«ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

 

События последних десятилетий российской истории показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание. Данные последствия особенно ощутимы всеми без исключения социальными и возрастными группами населения нашей страны. Следует отметить резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма и гражданской позиции. Воспользовавшись возникшим вакуумом, на данной почве начали активно формироваться организации экстремистского толка, стало происходить перерождение патриотизма в национализм, населением практически безвозвратно было утрачено понятие интернационализма. Необходимо отметить, что для такого многонационального государства, как Российская Федерация, такие понятия, как «патриотизм» и «интернационализм» являются фундаментом социально-экономической стабильности. Указанные процессы также сопровождались широким распространением в общественном сознании равнодушия, эгоизма, цинизма, проявлениями немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству, которое является гарантом безопасности.

Следует отметить, что важнейшая составляющая длительного и кропотливого процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Как справедливо отмечал Д.С. Лихачев, - «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». При этом, безусловно, отсутствие указанного компонента не позволяет говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Несмотря на предпринятые в последние годы со стороны руководства страны попытки создать условия для патриотического воспитания и формирования гражданской позиции российской молодежи, прежде всего, путем создания единой доктрины воспитания подрастающего поколения и формирования соответствующей нормативной правовой базы, следует отметить недостаточную эффективность практической составляющей реализации существующих программ. Весьма непоследовательные действия в данном направлении принимает и Министерство спорта, туризма и молодежной политики, которое является ответственным за реализацию молодежной политики и военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у граждан готовности к защите интересов государства и общества. Очевидным является и то обстоятельство, что подобные неблагоприятные условия не позволяют достичь значимых результатов в данной области.

Подобное положение дел способствует формированию целого ряда негативных явлений  в молодежной среде, которые являются характерными и для Тульской области. Среди них следует выделить: массовое отрицание необходимости службы в армии и защиты Отечества, пренебрежение к славным страницам военной истории российского государства. Указанные обстоятельства в конечном итоге негативно сказывается на уровне обороноспособности страны и, в целом, ослабляет суверенитет Российской Федерации.      

В этих условиях очевидна необходимость неотложного объединения усилий органов исполнительной власти на всех уровнях, органов местного самоуправления и образовательных учреждений, в том числе и высшей школы, для решения острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества, формирования гражданской позиции молодежи и укрепления государственности.

В этой связи очевидным является и тот факт, что последовательная реализация единой государственной политики в области патриотического воспитания - залог формирования «здорового» гражданского общества. При этом следует отметить, что Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года, включающей раздел «Молодежная политика», предусматривается неразрывная связь патриотического воспитания с гражданским образованием.

В данном случае особая роль в системе образования и патриотического воспитания отводится именно высшей школе. Так, в соответствии с новыми образовательными стандартами высшего профессионального образования на высшее учебные заведения возложены задачи по формированию у обучающихся не только профессиональных и общекультурных компетенций, а также их патриотическому воспитанию.

Данная работа направлена на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодежи и студентов в высшей школе, становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции молодежи.

Необходимо обратить внимание, что в качестве приоритетных задач в области патриотического воспитания молодежи и студентов государством обозначены:

    - повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

   - совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

    - формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы;

    -  внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных инновационных форм, методов и средств воспитательной работы;

    - повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

  -  развитие материально-технической базы патриотического воспитания.

Следует отметить, что воспитательная работа в высшей школе имеет ряд отличительных особенностей. К сожалению, рассмотреть все вопросы, связанные с особенностями организации воспитательной работы в высших учебных заведениях в рамках данного исследования не представляется возможным. В этой связи, особое внимание следует уделить исследованию практических мероприятий (проектов), реализуемых в НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», направленных на формирование гражданской позиции, а также профессиональных компетенций обучающихся по юридическому направлению подготовки.

Теоретические основы гуманизации образования и воспитания в высшей школе

К настоящему времени педагогика накопила обширный объем теоретического материала, описаний педагогических явлений и знаний. При этом основополагающими категориями (понятиями) педагогики по-прежнему являются: развитие, образование, обучение и воспитание[1].

