Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Большую роль в духовно-нравственной подготовке подрастающего поколения играет школа. Формирование у детей духовно-нравственных качеств в условиях общеобразовательной школы происходит в процессе взаимодействия педагогов и учащихся. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В 2007 и 2008 г.г. в посланиях Президента Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Так общие вопросы духовности, смысла жизни рассматривались В.Г. Александровой, Н.А. Бердяевым, Л.П. Буевой, Б.С. Гершунским, М.С. Каганом, В.И. Ксенофонтовым, В.И. Мурашовым и др. Вместе с тем, среди ученых, занимающихся философскими аспектами духовности, нет единого понимания сущности «дух», «духовность», что повышает актуальность анализа научных основ духовно-нравственного воспитания.
Психологические аспекты духовности личности нашли отражение в трудах Б.П. Братуся, Б.С. Гершунского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В. Франкла, Э. Эриксона и др., где рассматривались не только вопросы воспитания духовных потребностей, духовных ценностей, формирования мировоззрения, но и проблемы духовного кризиса и потери смысла жизни.
В последние годы появилось много работ, связанных с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, В.К. Журавлев, С.Ф. Иванова, М.Н. Кузьмин, А.Е. Лихачев, В.И. Слободчиков, Д. Смирнов, А.Н. Стрижов, Л.В. Сурова, О.А. Сысоев, В.Ю. Троицкий и др). Большой интерес вызывают труды христианских педагогов и учёных (М.И. Андреев, А. Дауге, В.В. Зеньковский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Феофан Затворник, Владимир Богоявленский и др.), позволяющие рассматривать сферу духовного как обращенность вглубь человека и соотношение веры и разума.
Понять сущность и психолого-педагогические механизмы духовно-нравственного воспитания человека помогут нам теоретико-методологические обоснования таких категорий, как гуманизация педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, А.В. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Э.Н. Гусинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм), личностно-ориентированное обучение (C.JL Братченко, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманнская и др.). Взаимодополняемость данных направлений позволяет выделить в качестве базовых, сущностных характеристик личности духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).
Анализ литературы позволяет убедиться, что достаточно полно и глубоко исследованы социальные аспекты нравственности, как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу (А.Ф. Анисимов, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.). Теория и практика духовно-нравственного воспитания и гуманизации педагогического процесса изучались Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, В.А. Караковским, И.А. Колесниковой, С.В. Кульневичем, Б.Т. Лихачевым, и др. Большое внимание в современной науке уделяется вопросам воспитания духовных потребностей, духовных ценностей, формированию мировоззрения (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский и др.).
Несмотря на анализ литературы, существуют противоречия между пониманием важности духовно-нравственного воспитания и недостаточно полным теоретическим обоснованием этой деятельности в начальной школе; между практической реализацией процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточно разработанными методическими материалами.
Проблемой нашего исследования является создание психолого-педагогических условий для формирования духовно-нравственного воспитанности школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно- нравственное воспитание.
В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования духовно- нравственной воспитанности младших школьников.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - учебные задания как средство духовно-нравственного воспитания.
Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу: духовно- нравственное воспитание младших школьников будет осуществлено если:
1) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие сущности, принципов, условий духовно-нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
2. Диагностика результативности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3.Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию духовно-нравственного воспитания.
«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии» - пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории».
Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В настоящее время не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик. Одной из таких методик является методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся. Младшим школьникам предлагается объяснить смысл таких слов как: мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина. Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся. Детям предлагается дать оценку 10 утверждениям по 4 критериям, например, « Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду». Если ребенок согласен с утверждением, то ставится высший балл и т.д.
Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения». Учитель прочитывает детям пять незаконченных предложений, которые дети должны продолжить.
Целесообразно использовать диагностику отношения к жизненным ценностям. Детям предлагается представить, что у них есть волшебная палочка и список десяти желаний, из которых надо выбрать только пять". Например, Быть человеком, которого любят.
Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся. Ребятам зачитывается четыре вопроса, на которые нужно выбрать из четырех данных на них ответов один. Далее подсчитывается сумма положительных ответов, данных учеником.
Проведенный нами обзор основных направлений, позволяет рассматривать духовно-нравственное воспитание младшего школьника как педагогически направляемый процесс. Этот процесс включает осознание и принятие младшим школьником как личностно значимых смыслов высших человеческих, нравственных ценностей, так развитие в нем стремления проявлять себя нравственно в соответствии с данными ценностями.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Список литературы: