ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Реформирование высшего образования, вызванное социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.

Актуальными из них являются:

  • перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования России;
  • усиление практической направленности;
  • интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации;
  • активное внедрение современных информационных технологий обучения.

 Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее актуальных.

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационно-коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту построить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности.

Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий обучения. Эффективное применение информационных технологий в учебном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым. Возможности информационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей. А опыт, знания и традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющие информационного пространства.

Рассмотрим основные требования к процессу обучения, определяющие его успешность, результативность. Наиболее подходящими являются дидактические принципы В. А. Сластенина.

Принцип активности (самостоятельности). Пассивное обучение в настоящее время преобладает в школах и университетах. Не случайно самым ценным качеством преподавателя считается умение хорошо объяснять, а от ученика и студента требуется соблюдать дисциплину на уроке, внимательно слушать и запоминать, что говорит преподаватель, выполнять его указания.

Учебная деятельность должна быть творческим трудом, направленным на всестороннее саморазвитие личности студентов и студентов. Самостоятельность студентов и студентов - ключ к решению современных проблем общего образования. Цель и идеалы, к которым надо стремиться и постепенно подводить учащихся, это их самодеятельность в форме самообучения, самовоспитания, саморегуляция в учебно-воспитательном процессе. Одна из важных сторон электронного обучения - диалог обучаемого с компьютером, в ходе которого, во-первых, происходит включение вновь приобретаемого знания в систему деятельности обучаемого, а во-вторых, обучаемый имеет возможность сознательно управлять учебной деятельностью.

Принцип самостоятельности в дистанционном обучении реализуется за счет поля самостоятельности в обучающей программе. Наиболее эффективные обучающие системы позволяют студенту выбрать свой путь решения, оценить его эффективность. При этом, за обучаемым остается право выбора. Он может решить задачу по-своему, а затем сравнить свое решение с образцом. При такой организации процесса учения студенты и школьники учатся рефлексировать, анализировать свою работу, оценивать ее, сравнивать с образцом решения поставленной учебной задачи. Испытанное чувство удовлетворения от решенной задачи приводит к формированию потребности в познании, творчестве, самостоятельной работе по приобретению новых знаний.

Важен для современных школ и университетов принцип связи теории с практикой. Традиционное обучение является преимущественно теоретическим. Классно-урочная (лекционная) форма обучения исподволь, незаметно подталкивает каждого педагога в отдельности и всю систему образования в целом к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. В самом деле, любому педагогу излагать теоретические знания у доски и требовать от учеников воспроизведения этого изложения значительно легче, чем организовывать ориентированную на практику работу учащихся. Если же вести электронное обучение, то оно приобретает практический уклон: диалоговый характер работы с компьютером, его вычислительные моделирующие возможности предрасполагают к обучению в форме решения задач и к тому же задач практической направленности. Именно применение электронного обучения в учебном процессе позволяет существенно сдвинуть баланс теоретического и практического в обучении в сторону практического, так как компьютер обладает уникальными возможностями моделирования, в том числе имитационного, различных процессов, начиная физическими и химическими, и кончая социальными. Моделирующие программы могут способствовать профессиональной ориентации студентов, их экономическому и экологическому воспитанию.

Иллюстративные возможности дистанционного обучения в реализации принципа наглядности «лежат на поверхности» и привлекают внимание к использованию электронного обучения в первую очередь. Создалось даже положение, что иллюстративные аспекты обучающих программ довлеют над всеми остальными. Графические возможности дисплеев персональных компьютеров и современные технологии обработки и представления графической информации позволяют сделать электронное обучение очень наглядным. С помощью компьютерной графики можно сделать зримыми или, как еще говорят, визуализировать такие явления и процессы, которые не могут быть увидены в действительности. Можно создать наглядный образ того, что на самом деле никакой наглядности не имеет (например, эффектов теории относительности, закономерностей числовых рядов и т.п.). На этой возможности компьютеров основывается так называемая когнитивная компьютерная графика - особое направление применения компьютеров в научных исследованиях, когда иллюстративные возможности компьютера используются для поиска закономерностей. Там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования, это уже качественно новый уровень развития принципа наглядности.

Принцип системности требует упорядочения дидактического материала, его планового охвата в соответствии с имеющимися основами, рационального деления материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения им при постоянном обращении к какому-то целому. Этот принцип понимается не только применительно к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне. Современная дидактика рассматривает каждое занятие как часть цикла занятий, связанную с другими частями и решающую общие с ними задачи. Применительно к обучению с использованием мультимедиа этот принцип:

1) предполагает разработку и обоснование формализованной модели предметной области при проектировании соответствующей обучающей программы;

2) отдает предпочтение комплексам программ по целым курсам по сравнению с отдельными разрозненными, пусть даже самыми совершенными, программами;

3) ставит вопрос о формах использования мультимедийных средств в учебном процессе, о соотношении новых и традиционных форм обучения.

Создателям мультимедиа-программ необходимо со всей серьезностью подходить к подбору материала. Перед ними, прежде всего, при проектировании системы стоят не столько технические вопросы, вопросы программной реализации системы, сколько педагогические. Почему для создания мультимедиа-программы берется именно эта тема, а не другая? Как разбить отобранный материал на смысловые порции, чтобы он не утратил целостности и логичности, и в то же время, чтобы эти порции были оптимальными для отображения в обучающей программе и для усвоения? Что является главным и как это главное можно выделить?

