Основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека закладываются в детстве. Во все времена считалось, что здоровый ребенок является залогом физического и нравственного благополучия общества в целом.
Рассматривая проблему здоровья населения в современной России, Г.П. Соломенцева (2003) высказывает мнение, что в условиях происходящих перемен, постоянной переоценке опыта, отбрасывания старых доктрин и адаптации к новым, единственной надеждой в будущей цивилизации является создание здорового детства как фактора, способствующего национальной безопасности, а учитывая современную ситуацию, и как фактора, способствующего спасению нации.
Современная парадигма здоровьесберегающей педагогики предполагает, что качество образования может рассматриваться только в ракурсе сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. В то же время, как отмечает Н.Ю. Мищенко (2003), ориентация содержания отечественного дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное воспитание ребенка.
За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. Это касается, в первую очередь, состояния их нервной системы и опорно-двигательного аппарата (Т.С. Грядкина, 2008). Развитие такой ситуации связано с множеством причин, в первую очередь это отсутствие у детей мотивации к двигательной деятельности, а также значительное увеличение интеллектуальной и психо-эмоциональной нагрузки дошкольников в учебно-воспитательном процессе. Наблюдающиеся негативные тенденции свидетельствует о том, что приоритетом на этом возрастном этапе является оздоровление детей. Огромными возможностями в решении данной задачи обладают физические упражнения.
По вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста среди ученых и специалистов нет разногласий. Практически все признают пользу для дошкольников занятий физическими упражнениями, соответствующими уровню их физического и психического развития.
Совсем иная ситуация с вопросом о спорте детей дошкольного возраста. Здесь мнения, как ученых, так и специалистов не только расходятся, но часто совершенно противоположны. Чаще всего можно встретить ссылку на то, что дети дошкольного возраста не должны включаться ни в какую деятельность, связанную со спортом, потому, что это окажет негативное влияние на них. В то же время, другие исследователи (О.В. Козырева, 2002; М.А. Перекопская, 2002 и др.) считают, что занятия спортом формируют у детей дошкольного возраста позитивное отношение к собственному здоровью, помогают в организации досуга, в поиске места в жизни. Исходя из этого, необходимо приобщение детей к спорту.
Однако решение о занятиях спортом принимает не дошкольник, а его родители. Взрослые определяют, куда отдать ребенка, чаще всего, исходя из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Если родители понимают, что секцию они выбирают для ребенка, то, прежде всего, следует ориентироваться на его способности.
Среди прочих видов спорта, в последние годы среди родителей дошкольников популярностью стали пользоваться секции боевых искусств, в том числе и секции каратэ.
Японский термин КАРАТЭ состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела. Каратэ зародилось в XVI веке на острове Окинава из традиционного китайского Кэмпо (рукопашного боя). В конце XIX века Каратэ появилось в Японии, откуда распространилось по всему миру.
В отличие от дзюдо и айкидо, каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников. Поэтому существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно. Каждая из таких школ имеет свои истоки, достоинства и недостатки. Многие авторы указывают на то, что каратэ является прекрасным средством как физического, так и личностного развития человека (Н.Г. Москвин, 2006 и др.).
Целью нашего исследования было изучение отношения дошкольников, посещающих секцию каратэ, и их родителей к организации занятий. В исследовании принимали участия 30 детей в возрасте от 4 до 7 лет, а также родители детей, занимающихся в секции. Возраст родителей (мам и пап) - от 23 до 45 лет. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе было проведено анкетирования детей, которые занимались с сентября 2009 года по май 2010 года. На втором этапе было проведено анкетирование родителей этих детей.
В ходе беседы было определено, что большинству детей (86%) нравятся занятия каратэ. При этом, 36% дошкольников нравится заниматься, потому, что на занятии их хвалят, также 36% дошкольников нравится изучать различные удары, становится сильнее и 14% опрошенных детей, говорят, что им нравится играть на тренировках.
