;
  • формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников.

После проведенных занятий с группой учащихся по развитию умений работать с информационными источниками учитель приступает к формированию умений работать с тестовыми заданиями.

Педагог объясняет структуру различных вида тестовых заданий. Прежде всего, это традиционные задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствий и задания на установление правильной последовательности. Далее предлагает пройти пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности. После пошагового тренинга следует организовать итоговую зачетную работу как «репетицию» проведения школьного теоретического тура олимпиады.

Таким образом, на первом этапе при подготовке к олимпиаде по предмету школьники всех параллелей готовятся на базе своего образовательного учреждения на уроках, в кружке, спецкурсе, индивидуальных консультациях, домашних работах, предметных «погружениях».

Школьная олимпиада обычно проводится в середине октября. Учителя коллегиально тщательно отбирают задания для олимпиады. Индивидуальный комплект контрольно-измерительных материалов для участника школьной олимпиады включает описание конкурсного задания, совокупность тестовых заданий и порядок действий, обеспечивающих выполнение заданий. Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследовательского характера. Именно на них проверяется способность мыслить и умения применять знания в измененной или новой ситуации.

После проведения школьного тура важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий. Здесь важной задачей является объяснение педагогом          основных идей решения заданий и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.

Все победители и призеры школьной олимпиады информируются о сроках проведения муниципального этапа, который проходит в конце ноября.

Муниципальный этап олимпиады состоит из двух или трех туров - теоретического (тестового), практического и теоретико-практического (кабинетного). Практический тур нацелен на выявление исследовательской компетентности школьника, может состоять из заданий на применение знаний в знакомой, измененной или новой ситуации, разработки реферата, составления проекта. Теоретико-практический тур дает возможность участникам олимпиады возможность показать эрудицию, умение четко отвечать, формулировать гипотезу, отстаивать свою точку зрения и т.д.

Подготовка к муниципальному этапу проводится по следующему алгоритму: на занятиях учащимся даются методические рекомендации по решению тестовых заданий закрытого типа (в том числе заданий, предполагающих письменное обоснование правильного и неправильных ответов), продолжается работа по углублению и обобщению знаний по предмету с учетом специфики локальных особенностей района (города), организуется тренинг по закреплению умений применять знания на практике с выработкой умений тренировать память, фиксировать статистический материал, осуществлять интеллектуальные операции анализа, синтеза, сравнения, делать выводы.

Для подготовки реферата или проекта конкурсанту необходимо осуществить несколько этапов:

  • 1) Этап ориентирования (3-4 дня). Индивидуальное и коллективное обсуждение проблемы/темы исследования. Анализ личного опыта. Сбор исходных данных. Выявление потребности в изменениях. Определяется актуальность темы. Новизна, социальная ориентированность. Обсуждение с учителем форм работы над рефератом или проектом.
  • 2) Этап разработки реферата или проекта (3-4 дня). Разработка индивидуальных задач. Создание концепции. Определение целей, которые могут корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Цель может быть реалистичной, диагностируемой, ранжируемой (состоящей из более мелких задач), иметь практическую направленность на решение локальных (региональных) проблем. Для проекта необходимо определение информационных, нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов и масштабов разработки.
  • 3) Этап реализации проекта (4-5 дней). Моделирование. Модель индивидуальна, которой еще нет в действительности, носит прогностический и объяснительный характер. Учет влияния внешней среды, возможных негативных последствий и механизмы их преодоление, мнений оппонентов. Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации. Знакомство с известными проектами.

Самостоятельная работа учащихся над решением поставленных задач. Ведение дневника личных достижений. Промежуточное обсуждение результатов с учителем, другими школьниками.

Оформление результатов проекта в виде реферата, эссе, видеофильма, Web-сайта, комбинации жанров и др.

  • 4) Этап презентации результатов реферата или проекта (2-3 дня). Подготовка презентации к защите проекта.
  • 5) Этап самооценки реферата или проекта (2-3 дня). Учащиеся проводят самоэкспертизу созданному продукту по следующим критериям: значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике, корректность методов исследования и обработки результатов, необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей знаний, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы, эстетика оформления результатов.

В осуществлении подготовки к практическому туру планируется использование компьютерной техники, обширного фонда библиотек, ресурсных центров организаций и учреждений.

В ходе подготовки реферата или выполнения проекта происходит формирование умений, связанных с развитием интереса (анализировать свои интересы, определять новые на основе развития прежних, сопоставлять свои возможности и интересы, отстаивать свои интересы); находить практические, интересные виды деятельности; выбрать практический вид деятельности для себя; исследовать условия практической деятельности; подготовиться и осуществлять исследовательскую деятельность на практике; оценивать результаты практики; делать выводы из результатов практической деятельности; устанавливать общественную ценность и личностное отношение к практической деятельности; установить культурную и профессиональную ценность практической деятельности.

Для успешной деятельности по подготовке к практическому туру необходимо учитывать факторы, влияющие на процесс разработки реферата или проектирования: участие учителя в организации или поддержке деятельности учащегося; желание и готовность работать; учет индивидуальных особенностей школьника; безопасность работы; создание условий для свободной и самостоятельной работы; учитель пребывает в позиции помощника, наставника.

В период подготовки к муниципальному этапу олимпиады у учащихся развиваются метапредметные компетентности:

  • умение длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию;
  • умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • умение аргументировать собственную точку зрения;
  • умение находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;
  • умение оценивать достоверность полученной информации.

На муниципальном уровне олимпиада проводится для победителей школьной олимпиады в два этапа представителями отдела управления образованием района (города). В теоретическом туре оценивается правильность и полнота выполнения тестовых заданий. В практическом туре оценивается тема, цель, объект, актуальность, задачи, гипотеза, методика, оборудование, схема опыта, наглядное представление, выводы работы. В теоретико-практическом (кабинетном) туре оцениваются знания и умения в конкретных областях науки, коммуникативные и интеллектуальные умения.

После окончания данного этапа учителем осуществляется разбор олимпиадных заданий и подробный анализ допущенных ошибок.

В случае победы на муниципальном уровне учащемуся требуется дальнейшая подготовка к региональной олимпиаде.

При подготовке к региональной олимпиаде, которая носит уже индивидуальный характер, кроме отработки предметных умений большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, посвященных развитию своего края/области, делается упор на знание культурных, социальных и хозяйственных особенностей региона.

Аналогично, после проведения региональной олимпиады с учащимися обсуждаются ответы на задания, проводится анализ успехов и неудач, поощряются победители и участники олимпиады.

Как правило, тщательная подготовка учащихся к олимпиадам учителями проводится до муниципального или регионального уровней.

В случае победы ученики делегируются на всероссийскую  и международную олимпиаду, когда методика подготовки школьников требует усилий опытных учителей, педагогов учреждений дополнительного образования, преподавателей вузов и научно-исследовательских институтов.

Просмотров работы: 391