Непосредственно сам образовательный процесс способствует передаче накопленных поколениями знаний и культурных ценностей, а система образования любого уровня аккумулирует интеллектуальный и нравственный потенциал страны.

Социально-культурные традиции оказывают существенное влияние на формирование характера каждого человека, стиля его поведения, ценностей, устремлений и интересов, образа жизни, принятого в обществе, а также освоение различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, общественно-политической, семейно-бытовой) и развитие творческого потенциала человека[2].

В процессе обучения и воспитания в высшем учебном заведении молодые люди осваивают социокультурные нормы, имеющие важное культурно-историческое значение.

Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие значимых социальных групп и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и последующей профессиональной деятельности.

Образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности. При этом роль педагогов заключается в создании всех необходимых условий, которые обеспечивают индивидуальный личностный «рост» студентов.

Эффективное включение молодежи и студентов в учебно-воспитательный процесс возможно только в случае постоянного чередования организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Это в свою очередь мобилизует и активизирует все познавательные силы обучающихся.

В этой связи воспитательный процесс предстает как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной и исследовательской.

Как справедливо утверждал К.Д. Ушинский, научные истины могут быть общими, психологические приемы и методы, добытые в разных странах, могут быть использованы любым народом, но система воспитания в целом у каждого народа своя, со своими национальными особенностями, она учитывает специфику национального характера и творческие силы различных слоев страны[3].

Современному российскому обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, знающие ее историю, почитающие традиции предков, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.

Реалии сегодняшнего дня ставят перед педагогами высшей школы непростые задачи - привить любовь и верность к своей Родине, воспитать в молодых людях уважительное отношение к национальным чувствам других сограждан, к истории и традициям.

В контексте данной работы хотелось бы подробно остановиться на рассмотрении вопросов, связанных с особенностями организации и функционирования системы военно-патриотического воспитания в рамках деятельности высшего учебного заведения - НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики».

Следует отметить, что этимологическое значение термина «патриотизм» (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) - олицетворение любви к своей Родине, со­причастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости. Безусловно, подобная совокупность элементов составляет духовно-нравственную основу лич­ности, способствуя формированию ее гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном слу­жении Отечеству.

Значение патриотического воспитания трудно переоценить, поскольку патриотизм представляет собой фундамент об­щественной и государственной систем, духовно-нравственную ос­нову их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Говоря о цели военно-патриотического воспитания молодежи в рамках высшей школы, следует отметить необходимость развития у студентов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нрав­ственных ценностей, а также формирование профессио­нально значимых качеств, умений и готовности к их активному про­явлению в различных сферах общественной жизни.

Вместе с тем, в ходе практической деятельности в области военно-патриотического воспитания молодежи становятся очевидны и существующие в данной области проблемы. Например, несмотря на предпринятые со стороны руководства страны попытки создать условия для патриотического воспитания молодежи, прежде всего, путем создания единой доктрины воспитания подрастающего поколения и формирования соответствующей нормативно правовой базы, качество исполнения данных документов оставляет желать лучшего[4]. К числу актуальных проблем относятся: отсутствие координации деятельности между общественными организациями,  разрозненность и несогласованность действий со стороны государственных органов в данной сфере и т.д. Помимо этого, так и не появилось альтернативы таких известных в советское время общественных организаций, как: октябрята, пионеры, комсомольцы, несли основное бремя  воспитательной работы.

В поисках путей решения проблем воспитания молодежи и студентов, возникла необходимость создания и реализации вариативной программы с использованием военно-патриотической тематики. На  этой основе студенты НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» приняли участие в создании и деятельности поискового отряда «Память», а также «Центра оказания юридической помощи».

Говоря о классических формах пропагандирования патриотических идей, следует отметить эффективность таких мероприятий, как: организация и проведение кинолекториев, на которых  просматриваются фильмы, освещающие события 1941-1945 годов, входящие в «золотой фонд» советского и российского кино, посещение экспозиций музеев и выставок, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Кроме того, студенты института принимают активное участие в исследовательской работе в Центральном архиве министерства обороны Российской Федерации, Центре новейшей истории и Государственном архиве Тульской области. Изучение, анализ хранящихся здесь документов предоставляют возможность молодым людям уверенно ориентироваться в существующей литературе посвященной военной тематике, выделять работы фальсификаторов истории.