Следует отметить, что есть дети, которым не нравятся занятия каратэ (14%). Причины такого отношения следующие: 7% детей не хотят заниматься из-за того, что мама не смотрит, как они занимаются и 7% детей - из-за того, что их наказывают, когда они балуются.
С целью исследования эмоционального отношения детей непосредственно к занятиям каратэ использовались проективные методики (рисунки) (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1992). Детям было предложено нарисовать рисунок «Я занимаюсь каратэ». При анализе рисунков были использованы следующие параметры оценки: соответствие заданной теме; сюжет (что именно изображено); размер рисунка; цветовая гамма (использование цветов предпочтений ребенка); динамика изображения; правильность рисунка; законченность рисунка; выражение эмоций, настроений через мимику.
Анализ рисунков показал, что лишь малая часть детей (10%) отошла от заданной темы, что свидетельствует о том, что ребенок не понял поставленную перед ним задачу. Большинство детей с удовольствием выполнили это задание. 20% детей рисовали здание или помещение, в котором они тренируются. Это говорит о том, что ребенку нравится ходить на различные занятия проводящиеся в этом знание, то есть детей привлекает атмосфера и обстановка в помещении. 70% детей ярко и красочно изобразили сюжет в соответствие заданной темой, что свидетельствует о положительном отношении к занятиям каратэ.
Изучение мотивов родителей при выборе для своего ребенка секции каратэ показало следующее. Самыми значимыми мотивами оказались три: доступность занятий для детей дошкольного возраста, близкое расположение секции к дому, удобное время занятий. Значительно реже встречались мотивы: чрезмерная активность ребенка, желание выработать у ребенка уверенность в себе, рекомендация врачей: необходимость укрепления здоровья, отсутствие оплаты за занятия, желание видеть в ребенке будущего спортсмена.
Интересными представляются результаты анализа мнений родителей о спортивных перспективах их детей. Так 16,5% родителей хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом города, а 29,7% - кандидатом в мастера спорта. В то же время, для 19,8% родителей не важно, сложится ли спортивная карьера их ребенка. 34% опрошенных затруднились ответить.
На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался спортом в следующем учебном году?», все респонденты ответили положительно, причем 66% уточнили, что только с «нашим» тренером.
По окончании года родители смогли оценить результат занятий каратэ. Вот несколько высказываний родителей из анкет: «Он никогда не убирал свою комнату, пока я не отдала его в секцию каратэ» (мама); «За год занятий в секции каратэ мой сын очень изменился. Он стал усидчивее и начал серьезней относиться к любому делу» (папа), «Это просто самое лучшее вложение, которое я когда-либо делала в своего ребенка» (мама), «Я под впечатлением от выступления моего сына, такая отцовская гордость за сынишку, маленького, но очень волевого, упорного» (папа).
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. При выборе секции родители, в первую очередь, ориентируются на близость спортивной секции к дому. Большое значение для родителей в выборе секции является возраст, в котором дети могут начинать занятия данным видом спорта.
2. Изучение мнения детей о занятиях в спортивной секции каратэ показало, что они еще не идентифицируют эти занятия как спортивные, а воспринимают как увлечение. Они хотят заниматься, чтобы «быть сильными», «уметь защищать бабушку и дедушку», «уметь постоять за себя».
3. Изучение мнения родителей свидетельствует о том, что большинство из них не планируют для своих детей спортивное будущее, а водят их на занятия для повышения уровня общей физической подготовленности. При выборе секции многие родители ориентируются на желание детей; для части из них важнее не на содержание занятий, а личность тренера.
4. Исследование показало, что, при правильной организации занятий, каратэ может быть эффективным средством развития и воспитания дошкольников. Особенности организации занятий каратэ с дошкольниками заключаются в следующем: а) преимущественное использование игрового метода; б) использование системы поощрений за достижения; в) оценка и контроль отношения детей к занятиям посредством проективных методик; г) привлечение родителей к занятиям детей.
Литература