Применение электронного обучения непосредственно связано с принципом сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Современное образование, по крайней мере, отечественное, в чрезмерной степени коллективизировано, коллективные формы учебной работы продолжают доминировать в школе и вузе, хотя и показали свою неэффективность. Неэффективными оказались и меры по внедрению в образование форм так называемых индивидуальной и самостоятельной работы, индивидуального подхода к студентам. Один из путей достижения сбалансированности индивидуальных и коллективных форм обучения - внедрение электронного обучения, использование интерактивного характера работы с компьютером. Каждый обучаемый теперь может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей обучаемых способна осуществлять компьютерная программа, с помощью которой ведется обучение.

Каждый обучаемый в процессе обучения сталкивается с трудностями индивидуального характера, связанными с наличием пробелов в знаниях или особенностями мышления. При электронном обучении обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях студента, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

Безусловно, компьютер не может выполнять многие из тех функций, которые осуществляет преподаватель, и никогда полностью не заменит его. Но не секрет, что в группе из 20-30 человек трудно оказать необходимую индивидуальную помощь студентам. Электронное образование позволяет решить эту проблему, привлекает внимание отдельных студентов к особенностям прорабатываемого материала. Каждый получает возможность работать в таком темпе, который приемлем для данного конкретного студента. Информация о выполнении заданий может накапливаться программой и обеспечивать мониторинг процесса обучения, что также позволяет осуществить индивидуальный подход к студентам.

В традиционном обучении принцип эффективности обучения ставит вопрос о производительности труда преподавателя, рациональном использовании времени на занятии. А это, в свою очередь, зависит от мастерства преподавателя, умений студентов, уровня их умственного развития, информированности. Важным условием успешного обучения является интерес студентов и изучаемому предмету, ходу обучения и его результата. Анализ педагогической литературы показал, что интерес связан со множеством факторов: содержанием изучаемой дисциплины, уровнем ее сложности, организацией процесса обучения, системой поощрений и наказаний, применяемый преподавателем, личностными качествами самого преподавателя, его мастерством и интересом к предмету, системой ценностей обучаемого, его ближайшего окружения, взаимоотношениями в коллективе, социальным заказом в подготовке по направлению науки, представляемому данным предметом.

Электронное обучение повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Новое в организации учебного процесса с участием электронного обучения, само изменение характера работы студента на занятии способствует повышению интереса к учебе. Важную роль играют элементы игры, состязательности в электронном обучении (например, подсчет очков и сравнение достижений различных учеников), или звуковые и зрительные эффекты.

Что касается технологии создания дистанционных курсов, то здесь основные проблемы заключаются в том, что круг специалистов, которые обязательно должны входить в команду разработчиков, очень широк и не всегда компания-разработчик может задействовать их всех для создания курсов. К тому же нет единой методики создания таких продуктов, не определены этапы процесса разработки и некоторые из этих этапов (особенно этапы анализа и оценки) просто опускаются.

Таким образом, можно выделить основные преимущества электронного обучения (ЭО) по сравнению с традиционными формами образования:

Для студентов:

  1. ЭО позволяет обучаться в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом (даже не очень частым доступом) в Интернет. Это особенно важно для работающих или занятых домашними обязанностями студентов, а также дает возможность получить образование тем, кто по состоянию здоровья вообще не может покидать своего дома.
  2. ЭО позволяет обучаться у лучших преподавателей.
  3. ЭО позволяет реализовать для студента индивидуальную учебную программу и индивидуальный учебный план. В частности, можно самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.
  4. В ЭО системы оценки знаний объективны и независимы от преподавателя. Здесь невозможно поставить оценку «с пристрастием».
  5. ЭО позволяет студенту постоянно консультироваться с преподавателем в ходе обучения.
  6. В ЭО сняты проблемы поиска и приобретения учебных материалов и пособий.
  7. ЭО отлично подходит для подготовки по остро необходимым сейчас интегральным специальностям.
  8. ЭО дешевле традиционных форм обучения (для студентов платных отделений).

Для администраторов учебных заведений:

  1. ЭО позволяет обучать студентов и привлекать к сотрудничеству лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах. С его помощью такие вузы могут успешно конкурировать со столичными учебными заведениями.
  2. ЭО дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше студентов и уменьшить затраты в расчете на одного студента.
  3. ЭО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью.
  4. ЭО с легкостью решает множество технических проблем - не нужно содержать большое количество учебных помещений, проще составить учебный план, отсутствуют проблемы замены заболевших преподавателей, и многие, многие другие, присущие традиционному образованию.

Для преподавателей:

  1. В электронном обучении роль преподавателя изменяется, и его возможности расширяются. Такая форма обучения позволяет преподавателю не терять времени на рутину образовательного процесса. При этом, что именно считать рутиной - проверку знаний, чтение однотипного курса или что-то иное - решает сам преподаватель, системы ЭО позволяют автоматизировать практически все, кроме личности самого преподавателя. Рабочее время педагога может быть посвящено, наконец-то, педагогическому творчеству.
  2. Преподавателям электронного обучения не надо покидать дом, как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома и состояния здоровья (например, опытным немолодым преподавателям).
  3. Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.
  4. Однако электронное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Обычно цикл подготовки занимает не более одной недели.

В итоге отметим, что информационные технологии незаменимы для эффективной организации учебного процесса в современных условиях. Как показал анализ, увеличение форм, видов, объемов и источников учебной информации, широкое распространение и быстрое совершенствование компьютерной техники и информационных технологий диктует необходимость смены приоритетов в высшем профессиональном образовании. Тенденции развития современной системы образования и уровень развития современных информационных технологий предполагают необходимость создания электронных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов по всем дисциплинам, изучаемым в вузах.

Просмотров работы: 12