Подобная работа позволяет сформировать в сознании молодежи  правильные ценностные ориентиры - любовь к Родине, необходимость защиты Отечества, гордость за военное прошлое нашей страны и армии. При этом проведенные исследования свидетельствуют о существенном сокращении количества молодых людей из числа студентов института, которые отрицательно относятся к воинской службе.

В этой связи практический интерес представляют следующие воспитательные мероприятия, проводимые в НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», в рамках военно-патриотической тематики.

Необходимо отметить, что в 2003 г.  по инициативе члена Тульской городской общественной организации ветеранов ОВД «Щит» подполковника милиции Ю.В. Апарина, а также кандидата юридических наук В.В. Наумова был создан и функционирует поисковый отряд «Память». Подавляющее большинство поисковиков отряда - это студенты НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики». Кроме того, на базе отряда создан и успешно функционирует военно-исторический музей, посвященный героической обороне Тулы в годы Великой Отечественной войны.

На базе музея регулярно проводятся открытые занятия и экскурсии, в том числе и по истории обороны нашего края в годы Великой Отечественной войны, а также организуются праздничные концерты.

Например, в мае 2011 года прошла выставка под названием «Никто не забыт, ничто не забыто», приуроченная к 66-ой годовщине победы над фашизмом.  Первыми ее посетителями стали ветераны Великой Отечественной войны и учащиеся подшефных общеобразовательных учебных заведений. Ветераны назвали эту выставку «Праздником памяти», а подрастающее поколение получило бесценный урок жизни от ветеранов, и напоминание о ратных подвигах, которые они совершили в годы войны и послевоенное время, поднимая страну из разрухи. Одним из почетных гостей выставки был герой-фронтовик - Василий Никифорович Корольков.

Студентами-поисковиками была подготовлена инсталляция о войне: на заднем плане увеличенная фотография полуразрушенного, с черными «глазницами» здания рейхстага, перед ней на маскировочной ткани - оружие и вещи, найденные во время поисковых работ участниками отряда «Память» на местах боев. Они символизируют противостояние двух армий, двух сил - советской (освободительной) и фашистской. Судьба последней предрешена, предметы немецкого вооружения покрылись ржавчиной, они больше не смогут нести смерть... Начищенное дуло автомата советской армии направлено в самое сердце Германии, на рейхстаг, что говорит о готовности в любой момент встать на защиту Родины...

Инновационной является экспозиция «Увидеть и услышать войну». Ее отличительная особенность заключается в успешном использовании современных мультимедийных технологий. В настоящее время подобное направление деятельности  в образовательно-воспитательном процессе представляется актуальным и эффективным. Новизна данного метода доведения информации до слушателей заключается в том, что подробное ознакомление с экспонатами осуществляется с помощью компьютеров и мультимедийных установок. Это связано и с ограниченностью пространства выставочных залов музея и невозможностью выставить все реликвии, содержащиеся в фондах. Подобные технологии позволяют реализовать возможность индивидуальной работы с посетителями. Учитывая, что современная молодежь подавляющее большинство информации черпает из различных электронных ресурсов и сети Интернет, музеям просто необходимо использовать данный потенциал техники.

Немаловажное значение имеет и методология презентации культурного наследия. Важным является применение цветовых, звуковых и световых возможностей в инсталляциях, которые позволяют создавать определенные образы, имеющие направленную силу воздействия. Подобные меры позволяют максимально эффективно использовать все пространство помещений, отображать события таким образом, чтобы гармонично выстроенная и взаимосвязанная экспозиция всегда завершались кульминационным показом.

К сожалению, исследование темы Великой Отечественной войны с каждым годом становится все более и более проблематичным. В этой связи необходимо особое внимание уделять такому понятию, как интенсивность проведения встреч молодежи и студентов с ветеранами Великой Отечественной войны; проводить такие мероприятия как «уроки мужества» и т.д.

