Актуальность использования интернет - источников в процессе обучения иностранным языкам студентов технических специальностей объясняется рядом причин, обусловленных требованиями к подготовке современного квалифицированного инженера.
Во-первых, для улучшения профессиональной подготовки в целом необходимо опираться на ресурсы, которые позволять повысить интерес к предмету и мотивацию овладения иностранным языком. Обучение с применением информационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучающегося, что является средством закрепления внутренней мотивации, способствующей успешному обучению [4].
Во-вторых, использование интернет - источников предоставляет возможности для активной самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, что позволяет студенту проявить свои умения на практике.
В-третьих, удобство организации работы студента он-лайн заключается в использовании ресурса практически в любое время и в индивидуальном режиме.
В-четвертых, обширный оперативно обновляющийся информационный материал сайтов с использованием гиперссылок на различные ресурсы Интернет служит источником для расширения зоны контактов как с российской, так и с международной аудиторией.
В-пятых, при организации работы с сетью Интернет расширяется выбор методов и форм педагогического воздействия на обучающегося.
Анализ проблемы использования Интернета в учебной деятельности позволил определить понятие образовательные возможности Интернета следующим образом - «это средства обучения и воспитания, расположенные в Интернете, содержащие программные, дидактические, методические и другие материалы, представленные в виде текста, аудио, видео» [3].
В ряде научных исследований отмечается, что основными потребителями образовательных ресурсов Интернета являются студенты (65%), для которых Интернет служит, прежде всего, источником информации профессионального характера (43,0 %). Однако при всем многообразии ресурсов в сети, есть информация, не представленная в Интернете, но наиболее востребованная в учебном процессе. Студенты наиболее остро ощущают потребность в полнотекстовых изданиях, а также достоверных и структурированных статистических данных.
По мнению Н.С. Мальцевой, существует некое предубеждение к сети Интернет как источнику «быстрой, но не качественной информации». Исключение составляют лишь единичные «проверенные» сайты, доверие к которым очень высоко [2].
К доступным в сети Интернет и солидным источникам информации на английском языке, которые могут вызвать профессиональный интерес у студентов радиотехнического факультета, следует отнести сайт известного американского исследовательского института NIST со множеством ссылок на свои исследовательские подразделения в области электротехники; сайт Международного общества инженеров в области оптики (SPIE); сайт компании NEC, одной из мировых лидеров в области телекоммуникаций, компьютеров и полупроводниковых компонентов; сайт американского исследовательского центра Дэвида Сарноффа; сайт Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA); сайт компании National Semiconductor, мирового лидера в энергетике и т.д. [1] .
Объектом нашего изучения стали специализированные веб - сайты Radio-Electronics.сom и Еlectronics-radio.com, созданные британской компанией Adrio Communications Ltd., как ресурсы бесплатной информации в области радиоэлектроники.
Консалтинговая компания Adrio Communications Ltd. является признанным в Британии экспертом в различных областях, в том числе электроники. Названные сайты управляются и редактируется Иэном Пулом, дипломированным специалистом в области электротехники и электроники, членом международной некоммерческой ассоциации специалистов в области техники IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers), автором более 20 книг в названных областях.
Эти факты подтверждают информационную надежность изучаемых нами сайтов. Веб-сайт Radio-Electronics.сom предлагает информацию, рассчитанную на специалистов в области промышленной электроники, включая обучающие программы с глубокими исследованиями различных тем. Еlectronics-radio.com - веб-сайт для людей, увлечённых электроникой как хобби, и для тех, кто начал изучать электронику самостоятельно.
Содержание сайта Radio-Electronics.сom включает широкий диапазон статей, связанных с технологиями радиопередачи и телевещания, технологиями сотовых коммуникаций, созданием электросхем, принципами дизайна в электронике, с информацией о радиокомпонентах, производстве электронного оборудования, с вычислениями и формулами в радиоэлектронике, с формами управления электропитанием, различными типами радиоприемников и техническими требованиями к ним, с радиочастотами, спутниковыми технологиями, беспроводными технологиями связи. Сайт интересен тем, что содержит статьи аналитиков, руководителей известных предприятий, которые выражают личное видение проблемных вопросов.
Второй интернет - источник Еlectronics-radio.com объединяет солидное количество информации и статей о фундаментальных понятиях в электронике (напряжение, ток, сопротивление и т.д.), об электронных деталях и компонентах (резисторы, конденсаторы и т.д.), о радиосхемах, об основах радиотехнологий, о любительском радио, о процессах и методах создания любительской радиотехники, о тестирующих приборах и т.д.
Названные веб - сайты не являются специально разработанными образовательными учебно-методическими комплексами, но обладают значительной профессионально - познавательной информацией. Назовем некоторые формы работы с данными информационными источниками на занятиях по английскому языку для студентов радиотехнических специальностей:
Работа с данными ресурсами сети Интернет предполагает перевод оригинальных текстов профессиональной направленности из современных источников. Студенты самостоятельно читают тексты сайтов, изучают профессиональные термины в технических описаниях и инструкциях, излагают результаты выполненных исследований в виде творческих сообщений. Опыт подобной работы может стать основой при создании образовательного сайта «Английский язык для студентов специальностей РТФ». Приобщение студентов к участию в создании электронных образовательных ресурсов позволит разнообразить формы и методы самостоятельной работы, формировать необходимые базовые компетенции будущих инженеров.
Список литературы: