Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Реформирование высшего образования, вызванное социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.
Актуальными из них являются:
Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее актуальных.
Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационно-коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту построить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности.
Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий обучения. Эффективное применение информационных технологий в учебном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым. Возможности информационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей. А опыт, знания и традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющие информационного пространства.
Рассмотрим основные требования к процессу обучения, определяющие его успешность, результативность. Наиболее подходящими являются дидактические принципы В. А. Сластенина.
Принцип активности (самостоятельности). Пассивное обучение в настоящее время преобладает в школах и университетах. Не случайно самым ценным качеством преподавателя считается умение хорошо объяснять, а от ученика и студента требуется соблюдать дисциплину на уроке, внимательно слушать и запоминать, что говорит преподаватель, выполнять его указания.
Учебная деятельность должна быть творческим трудом, направленным на всестороннее саморазвитие личности студентов и студентов. Самостоятельность студентов и студентов - ключ к решению современных проблем общего образования. Цель и идеалы, к которым надо стремиться и постепенно подводить учащихся, это их самодеятельность в форме самообучения, самовоспитания, саморегуляция в учебно-воспитательном процессе. Одна из важных сторон электронного обучения - диалог обучаемого с компьютером, в ходе которого, во-первых, происходит включение вновь приобретаемого знания в систему деятельности обучаемого, а во-вторых, обучаемый имеет возможность сознательно управлять учебной деятельностью.
Принцип самостоятельности в дистанционном обучении реализуется за счет поля самостоятельности в обучающей программе. Наиболее эффективные обучающие системы позволяют студенту выбрать свой путь решения, оценить его эффективность. При этом, за обучаемым остается право выбора. Он может решить задачу по-своему, а затем сравнить свое решение с образцом. При такой организации процесса учения студенты и школьники учатся рефлексировать, анализировать свою работу, оценивать ее, сравнивать с образцом решения поставленной учебной задачи. Испытанное чувство удовлетворения от решенной задачи приводит к формированию потребности в познании, творчестве, самостоятельной работе по приобретению новых знаний.
Важен для современных школ и университетов принцип связи теории с практикой. Традиционное обучение является преимущественно теоретическим. Классно-урочная (лекционная) форма обучения исподволь, незаметно подталкивает каждого педагога в отдельности и всю систему образования в целом к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. В самом деле, любому педагогу излагать теоретические знания у доски и требовать от учеников воспроизведения этого изложения значительно легче, чем организовывать ориентированную на практику работу учащихся. Если же вести электронное обучение, то оно приобретает практический уклон: диалоговый характер работы с компьютером, его вычислительные моделирующие возможности предрасполагают к обучению в форме решения задач и к тому же задач практической направленности. Именно применение электронного обучения в учебном процессе позволяет существенно сдвинуть баланс теоретического и практического в обучении в сторону практического, так как компьютер обладает уникальными возможностями моделирования, в том числе имитационного, различных процессов, начиная физическими и химическими, и кончая социальными. Моделирующие программы могут способствовать профессиональной ориентации студентов, их экономическому и экологическому воспитанию.
Иллюстративные возможности дистанционного обучения в реализации принципа наглядности «лежат на поверхности» и привлекают внимание к использованию электронного обучения в первую очередь. Создалось даже положение, что иллюстративные аспекты обучающих программ довлеют над всеми остальными. Графические возможности дисплеев персональных компьютеров и современные технологии обработки и представления графической информации позволяют сделать электронное обучение очень наглядным. С помощью компьютерной графики можно сделать зримыми или, как еще говорят, визуализировать такие явления и процессы, которые не могут быть увидены в действительности. Можно создать наглядный образ того, что на самом деле никакой наглядности не имеет (например, эффектов теории относительности, закономерностей числовых рядов и т.п.). На этой возможности компьютеров основывается так называемая когнитивная компьютерная графика - особое направление применения компьютеров в научных исследованиях, когда иллюстративные возможности компьютера используются для поиска закономерностей. Там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования, это уже качественно новый уровень развития принципа наглядности.
Принцип системности требует упорядочения дидактического материала, его планового охвата в соответствии с имеющимися основами, рационального деления материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения им при постоянном обращении к какому-то целому. Этот принцип понимается не только применительно к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне. Современная дидактика рассматривает каждое занятие как часть цикла занятий, связанную с другими частями и решающую общие с ними задачи. Применительно к обучению с использованием мультимедиа этот принцип:
1) предполагает разработку и обоснование формализованной модели предметной области при проектировании соответствующей обучающей программы;
2) отдает предпочтение комплексам программ по целым курсам по сравнению с отдельными разрозненными, пусть даже самыми совершенными, программами;
3) ставит вопрос о формах использования мультимедийных средств в учебном процессе, о соотношении новых и традиционных форм обучения.