Не­обходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в дости­жении данной цели государственными и социальными института­ми, макро- и микрофакторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важ­ных проблем государственного масштаба - патриотическое воспитание граждан, значение которой в сложный и противоречивый период разви­тия нашего общества трудно переоценить.

В этой связи экспериментальные воспитательные программы реализуемые в НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», не требующие привлечения существенных материальных ресурсов и отличающиеся высокой эффективностью, представляют практический интерес.

Практические направления деятельности в сфере гуманизации образования и воспитания  при подготовке юристов в высшей школе

Как показывает практика, эффективность системы воспитания зависит не только от его личностного ориентирования, но и уровня образования молодежи и студентов, качества организации коллективной творческой деятельности совместно с педагогами высшего учебного заведения, ветеранами и иными потенциальными участниками воспитательного процесса. В этой связи, в рамках деятельности НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», особый интерес представляет такое передовое направление исследований, как совместная работа педагогов, молодых ученых, ветеранов и студентов, в рамках добровольного поискового движения.

В настоящее время в нашей стране не утратил своей актуальности вопрос поиска, идентификации и захоронения останков сотен тысяч военнослужащих,  погибших при защите Родины в годы Великой Отечественной войны, а также поиск без вести пропавших[5].

В этой связи необходимо более подробно остановиться на исследовании вопросов деятельности поискового отряда «Память» и входящих в его состав студентов и молодежи, в том числе учеников подшефных школ и подростков из неблагополучных семей.

В деятельности данного отряда особый акцент делается на практическую составляющую воспитания - непосредственные поисковые мероприятия на местах боев Великой отечественной войны - «Вахты Памяти».

«Вахты Памяти» представляют собой комплекс мероприятий  по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны, организуемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных задач, которые решаются в ходе проведения «Вахт Памяти», следует отметить: пропаганду героического прошлого нашей армии и органов внутренних дел; воспитание молодежи на примерах подвигов воинов Красной армии в годы Великой Отечественной войны; поиск не захороненных останков бойцов и командиров РККА, погибших при обороне Тулы в 1941-1943 годах, с их последующим торжественным погребением и отданием воинских и духовных почестей; идентификация останков погибших. Не менее важным является и активная работа по популяризации идей поискового движения как составной части системы воспитания патриотизма и гражданского долга среди молодежи и студентов, а также их вовлечение в деятельности героико-патриотического объединения «Память».

За годы прошедшие с момента организации этого отряда, проведены поисковые мероприятия на территории г. Тулы, Щекинского, Ленинского, Веневского, Воловского, Чернского районов Тульской области, Калужской и других областей, в которых приняло участие более 500 человек. Поисковиками были обнаружены на местах боев и перезахоронены останки 118 воинов РККА.

Остановимся подробнее на наиболее значимых и запоминающихся событиях деятельности отряда в области военно-патриотического воспитания.

Например, летом 2008 года более трех недель поисковики отряда совместно с представителями центра «Искатель» провели в н.п. Волово Тульской области. С большим трудом им удалось обнаружить затерянное захоронение солдат, оборонявших Тульскую землю и павших на ней во время кровопролитных боев 1941-1942 годов.

Эти брошенные могилы солдат поисковики разыскивали несколько лет. В результате раскопок на поверхность были подняты останки 21 красноармейца. Среди обмундирования солдат был обнаружен и один медальон, который в дальнейшем позволил идентифицировать личность погибшего. Позднее останки были преданы земле со всеми полагающимися почестями.

В период с 23 апреля по 03 мая 2009 года поисковики отряда  совместно с Тульской областной общественной организацией «Объединение поисковых отрядов «Легион» были организованы и проведены поисковые работы в Чернском районе Тульской области. Благодаря усилиям поисковиков были обнаружены и перезахоронены останки четырех красноармейцев.

Позднее, летом того же 2009 года в ходе дальнейших работ на окраине н.п. Волово было обнаружено групповое захоронение воинов РККА времен Великой Отечественной войны. Личность одного из погибших также удалось идентифицировать. Им оказался Ефим Дмитриевич Рогуля, 1904 года рождения. На похороны Е.Д. Рагули в н.п. Волово Тульской области приехал и его сын - Рагуля Алексей Ефимович, полковник российской армии в отставке. Помимо этого, имена также были возвращены и еще двум героям - Саковичу Ивану Григорьевичу и Трушину Якову.

В период с 27 по 29 августа 2010 года отряд провел поисковою разведку в районе сел Ольховец и Спасское Новомосковского района Тульской области в надежде обнаружить останки воинов красной армии. Собранные находки также позволили пролить свет на забытые страницы обороны Тульской земли в 1941-1942 годах.

В ходе поисковых работ отрядом были обнаружены останки 106 военнослужащих вермахта. Совместно с представителями немецкой общины Тулы, Народного Союза Германии по уходу за военными захоронениями проведено их погребение с участием представителей католического духовенства и посольства Германии на «Всехсвятском кладбище» города Тулы.

Проведение «Вахт памяти» не ограничивается исключительно поисковыми работами. Так, на собранные деньги молодыми активистами-поисковиками деньги в д. Сахаровка Воловского района Тульской области был установлен обелиск на братской могиле красноармейцев, погибших при ее освобождении, отремонтированы несколько ограждений на безымянных воинских захоронениях в Тульской области. 

Проводимые мероприятия широко освещались в российских и областных средствах массовой информации.

Помимо увековечивания памяти героев, поисковики «зачищают» территории боевых действий от несущего угрозу «металлолома», делая  природу нашего края безопасной для людей. Поисковый отряд ежегодно принимает участие  в проводимой милицией общественной безопасности УВД по Тульской области оперативно-профилактической операции «Оружие». Только в ходе «Вахты памяти», проведенной в июле-августе 2010 г., поисковики передали представителям МЧС и МВД на уничтожение 20 ручных и противотанковых гранат Ф-1, РП-40, РГД-33, Сердюкова, 15 снарядов калибра 122 мм и 150 мм, 10 минометных мин калибра 50 мм и 82 мм,  141 патрон калибра 7,62 мм, 4 винтовки Мосина, 1 револьвер, 8 коробок с пулеметными лентами к станковому пулемету Максим, 5 дисков к ручному пулемету Дегтярева. 

Проделанная работа позволила создать на отработанных территориях безопасные условия проживания людей и существенно улучшить непростую экологическую обстановку после проведения разминирования и утилизации боеприпасов. Помимо этого, поисковые мероприятия служат и источником пополнения музейного фонда отряда. 

В настоящее время становится очевидным, что работа поискового движения в нашей стране является делом государственной важности и не может быть прервана или перенесена на более поздний срок, поскольку время неумолимо. Оно не щадит очевидцев военных лет, которые  оказывают неоценимую помощь в восстановлении событий нашей великой истории.

Подобная работа позволяет молодому поколению наших земляков сформировать четкое представление об истории нашей страны, осознать значение патриотизма, чести, совести и гражданской ответственности в жизни. Все это является непреодолимым заслоном на пути экстремистских и преступных организаций.

В качестве еще одного из инновационных направлений военно-патриотической работы с молодежью и студентами является практическая отработка навыков работы в полевых условиях с применением средств технико-криминалистического обеспечения. Безусловно, реализация подобного направления деятельности не представляется возможным без привлечения ведущих специалистов различных министерств и ведомств - Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, а также ветеранов-наставников. В этой связи, справедливым является утверждение Д.А. Керимова о том, что верное толкование такого понятия как «криминалистическая техника» возможно исключительно в контексте: «наука-техника-общество-человек»[6].

Актуальность данного вопроса существенно возрастает в связи с постоянным появлением на рынке все более совершенных технических средств в области технико-криминалистического обеспечения, в том числе и поисковых работ. Вместе с развитием уровня техники возрастают и требования к компетенциям выпускников высших учебных заведений в области их профессиональной деятельности (например, юристы должны быть готовы к участию в проведении экспертно-консультационной деятельности, эффективно осуществлять правовое воспитание граждан и т.д.).

Указанная деятельность заключается не только в практическом участии студентов НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» в создании новых и модернизации имеющихся средств и методов криминалистической техники, но и совершенствовании правового регулирования применения этих устройств, а также методик экспертного исследования, повышении своего профессионального мастерства и квалификации.

