МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОЛЕВЫХ ИГР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОЛЕВЫХ ИГР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Критическое положение в обучении информатики в школе, сегодня, очевидно. Данная проблема многоаспектна. Она включает и подготовку учительских кадров, и состояние методической науки, и формирование знаний у школьников.

Большинство учителей информатики, являются людьми, преданными своей профессии, подлинными энтузиастами своего дела. Но их энергия часто непродуктивно расходуется на изготовление пособий, не соответствующих стандарту подборку и размножение материалов, разработку новых вариантов обучения.

Результат такого положения на лицо. Выпускники школы не могут выполнять элементарные работы, которые они «изучали» годами, простейшие работы с графикой вызывают затруднения у большинства учащихся. А в этом, проблема не столько учеников, сколько проблема методики преподавания и возможность её использования.

Однако процессы, происходящие в современном мире, создают мощный стимул для изменения сложившейся ситуации. Мир развивается по пути интернационализации. Знание информатики сегодня - не только культурная, нравственная, но и экономическая потребность. Это осознается во всех странах Мира.

На данный момент в обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию, т.е. еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления. Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод. Иными словами, учащиеся не осознают, что они учатся, в силу того, что создается сильная иллюзия реальной коммуникации.

Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры, что является необходимым условием успешного обучения. «Роль - маска» помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру способствует снятию чувства неуверенности.

В связи с постоянным ростом и развитием информационных технологий в современном обществе, растет спрос на инновационные разработки - соответственно должен расти и уровень знаний, но на данном этапе развития происходят «непонятные вещи», практический опыт растет на много быстрее, чем знания. Одной из причин данного положения является отсутствие методических пособий. В частности пособий по «Компьютерной графике», безусловно, они существуют, но не всегда являются полезными Огромное количество печатной методической литературы, имеющейся в школьных библиотеках, является устаревшей. Из-за отсутствия нужных материалов, учителям информатики приходится прибегать к самостоятельному изготовлению пособий, презентаций, брошюр. Решение данной проблемы мы видим в возможности использовать на уроках такую форму проведения как: ролевые, деловые игры, позволяющие ученикам самостоятельно изучать ту или иную тему.

Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры:

  1. с одной стороны, само понятие «игра» столь общепризнанно, что его употребление не требует объяснений;
  2. с другой стороны - игра человека многолика и многозначна.

Таким образом, природа игры скрывает в себе истоки не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы, как интуитивно - художественной деятельности, живописи, музыки, литературы, кино и театра и др. Человеческую игру нельзя пояснить при помощи простых схем, кратких формул, и ясных выражений.

Игра является центральным понятием игровых методик, которые можно определить как форму учебного процесса в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональной деятельности, в предметах науки и культуры. Игра относится к основным видам человеческой деятельности. Все виды деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр назначений игровой деятельности для развития и самореализации детей. Игра - первичная стихийная школа, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения его окружающих людей, получить опыт работы в группе.

Игра это разумная и целесообразная деятельность, подчиненная правилам системы поведения. Игровая деятельность имеет аналогию с трудовой деятельностью взрослого человека, признаки которой полностью совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Игра - естественная форма труда ребенка, приготовление к будущей жизни. Ребенок всегда играет, и его игра имеет смысл, соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Для учащихся, игра - сфера их социального творчества, место их общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна, в игре ребенок много узнает о самом себе, об окружающих и получает знания на уроке. Игра - форма активности учащегося, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра побуждает в нем самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий навыков, знаний и умений.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, невозможно. Многие объяснения термина «игры», которыми располагает наука, недостаточно точные и полные, а иногда и просто неверные. У школьника часто выявляется игровой дефицит - при желании играть, он не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, обеспечивая школьнику, возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.

Содержательная сторона игры приобщает участников игры к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми. В данной работе понятие «игра» рассматривалось нами с разных позиций, как со стороны ученых педагогов, психологов, так и со стороны учеников, что позволило в дальнейшем использовать это понятие в более широком смысле. Опираясь на изложенное раннее, нами были выделены следующие утверждения из рассмотренных определений понятия «игры»:

  1. Игра - это один из инструментов, способствующих развитию интеллекта.
  2. Для учащихся игра - сфера их социального творчества, место его общественного и творческого самовыражения.
  3. Игра - путь поиска ребенком своего места и своей роли в коллективе. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.
  4. Игра - форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

В свою очередь в структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.)

Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Прежде  чем  подходить  к  представлению  методики,  необходимо  хотя бы вкратце обратиться к самому понятию «методика». В современной научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в широком и узком смыслах.  В  широком  смысле  методика  -  это  отрасль  педагогической  науки, предметом  которой  является  сложный  педагогический  феномен,  интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует  закономерности  функционирования  различных  методических  систем. Понимание методики в узком смысле связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (З. А. Абасов, В. И. Андреев, В. И.Загвязинский, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова и др.).

Отметим,  что  под  методической  системой  или  целостной  методикой  понимают   единство   целей,   содержания,   внутренних   механизмов,  методов   и средств  конкретного  способа  или  типа  обучения-самообучения,  воспитания-самовоспитания,   развития-саморазвития.   В   методической   системе   методы, приемы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса.

Реализовать конкретную методику можно на основе какого-либо педагогического  подхода.  Существует  множество  педагогических  подходов,  например,  системный,  деятельностный,  рефлексивный,  дифференцированный,  интегративный, модульный и т.д. Наша методика использования ролевых игр, реализована на основе модульного подхода.  

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток.

