КОМПЛИМЕНТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОМПЛИМЕНТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Комплимент - один из неотъемлемых компонентов современной коммуникации, средство гармонизации межличностного взаимодействия.

Согласно проведенным исследованиям, комплимент представляет собой важное этикетное речевое действие. В чем же заключается ценность и польза комплимента? Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы...», а «ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше». В современных исследованиях по риторике комплимент включается в систему жанров эпидейктической речи.

Комплимент - одно из очень действенных средств установления контакта между людьми. Однако как речевой жанр, как компонент контактологии он пока еще мало изучен.  В настоящее время, когда в  речевом поведении происходят  существенные изменения и когда юноша вместо того, чтобы сказать девушке «Вы очаровательны», говорит «Я от тебя тащусь», изучение этого речевого жанра приобретает особое значение.

Известно, что коммуникация реализуется в конкретных коммуникативных ситуациях согласно нормам речевой деятельности, которая состоит из мотивированных речевых действий коммуникантов. Эти действия получили название «речевых актов». «Речевой акт - это целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Это - единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации. Для речевого акта характерны намеренность, целеустремленность и конвенциональностъ».

Обычным способом структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код (адресант - адресат - контакт - референт - код).

Комплимент представляет собой  первичный речевой жанр, основные функции которого - фатическая и прагматическая. Фатическая функция заключается в том, что комплимент способствует установлению связи, контакта между адресантом и адресатом, а прагматическая ориентирована на то, чтобы оказать на адресата воздействие, расположить его к себе.

Следуя духу концепции М. М. Бахтина о речевых жанрах, необходимо при изучении комплимента учитывать, что он представляет собой многоаспектное явление: имеет интегральные и дифференциальные признаки, касающиеся речевого замысла, структуры, типологии, особенностей плана содержания, выражения и функционирования в коммуникативном пространстве.

Анализ использования комплиментов на трех синхронных срезах (XIX в.; XX в. до 90-ых гг.; конец XX в. - начало XXI в.) позволил установить, что этот речевой жанр претерпел значительные изменения. Интегральные признаки, свойственные комплименту как первичному речевому жанру, сохраняются во всех трех периодах, но от XIX в. к XXI в. изменяется их характер и количественная представленность многих из них. Так, становится все меньше и меньше комплиментов, в которых контакт между участниками речевого акта устанавливается на основе таких качеств, как почтение по отношению к адресату, восхищение им, выраженное предельно деликатно, галантно, с соблюдением всех правил этикета.

На комплименте с точки зрения его содержания, формы и функций очень отчетливо отражаются изменения, происходящие в обществе. Так, например, дифференциальным признаком комплиментов советского периода является использование выражений типа «В вашем лице есть что-то... этакое... привлекательное... пролетарское»; «... вы самый славный из членов партбюро».

Комплимент, реализует свои основные функции при помощи различных тропов и фигур. Одним из наиболее часто встречающихся тропов в комплиментах является эпитет.

По семантическому признаку выделяют эпитеты, дающие портретную, психологическую, поведенческую характеристику лица либо характеризующие объекты по форме, размеру и т.д.

- Я? я переменился?.. О, никогда! Вы знаете, что это невозможно! Кто видел вас однажды, тот навеки унесет с собою ваш божественный образ (Лермонтов, II т., 547);

В комплиментах часто встречается употребление такого тропа, как перифраза.

- А, прекрасная владычица дум моих! - произнес он, входя. - Вы уже на ногах? (Бальзак, VI т., 334).

В данном примере автор использует поэтическую перифразу, которая делает более выразительной речь героя.

В комплиментах, часто встречается употребление такого языкового средства выражения, как метафора.  

В результате анализа выявлены следующие группы комплиментов:

1) серьезный комплимент - соответствие интенционального состояния автора комплимента выражаемому чувству и истинности пресуппозиции высказывания:

- А ваши губки, сударыня, лучше нежели всякая погода (Гоголь, IV т., 69);

2) наигранный комплимент - несоответствие интенции адресанта, намеренное использование неистинности пресуппозиции:

- Какой голосок, глазёнки так и бегают. От одной улыбки можно сойти с ума...

3) шутливый комплимент - наличие шутливого тона, придающего особую дополнительную окраску высказыванию или имеющего своей целью поднять настроение адресата:

- Браво, браво! - говорят они. - Вы прелестно загримировались! Какая у вас смешная рожица! А где вы достали такой оригинальный костюм? (Чехов, I т., 407);

4) иронический комплимент - эмоциональное оценочное высказывание, имеющее интенционально отрицательную окрашенность:

- ... Но что это? Вы, кажется, во фраке! Вот новость! На бал едете, что ли? Между прочим, вы похорошели... Вправду, зачем вы таким франтом? (Чехов, XI т., 318);

5) фамильярный, грубый комплимент - использование экспрессивных лексических средств со сниженной стилистической окраской; в этом отношении характерны примеры из Интернета:

- А глаза - как звезды... один выше, другой ниже!

В традиционных, классических комплиментах установление контакта и осуществление воздействия на адресата проходит мягко, ненавязчиво, доброжелательно и способствует психологическому сближению собеседников.

Современные комплименты, отражающие отношения между молодыми людьми, часто являются очень развязными по содержанию и по форме. Именно в комплиментах современные молодые люди стремятся выразить свои чувства, эмоции, стараясь быть при этом остроумными, экстравагантными, что часто приводит к чрезмерным преувеличениям и скрытым насмешкам по отношению к адресатам.

Особенно ярко комплимент как новое явление в речи современной молодежи отражен в системе Интернет, причем надо отметить то обстоятельство, что в разделе комплиментов там фактически много не комплиментов, а высказываний, имеющих большее отношение к жанрам флирта или иронии. Современные комплименты объединяет общая тенденция, которая выражается в стремлении у молодежи выделиться с помощью комплимента перед своим собеседником, сострить, соригинальничать. Практически каждый такой комплимент содержит в себе, наряду с похвалой, какой-либо элемент иронии или издевки.

Литература:

  1. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика // Курс лекций для студентов вузов. - Ростов-на-Дону, 1999
  2. Москвин В. П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций. - Волгоград, 2000
  3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской разговорной речи. - М., 2006
  4. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. - М., 2002
Просмотров работы: 489