Так, в ходе проведения «Вахт памяти» поисковики чаще всего сталкиваются с необходимостью обнаружения металлических объектов в грунте. При этом наиболее распространенными методами их обнаружения являются: магнитометрический, индукционный, радиолокационный и метод механического зондирования. Большинство объектов, представляющих интерес для поисковиков находятся на больших глубинах (более 1-1,5 метров). Бесценный опыт, полученный поисковиками в ходе работ по обнаружению металлических объектов на больших глубинах, имел  широкое практическое применение в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе при поиске тайников с оружием и боеприпасами. Это позволило предотвратить не один террористический акт.

Например, интересна практика применения щупов-зондов (при механическом методе зондирования)[7], глубинных индукционных металлоискателей, а также радиолокационного зондирования полупроводящих сред, которое позволяет успешно обнаруживать и идентифицировать различные предметы даже через укрывающие их полупроводящие среды (грунт, растительность, воду и т.п.). 

Следует отметить, что проведение сложных работ по обнаружению боеприпасов времен Великой Отечественной войны, мест захоронения бойцов и командиров Красной Армии и вермахта, эксгумации их останков и установления личностей погибших, невозможно без участия опытных наставников-консультантов  из числа действующих сотрудников и ветеранов различных министерств и ведомств. Их благородная деятельность осуществляется в основном на общественных началах. Как правило, именно они и оказывают неоценимую помощь в вопросах профессионально-личностного становления молодежи.

Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении нескольких студентов одновременно. Наставники оказывают молодежи всестороннюю помощь в овладении профессиональными приемами и методами работы, своевременно диагностируют и позволяют устранять возможные ошибки, прививают молодым людям чувство патриотизма и гордости за свою Родину, ответственности и добросовестности исполнения своего гражданского долга, беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, законности и правопорядка. Это позволяет сформировать у студентов необходимые профессиональные и морально-психологические качества.

Активное включение молодежи в постоянную работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества позволяет приблизить момент,  когда на территории России не останется ни одного неухоженного или забытого воинского захоронения, а останки всех героев будут с почестями преданы земле. Однако, в настоящее время количество запросов от родственников погибших не уменьшается. Не следует забывать и о том, что успешное решение общегосударственной задачи охраны памяти павших солдат определяет и лицо нашего государства в цивилизованном мире.

Практическая же составляющая воспитательного процесса посредством проведения «Вахт Памяти» заключается в подготовке молодежи к защите Отечества, формирования навыков выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой,  представления о дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе, получение и апробация знаний об истории нашего государства.

Кроме того, в результате исследований проведенных отрядом «Память», Ю.В. Апариным был опубликован ряд книг, посвященных военно-патриотической тематике:  1, 2, 3 тома «Тульского биографического словаря», «Без срока давности», «На пути к катастрофе», «На тульском направлении», которые положительно оценены учеными и краеведами.

Формирование профессиональных компетенций юристов в процессе гуманизации образования и воспитания

Безусловно, трудно переоценить значение воспитательной работы в высшем учебном заведении. Напомним, что приоритетом в данном виде деятельности является патриотическое воспитание молодежи и студентов, которое помимо прочего, ориентировано на повышение социальной активности молодых людей, их самостоятельности, ответственности, общей культуры и, в результате, формировании на этой основе профессиональных компетенций будущих специалистов.

Как показывает практика, немаловажную роль в воспитательном процессе играет формирование у молодых людей целостной и научно-обоснованной картины мира, становление их правосознания и ответственности за судьбу Родины.

В этой связи особое внимание хотелось бы обратить на следующий факт.

Под патронажем Совета Тульской областной адвокатской Палаты на базе НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» был создан «Центр оказания юридической помощи», ориентированный, в первую очередь, на безвозмездное оказание юридической помощи несовершеннолетним и их законным представителям, проведение консультационно-просветительской работы среди подростков и молодежи города Тулы и Тульской области.

В состав данного центра входят студенты старших курсов филиала, проходящие практику в Центре под руководством опытных адвокатов Тульской областной адвокатской Палаты, а также ведущих педагогов института.