Создателям мультимедиа-программ необходимо со всей серьезностью подходить к подбору материала. Перед ними, прежде всего, при проектировании системы стоят не столько технические вопросы, вопросы программной реализации системы, сколько педагогические. Почему для создания мультимедиа-программы берется именно эта тема, а не другая? Как разбить отобранный материал на смысловые порции, чтобы он не утратил целостности и логичности, и в то же время, чтобы эти порции были оптимальными для отображения в обучающей программе и для усвоения? Что является главным и как это главное можно выделить?
Применение электронного обучения непосредственно связано с принципом сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Современное образование, по крайней мере, отечественное, в чрезмерной степени коллективизировано, коллективные формы учебной работы продолжают доминировать в школе и вузе, хотя и показали свою неэффективность. Неэффективными оказались и меры по внедрению в образование форм так называемых индивидуальной и самостоятельной работы, индивидуального подхода к студентам. Один из путей достижения сбалансированности индивидуальных и коллективных форм обучения - внедрение электронного обучения, использование интерактивного характера работы с компьютером. Каждый обучаемый теперь может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей обучаемых способна осуществлять компьютерная программа, с помощью которой ведется обучение.
Каждый обучаемый в процессе обучения сталкивается с трудностями индивидуального характера, связанными с наличием пробелов в знаниях или особенностями мышления. При электронном обучении обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях студента, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.
Безусловно, компьютер не может выполнять многие из тех функций, которые осуществляет преподаватель, и никогда полностью не заменит его. Но не секрет, что в группе из 20-30 человек трудно оказать необходимую индивидуальную помощь студентам. Электронное образование позволяет решить эту проблему, привлекает внимание отдельных студентов к особенностям прорабатываемого материала. Каждый получает возможность работать в таком темпе, который приемлем для данного конкретного студента. Информация о выполнении заданий может накапливаться программой и обеспечивать мониторинг процесса обучения, что также позволяет осуществить индивидуальный подход к студентам.
В традиционном обучении принцип эффективности обучения ставит вопрос о производительности труда преподавателя, рациональном использовании времени на занятии. А это, в свою очередь, зависит от мастерства преподавателя, умений студентов, уровня их умственного развития, информированности. Важным условием успешного обучения является интерес студентов и изучаемому предмету, ходу обучения и его результата. Анализ педагогической литературы показал, что интерес связан со множеством факторов: содержанием изучаемой дисциплины, уровнем ее сложности, организацией процесса обучения, системой поощрений и наказаний, применяемый преподавателем, личностными качествами самого преподавателя, его мастерством и интересом к предмету, системой ценностей обучаемого, его ближайшего окружения, взаимоотношениями в коллективе, социальным заказом в подготовке по направлению науки, представляемому данным предметом.
Электронное обучение повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Новое в организации учебного процесса с участием электронного обучения, само изменение характера работы студента на занятии способствует повышению интереса к учебе. Важную роль играют элементы игры, состязательности в электронном обучении (например, подсчет очков и сравнение достижений различных учеников), или звуковые и зрительные эффекты.
Что касается технологии создания дистанционных курсов, то здесь основные проблемы заключаются в том, что круг специалистов, которые обязательно должны входить в команду разработчиков, очень широк и не всегда компания-разработчик может задействовать их всех для создания курсов. К тому же нет единой методики создания таких продуктов, не определены этапы процесса разработки и некоторые из этих этапов (особенно этапы анализа и оценки) просто опускаются.
Таким образом, можно выделить основные преимущества электронного обучения (ЭО) по сравнению с традиционными формами образования:
Для студентов:
Для администраторов учебных заведений:
Для преподавателей:
В итоге отметим, что информационные технологии незаменимы для эффективной организации учебного процесса в современных условиях. Как показал анализ, увеличение форм, видов, объемов и источников учебной информации, широкое распространение и быстрое совершенствование компьютерной техники и информационных технологий диктует необходимость смены приоритетов в высшем профессиональном образовании. Тенденции развития современной системы образования и уровень развития современных информационных технологий предполагают необходимость создания электронных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов по всем дисциплинам, изучаемым в вузах.