В своей работе мы  выделили  основные  модули  нашей  методики преподавания раздела «Компьютерная графика» с использованием ролевых игр. Предлагаемая нами методика включает в себя:

  1. Целевой;
  2. Деятельностный;
  3. Оценочный.

Организация и проведение урока по разделу «Компьютерная графика» с использованием ролевых игр.

Целевой модуль

Дидактические цели урока:

1.  Сформировать у учащихся знания о графических оболочках;

2.  Сформировать у учащихся знания о разновидностях графических оболочек; 

3.  Сформировать  у  учащихся  знания  о  программных  и  аппаратных  средствах компьютерной графики; 

4.  Сформировать  у  учащихся  умение  правильно  выбирать  графическую оболочку  для  своих нужд; 

5.  Сформировать  у  учащихся  умение  сохранять свои работы в различных расширениях;  

Методические задачи урока:

1.  Научить учащихся пользоваться различными графическими оболочками; 

2.  Научить  работать  в  команде; 

3. Научить навыкам практического использования навыков приобретенных на уроках «Информатики и ИКТ» при изучении графических оболочек.

Деятельностный модуль.

Основные знания, умения, навыки (ЗУН), которые подлежат начальной диагностике:

1. Умение работать графических редакторах;

2. Умение работать с приложением Inkscape;

3. Знание общих правил использования тех или иных графических редакторов;

4. Знание основ компьютерной графики.

Примеры ролевых игр, которые можно использовать на уроках «Информатики и ИКТ», при изучении компьютерной графики.

Оценочный модуль

Цель данного модуля - оценка приобретения учащимися ЗУН по разделу «Компьютерная графика».

Приведем примеры игр, которые можно использовать на уроках информатики при изучении компьютерной графики, для этого обратимся к  таблице 1.

Таблица 1. Возможные варианты игр на уроках информатики.

Название игры

Содержание игры

1) «Игра-Разминка»

 

Разминка для повторения графического редактора может состоять из таких вопросов:

1 Какие виды компьютерной графики вы знаете?

Ответ: дискретная и аналоговая

2 Минимальный участок изображения в векторной графике называется...

Ответ: пиксель

3Подумайте и назовите цифру - сколько редакторов вы знаете? Тот, у кого больше тот ответит. А для рисования?

4Как называется участок экрана, на котором вы рисуете картинку?

     Ответ: рабочая область

5Как называется орудие для производства каких-нибудь работ? Подсказка: он бывает столярный, слесарный, хирургический.

Ответ: инструмент

Это дает официант для заказа еды в ресторане и это есть в графическом редакторе?

Ответ: Меню

Избитый образец называется...

Подсказка: синоним слову трафарет.

Ответ: шаблон

2) Буквенный диктант

 

Этот прием - можно использовать как вариация разминки, а можно и в дополнение к разминке. Эффективен этот способ при обучении детей машинописи. Дети не бездумно стучат по клавишам, а им предлагается отвечать на вопросы не вслух, а в уме, и печатать только первые буквы цветов. Если они все сделают правильно, должно получиться слово, которому следует дать определение или представить это слово как тему урока.

Например:

  1. Устройство вывода информации - Принтер;
  2. Фирма производитель первых микропроцессоров - Интел;
  3. Устройство ввода текстовой информации - Клавиатура;
  4. Устройство ввода графической и текстовой информации - Сканер;
  5. Программа позволяющая создавать таблицы и высчитывать данные в ней - Excel;
  6. Операционная система, чьим символом является пингвин - Линукс;
  7. Бывает искусственным, реальным, виртуальным - Интеллект;

Ответом на данное задание будет слово собранное из первых бук ответов к вышеперечисленным вопросам - ПИКСЕЛИ (пиксель),  и определение к данному термину.

3) Собери картинку

 

Рисунок 1. Раздаточный материал на урок

Возьмем изображение рис. 1, разделим его на  9 частей, зададим каждому участку мозаики свой  номер в различных системах счисления:

1 элемент, число 101 в десятичной системе счисления  - 11001012

2 элемент, число 102 в десятичной системе счисления - 11010002

3 элемент, число 103 в десятичной системе счисления - 11010112

4 элемент, число 104 в десятичной системе счисления - 1468

5 элемент, число 105 в десятичной системе счисления - 1518

6 элемент, число 106 в десятичной системе счисления  - 1548

7 элемент, число 107 в десятичной системе счисления  - 6716

8 элемент, число 108 в десятичной системе счисления  - 6А16

9 элемент, число 109 в десятичной системе счисления  - 6D16

В результате команды должны предоставить главное слово в этом задании (название программы) и перевести все кодировки в десятичную систему счисления.

 

4) Кроссворд по разделу «Компьютерная графика», рис.2

 

 

 

Рисунок 2. Заполненный кроссворд.

Вопросы: 1 - Внесение изменений в рисунок. 2 - Тип графического редактора. 3 - Устройство ввода в компьютер графической информации. 4 - здание движущихся изображений. 5 - Графопостроитель. 6 - Устройство вывода графической информации. 7 - Устройство для хранения изображения. 8 - Наименьший элемент экрана. 9 - Вид компьютерной графики.

Таким образом, использование деловых игр на уроках информатики, когда-то вызывало сомнения, и трудности, но современные разработки и знания, намного упростили этот процесс. «Игра - это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она - педагогическое творение».

В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что  эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Ролевая игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Ролевая игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Приведенные в данной работе положения дают нам основание утверждать, что ролевая игра как форма организации учебной ситуации является средством активизации процесса обучения и помогает групповому общению. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения, и повышает эффективность обучения и интерес к изучаемому предмету.

Просмотров работы: 61