Деятельность «Центра оказания юридической помощи» при НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» не ограничивается только консультационно-просветительской работой в области защиты прав граждан, в том числе и пожилого возраста, которые являются наиболее социально незащищенными категориями. Центр осуществляет и тесное взаимодействие с поисковиками отряда «Память» по ряду вопросов.

В ходе проведения «Вахт памяти» и научно-исследовательской деятельности по восстановлению событий истории обороны г.Тулы в 1941-1942 годах, проводимых поисковиками отряда, был установлен интересный факт.

Одной из самых загадочных и неизученных исторических страниц обороны г. Тулы является судьба талантливого советского военачальника - генерал-майора Ермакова Аркадия Николаевича, стоявшего во главе обороны города с конца октября по 22 ноября 1941 года.

19 декабря 1941 года А.Н. Ермаков был арестован, 29 января 1942 года осужден по п. «б» ст. 193-21 УК РСФСР, а 31 января того же года помилован Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Генерала осудили формально за оставление войсками 50-ой армии Сталиногорска (в настоящее время Новомосковск) и уничтожение объектов промышленности. К сожалению, Красной армии не удалось отстоять город, и после тяжелых боев, к вечеру 25 ноября 1941 года он был захвачен врагом.

Справедливости ради следует отметить, что промышленные предприятия города, согласно директивам Ставки верховного главнокомандующего, подлежали уничтожению уже при наличии угрозы их захвата армией вермахта.

Фактически генерал А.Н. Ермаков был осужден за прорыв танков армии Гудериана к Веневу и Кашире.

Ключевую роль в его обвинении сыграл первый секретарь Тульского обкома и горкома ВКП(б) - председатель городского комитета обороны В.Г. Жаворонков, который неприязненно и предвзято относился к Ермакову.

При этом, факт судимости очень тяготил генерала, став одной из причин его скоропостижной смерти в 1957 году.

Благодаря многолетней и скрупулезной работе, при активной поддержке сотрудников УФСБ по Тульской области и центрального аппарата ФСБ, в 2007 году удалось подготовить и направить Президенту РФ В.В. Путину прошение о пересмотре архивного уголовного дела в отношении генерала-майора А.Н. Ермакова.

01 августа 2007 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассмотрел архивное уголовное дело в отношении Ермакова А.Н., посмертно реабилитировал генерала, а уголовное дело в отношении него было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.

Таким образом, по прошествии более 60 лет историческая и социальная справедливость были восстановлены. Полагаем, что отсутствует необходимость указывать на важность реализации основополагающих принципов права, в частности и уголовного, таких как, принцип вины, принцип равенства всех перед законом, справедливости, поскольку данные руководящие начала составляют фундамент правового государства и гражданского общества.

Работа в данном направлении осуществляется и в настоящее время. С целью увековечивания памяти легендарного военачальника решается вопрос о присвоении одной из улиц муниципального образования город Тула имени генерал-майора Ермакова Аркадия Николаевича.

Основные выводы и рекомендации, нашедшие отражение в работе

В первую очередь отметим, что основные положения, содержащиеся в данной работе обсуждались на Международных чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «ХХI век: гуманитарные и социально-экономические науки», состоявшихся 26-27 апреля 2011 г.  в  г. Туле; II Тульском молодежном экономическом форуме инновационных проектов и идей, состоявшемся в мае 2011 г. в г. Туле; Всероссийском творческом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Моя судьба - Россия», состоявшемся 20-22 октября 2011 г. в г. Кирове. Результаты исследования внедрены и успешно применяются в практической деятельности НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики».

Как отмечалось ранее, одной из основных задач высшей школы, в том числе и НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», является воспитание молодежи и формирование ее гражданской позиции. В качестве важнейшей составляющей непосредственно учебно-воспитательного процесса следует выделить необходимость формирования и развития патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Эффективность учебно-воспитательной деятельности, безусловно, зависит от разносторонней и комплексной организации непосредственно самого процесса на различных уровнях - общевузовском, факультетском и кафедральном.

Непосредственно в НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» созданы и эффективно функционируют ряд основополагающих в воспитательной деятельности структур, которые и реализуют единую концепцию гуманизации высшего профессионального образования. Так, например, на базе вуза функционируют: Совет по воспитательной работе, «Центр карьерного развития», «Центр оказания юридической помощи», Музей военной истории Тульской области, Институт наставничества, действует студенческий поисковый отряд «Память»; а в области научно-исследовательской работы - Студенческое научное сообщество.

При этом особое внимание уделяется практической составляющей воспитания, ориентированной на военно-патриотическую тематику, а также активную работу не только со студентами, но и подростками из подшефных школ и неблагополучных семей.

В этой связи следует отметить, что подобные инновационные походы в учебно-воспитательном процессе, позволяют успешно осуществлять не только учебную деятельность, но и внеаудиторную творческую работу с активным вовлечением в нее молодежи в рамках скоординированного функционирования «Центра оказания юридической помощи» и поискового студенческого отряда «Память».

В этой связи хотелось бы отметить успешно апробированный на практике комплекс учебно-воспитательных мероприятий по следующим направлениям:

- «классические» формы пропагандирования патриотических идей на базе отряда «Память» с применением новейших компьютерных технологий;

- реализация практической составляющей воспитания - непосредственные поисковые мероприятия на местах сражений Великой Отечественной войны («Вахты Памяти»);

- создание и функционирование музея, посвященного военно-патриотической тематике; проведение на его базе выставок, открытых занятий и экскурсий, в том числе  и для учащихся подшефных общеобразовательных учебных заведений и подростков из неблагополучных семей;

- деятельность «Центра оказания юридической помощи»;

- научно-исследовательская работа Студенческого научного сообщества и публикация книг, посвященных военно-патриотической тематике;

- проведение мероприятий, направленных на овладение молодежью и студентами познаниями в области технико-криминалистического обеспечения будущей профессиональной деятельности.

Конечным результатом реализации указанных направлений является не только положительная динамика роста патриотизма среди молодежи и студентов, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, но и формирование высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере правоприменительной и нормотворческой деятельности.

Библиографический список

1. Апарин Ю.В. На пути к катастрофе: Учебное пособие. Тула, 2009.  123 с.

2. Апарин Ю.В. На тульском направлении : Учебное пособие. Тула, 2008. 103 с.

3. Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания: Конспект лекций (Материалы электронного портала http://fictionbook.ru/).

4. Керимов Д.А.. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянов и др.; Под ред. проф. А.Ф. Волынского. М.: Юнити-Дана, 2002. 615 с.

5. Педагогика: Учебное пособие  / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

6. Платонов В.В., Золотарева Л.И., Тихомиров С.Н. Педагогическая культура и техника труда преподавателя: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005. 128 с.

7. Ушинский К..Д.. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2006. 775 с.

8. Филимошин М.В. Людские потери вооруженных сил СССР // Мир России. 1999. № 4. С. 72-76.



[1] Платонов В.В., Золотарева Л.И., Тихомиров С.Н. Педагогическая культура и техника труда преподавателя: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 29.

[2] Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания: Конспект лекций (Материалы электронного портала http://fictionbook.ru).

[3] См. подробнее: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2006. 775 с.

[4] В настоящее время указанные вопросы регулируются целым рядом нормативных правовых актов: Конституцией РФ; Федеральными законами «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»; Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года, которая включает в себя самостоятельный раздел «Молодежная политика» и др.

[5] Так, по данным военного историка М. В. Филимошина, во время Великой Отечественной войны попало в плен и пропало без вести 4,559 млн. советских военнослужащих и 500 тыс. военнообязанных, призванных по мобилизации, но ещё не зачисленных в списки войск (См.: Филимошин М.В. Людские потери вооруженных сил СССР // Мир России. 1999. № 4).

[6] Керимов Д.А.. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянов и др.; Под ред. проф. А.Ф. Волынского. М.: Юнити-Дана, 2002. С. 64-65.

[7] Интерес представляет активное использование в настоящее время щупов-зондов из непроводящих материалов (стеклопластика и т.д.) в целях исключения срабатывания взрывных устройств.

 

Просмотров работы: 10